Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Зимние забавы» для детей 4–7 лет
▼ Скачать +Заказ
Утренняя гимнастика:
«Нам не скучно»
Лексика :
I. Зимние игры, зима, снег, снеговик, санки, лыжи, коньки.
Лепить, кататься.
Зимний, основные цвета (повторение, белый, большой, поменьше, самый маленький.
II. Снежки, каток, горка, снеговик, санки, лыжи, хоккей.
Зимний, снежная, ледяной, скользкие.
Кататься, съезжать, разгоняться, бросать, лепить.
III. Лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, лопата, хоккей, ворота, вратарь, клюшка, шайба.
Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Зимние забавы“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Зимние забавы и игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться.
Быстрый, острый, зимний, скользкий.
Общие речевые навыки:
Артикуляционная гимнастика «Как язычок лепил снеговика»
«Снежки с Бабой Ягой» - воспитание физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.
Дети дуют на ватку - «снежок», который скатывается к ним обратно.
«С горки» - развитие речевого дыхания.
Педагог предлагает детям представить, что они катятся на санках с высокой горы. Дети делают глубокий вдох носом. На выдохе произносят: «У-у-ух!» санки свалились в сугроб.
Общая и мелкая моторика:
I-II «Хорошо зимой гулять»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Хорошо зимой гулять:
Ком лепить, в снежки играть.
На санках быстрых покататься,
С горы на лыжах лихо мчаться.
На коньках по льду бежать,
Снег лопаткой разгребать.
Хорошо зимой гулять!
«Лепим мы из снега ком»
Лепим мы из снега ком,
Дети сжимают и разжимают кисти рук.
Из комочков слепим дом.
Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны.
Звери будут в доме жить,
Веселиться и дружить,
Хлопают в ладоши.
Вместе домик сторожить.
Соединяют руки в «замок».
III «Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
Дети изображают ходьбу на лыжах.
А потом – на коньках,
Изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах!
«Падают».
А потом снежинки лепили,
Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежинки катили,
Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали
«Падают».
А потом мы побежали.
Бегут по кругу.
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять.
«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили,
«Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили,
«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались,
Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.
А еще в снегу валялись.
Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли.
Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли.
Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :
I. «Лепим снеговика» - пополнение номинативного и предикативного словаря, развития восприятия величины предметов, воображения; обучение прослеживанию последовательности событий.
«Чего нет у снеговика?» - уточнение номинативного словаря, образование форм имен существительных родительного падеже единственного числа.
«Зимние забавы» - развитие навыка рассматривания простых сюжетных картин, пополнение номинативного, предикативного словаря, словаря признаков.
Педагог, показывая на сюжетные картинки :
- Весело детям зимой! Дети лепят снеговика. Что делают дети?
- Дети играют в снежки. Что делают дети?
- Мальчик катается на санках. Что делает мальчик? На чем катается мальчик?
- Девочка катается на лыжах. Что делает девочка? На чем катается девочка?
- Мальчик катается на коньках. Что делает мальчик? На чем катается мальчик?
II. «Идем на прогулку» - практическое употребление глаголов будущего времени.
Педагог спрашивает перед прогулкой детей, что они будут делать на улице: Я буду лепить снеговика. Я буду кататься на санках. И т. д.
«Зимние забавы» - составление предложений по сюжетным картинкам.
Педагог выставляет на наборное полотно сюжетные картинки, дети составляют предложения. Педагог обращает внимание детей на то, что происходящее на картинках бывает только зимой.
Дети катаются на санках.
Дети катаются на лыжах.
Дети наряжают елку. И т. д.
III. «Почему так назван?» - словообразование, в том числе и на образование сложных слов.
Конькобежец - потому что бегает на коньках,
саночник -. ,
лыжник -. ,
сноубордист -. ,
хоккеист -. ,
фигурист -.
«Кому что нужно?» - употребление дательного падежа существительного.
Лыжи нужны. (лыжнику,
клюшка нужна -. ,
коньки нужны -. ,
санки нужны -. ,
сноуборд нужен -. ,
шайба нужна -.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
I. «Хлопни, как я» (1, 2, 3 хлопка)
«Идем - крадемся» (Железнова)
Подвижная игра – песенка «Маленькие зайки» (Хисматуллина)
II. «Где звенит колокольчик»
Педагог выстраивает детей в шеренгу и достает колокольчик.
- Посмотрите, какой у меня колокольчик. Послушайте, как он звенит. Сейчас я буду ходить по группе и звенеть колокольчиком, а вы будете показывать и говорить, где звенит колокольчик: вверху, внизу, впереди или сзади.
Игра проводится до тех пор, пока каждый ребенок не ответит по 2 раза.
«Услышь ошибку»
Педагог: - Поднимите руку, если произнесенное мною слово не относится к зимним играм и забавам.
- Зимой дети катаются на санках, на лыжах, на велосипеде, на снегокате, на ледянках, играют в футбол, в хоккей, в мяч, строят снежную крепость, песочный замок, лепят снежки, песочные пирожки, снежную бабу.
