Ираида Ильина
Картотека «Игры и эксперименты для второй младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека
Для 2 младшей группы
Налил-вылил
Игра способствует развитию координации движения,
расширяет представления о свойствах вещества
Необходимый инвентарь: емкость с водой, один
большой и один маленький стакан.
• Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите,
как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать
ее в другой.
• Предоставьте ребенку свободу действий.
Выжми мочалку
Игра способствует развитию мелкой моторики
Публикация «Картотека „Игры и эксперименты для второй младшей группы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая
губка.
• Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку,
как с помощью губки можно переносить воду из одной
посуды в другую.
• Предложите попробовать самому сделать то же самое.
Водонос
Игра знакомит со свойствами вещества и понятием
объема, способствует развитию координации движении
Необходимый инвентарь: тазик с водой, две или
три банки, деревянные палочки.
• Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом
положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку,
ситечко, губку.
• Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика
разными предметами и переливать в разные банки.
• Сравните, в какой банке воды окажется больше.
• Спросите, чем зачерпнуть вообще не получится.
• Измерять глубину воды в банках можно так, как это
когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную
палочку (правда, у моряков был канат с грузом).
Сквозь сито
Игра знакомит с назначением предметов и свойствами
вещества
Необходимый инвентарь: стакан, сито.
• Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть
малыш льет воду из стакана в сито.
• Объясните ему, почему вода утекает.
Поплывет или утонет
Игра способствует развитию наблюдательности,
мелкой моторики, освоению навыков классифицирования
предметов
Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде
(камушки, ложки, винтики, пуговицы, и предметы, не
тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые
игрушки, емкость с водой, два пустых ведерка.
• Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите
все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы
в воду и наблюдает за ними.
• Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте
их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло,
в другое — то, что оказалось на дне.
Превращения воды
Игра знакомит со свойствами вещества
Необходимый инвентарь: фигурные формочки и
формочки для льда.
• Расскажите ребенку, что вода, поставленная в
морозильную камеру, замерзает и превращается в лед.
• Продемонстрируйте это наглядно.
• Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите
его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов,
которые вы заполняли водой.
• Понаблюдайте за таянием льда.
• Добавив в воду краски, можно получить разноцветный
лед и выложить из него красивые узоры.
Рисовальнички
Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить
что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются
новые цвета.
Материал: большой лист бумаги для акварели, смоченный водой,
клеёнка, краски и кисти.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Солнце жёлтое на небе
Красные цветут цветы
В синем море плещет рыбка
Нарисуй всё это ты.
Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования
акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелите
клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните
кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Дайте
возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по
рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе
нежные, размытые, светлые полутона.
Солнечный зайчик
Цель: познакомить с естественным источником света –
солнцем.
Материал: маленькие зеркала, солнечный свет
Ход игры - эксперимента
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с
помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание
малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по
потолку, со стены на диван и т. д. предложите поймать
убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра,
поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите,
как поймать луч, а затем встаньте у стены.
Считалочка-купалочка
Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.
Материал: ванночка с водой, игрушки.
Ход игры - эксперимента
Художественное слово
Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
Рыбалка
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно
процедить через сачок.
Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг,
мелкие игрушки.
Ход игры - эксперимента
Художественное слово
- Рыболов, какую рыбку ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных
рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг.
В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на
поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить
сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь
конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку».
Мыльные пузырьки
Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри,
познакомить с тем, что при попадании воздуха в
мыльную воду образуется пузырь.
Материал: мыльная вода, коктельные трубочки, бутылочки
с отрезанным дном, корпус гелевой ручки.
Ход игры – эксперимента
Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена.
Затем разъедините ладони так, чтобы между ними
образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка.
Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь.
Воду для мыльных пузырей можно приготовить
самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.
Водопад
Цель: дать представление о том, что вода может
изменять направление движения.
Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки
из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого
в виде лесинки.
Ход игры – эксперимента
Предложите детям поиграть с воронками и желобками.
Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки,
а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку,
изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте
воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей,
на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если
мы будем держать желобки по-другому (направление
движения воды изменится).
Кто разбудил китёнка
Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть
воздух и обнаружить его.
Материал: ванночка с водой, соломинки, мыльная вода
в стаканчиках.
Ход игры – эксперимента
Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и
попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода
забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор
и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из
ковшика вырастет пышная мыльная «борода».
Ветка в вазе
Цель: показать значение воды в жизни растений.
Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка
«живая вода».
Ход игры – эксперимента
Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро
распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё
наклейку «живая вода».
Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После
поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из
важных свойств воды – давать жизнь всему живому.
Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что
произойдет, развивайте умение делать предположения.
Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и
появятся зелёные листочки.
Пенный замок
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха
в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки,
резиновая игрушка.
Ход игры – эксперимента.
В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья
посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую
коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть.
Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка
вырастет облако переливающихся пузырей. Дайте ребёнку
трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами,
затем самостоятельно.