III. «Лепим снежки»
Дети образуют круг. Педагог, произнося свои слова, раскладывает перед каждым ребенком чистый лист бумаги.
- А теперь, 1-2-3-4-5, будут пальчики играть! На каждый слог знакомого вам двустишия «Снегопад», вы должны скомкать свой лист бумаги так, чтобы он превратился в «снежок».
Дети: - Снего-снего-снегопад, каждый будет очень рад.
Будут лыжи и коньки, будут санки и снежки.
«Какое слово отличается от других?»
- Лед, лед, йод, лед.
- Клюшка, плюшка, клюшка, клюшка.
- Санки, банки, санки, санки.
- Стужа, стужа, лужа, стужа.
- Лед, мед, лед, лед.
- Каток, платок, каток, каток.
- Снежинка, машинка, снежинка, снежинка.
Связная речь:
II. «Идем на прогулку» - составление предложений по двум опорным картинкам.
Педагог «собирается» с детьми на прогулку и выставляет пары картинок (штаны и кофта; шарф и шапка; носки и валенки и т. д.).
Дети по очереди рассказывают, что они надевают.
Я надеваю штаны и кофту.
Я надеваю шапку и шарф.
Я надеваю носки и валенки. И так далее.
III. «Составь рассказ» - учить детей составлять рассказа с помощью слов.
- Зима, морозы, узоры, березы (наступила зима. Ударили первые морозы. Мороз разрисовал окна узорами. Березы стоят в инее).
Художественная литература:
Зимняя история «Красные санки Оливера»
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
В. Егорова «Снеговик»
Э. Успенский «Проказы старухи зимы»
Н. Носов «На горке»
Н. Калинина «Про снежный колобок»
Просмотр м/ф. : «Снеговик-почтовик, «Дед Мороз и лето», «Зимние сказки», «Лыжники», «Шайбу, шайбу!»
Игры с природными материалами:
I. «Шишка и пальчики»
Шишку я на пальчик ставлю
и постукиваю.
На другой переставляю
– поворачиваю.
По всем пальчикам пройду –
Шишечку переверну.
II. Игра с песком «Отпечатки»
Дети оставляют отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
Дидактические игры:
I. «Подбери, разложи фигуры по цвету в коробочки» - формирование представлений об основных цветах и о геометрических фигурах, развитие зрительного восприятия, мыслительных операций, внимания.
«Найди и положи рядом такой же» - развитие произвольной зрительной памяти.
Разложить геометрические фигуры по цвету и форме.
«Снежинка» - развитие внимания, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, учить выкладывать заданный предмет и называть его.
Выкладывание из счетных палочек по образцу.
II. «Когда это бывает?» - дифференциация понятий зима – лето.
Педагог произносит ряд слов, а дети должны сказать, когда это бывает – зимой или летом: снегопад, дождь, Снегурочка, цветы, санки и т. д.
«Снеговика сложи и об этом расскажи» - развитие сенсорных представлений.
Педагог раздает детям геометрические фигуры, из которых они складывают снеговика. Затем рассказывают о том, что одни делали.
«Построй по росту» - развитие сенсорных представлений.
На столе пять снеговиков, разных по величине. Педагог просит детей расположить их по росту: самый большой, большой, поменьше, маленький, самый маленький.
«Покажи картинку» - развитие зрительного внимания и восприятия.
Педагог кладет на стол перед каждым из детей плоскостное изображение снеговика.
- Можно сесть тому, у кого снеговик с желтой метлой.
Ребенок садится.
- Теперь можно сесть тому, у кого снеговик с красным ведром на голове.
Ребенок садится. И т. д.
Педагог. Правильно, садись, Ваня. Не случайно я приготовила для вас эти картинки. Наступила зима. На улице много снега.
III. «Зимние забавы» - учить детей работать по инструкции.
Педагог предлагает детям по очереди вытаскивать из шляпы фанты (карточки с рисунком). Остальным игрокам нужно придумывать задание и отвечать на вопрос педагога: «Что делать этому фанту?». Дети могут ответить: «Рассказать, что он делает» или «Показать, что он делает». В первом случае игроку, доставшему фант, нужно рассказать о своих действиях. Например, «Я беру клюшку и шайбу, надеваю коньки и выхожу на лед». Во втором случае показывается пантомима. Остальным игрокам нужно догадаться, что изображает водящий.
«Ассоциации» - развитие речевых ассоциаций, воображения.
«Раз, два, три, что может быть опасно - найди» - закрепление представления об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания.
Сюжетно-ролевая игра:
«Лесные забавы»
Учить проявить интерес к игре, побуждать к активной деятельности.
Предложить несложный сюжет, предоставить возможность выбрать роль.
Упражнять детей в умении ориентироваться, в сооружении знакомой постройки, развивать речь, сообразительность.
Воспитывать уважение к друг другу, любовь к животным, уметь находить выход из конфликтных ситуаций.
Закреплять умение в ходьбе и беге по кругу.
Театрализованные игры:
Двигательная импровизация «Зимние забавы» - развивать умения выполнять движения под ритм музыки в сопровождении художественного слова.
* Лыжи надеваем мы
Дети идут друг за другом.
И идем кататься.
Подражают движениям лыжников.
Посмотри-ка, как на них
Можно быстро мчаться.
* Санки с горки ледяной
Дети разбиваются в пары. Один ребенок впереди, другой сзади.
Быстро мчатся сами,
Впереди большой сугроб –
Берутся за руки и бегут друг за другом.
Бах! – застряли сани.
Останавливаются и приседают.
«Морозко»
Конструктивные игры:
I. «Горка» - учить строить горку с лесенкой из кирпичика и призмы, развивать конструктивные способности, внимание детей, творческие способности.
II. «Крепость» - тренировать в постройке крепости из конструктора; развивать логическое мышление.
III. «Снежный дворец» - объединение детей общей целью, развитие фантазии, конструктивных навыков.
Подвижная игра:
II. «Пятнашки» - развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Площадка для игры очерчивается линиями (размер площадки - 5х5 м). Дети врассыпную ходят по площадке, педагог в это время произносит следующие слова:
Любим мы играть в пятнашки,
Убегать и догонять.
Запятнаем много деток –
Раз, два, три, четыре, пять!
Ну-ка, Петя (Маша,) выбегай,
Ты ребяток догоняй!
III. «Гонки с шайбой» - развивать выносливость, быстроту, ловкость.
Закреплять умение прокатывать шайбу клюшкой.
«Дорожки» - совершенствовать умение скользить по ледяной дорожке.
На снегу рисуются две дорожки разной формы. Детям предлагается пройти по ним, как можно точнее повторяя все их изгибы. Если зигзаги на дорожках сделать достаточно выраженными, то ребенок может идти по ним с закрытыми глазами, руководствуясь подсказками своих товарищей.
«Снежки - салочки» - обучать бегу в игровой манере, развивать ловкость и координацию движения.
От обычных салок игра отличается тем, что водящий может не только догнать и осалить игроков, но и попасть в них снежком.
Подвижная игра с речевым сопровождением:
II. «Идем по сугробам»
Сколько снегу навалило!
Не проехать, не пройти.
Мы в сугробы провалились,
Как дорожку нам найти?
Дети идут, перешагивая расставленные педагогом кубики высоким шагом.
III. «Зимний хоровод»
Дети образуют круг, становятся лицом в его центр.
Шире круг, шире круг,
Зимушка зовет
Шагают на месте, хлопают в ладоши.
Всех девчонок и ребят
В зимний хоровод.
Поворот вправо, правую руку в сторону, левую – на пояс. То же влево.
Дружно за руки возьмитесь,
Раз, два, три.
И по кругу пробегитесь,
Раз, два, три.
Берутся за руки, бегут по кругу.
Как лошадки в поле чистом,
Раз, два, три.
Выполняют прямой галоп по кругу, обе руки к груди, сжать в кулачки.
Вы по кругу проскачите,
Раз, два, три.
А теперь шагайте вместе,
Раз, два, три.
Шагают на месте.
На одном и том же месте,
Раз, два, три.
Как снежинки покружитесь,
Раз, два, три.
Кружатся на месте, руки в стороны – вниз.
И на землю опуститесь,
Раз, два, три.
Присаживаются на корточки.
Игра малой подвижности:
I. «Воздушный шар»
Дети образуют круг, берутся за руки. Вслед за педагогом, стоящим в кругу вместе с детьми, повторяют движения и действия в соответствии с текстом.
С мамой в магазин ходили,
Шар воздушный там купили.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Будем шарик надувать,
Будем с шариком играть.
Останавливаются, поворачиваются лицом в центр
круга, держатся за руки, выполняют «пружинку».
Шар воздушный, надувайся,
Шар воздушный, раздувайся.
Идут назад маленькими шагами - надувают шар.
Надувайся большой
Да не лопайся!
Хлопают в ладоши.
Шар воздушный улетел,
Да за дерево задел.
Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону.
Да за дерево задел.
И… лопнул!
Руки ставят на пояс, медленно приседают, произнося: «Ш-ш-ш-ш».
II. «Ровным кругом»
Выбирается водящий. Остальные дети образуют круг, в центр которого он становится. Дети берутся за руки, идут в правую или левую сторону (по указанию педагога, произнося следующие слова:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно, вместе
Сделаем. вот так.
Затем дети останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, опускают руки вниз. Водящий выполняет какое-либо движение, дети повторяют его. Водящий, выполнив какое-либо движение, идет вдоль круга и смотрит, кто из детей выполнит показанное движение лучше всех. Этот ребенок становится следующим водящим. Игра продолжается.
Примечание. Водящие придумывают различные движения, фигуры (наклоны, приседания, пружинка, кружение на месте, прыжки и т. д., стараясь не повторять движения, показанные предыдущими игроками.
III. «Зимняя игра»
Посмотри, как блестит,
Поднимают руки вверх и плавно качают кистями.
Под ногами хрустит
Топают ногами.
Беленький снежок,
Легкий, как пушок.
Постепенно опускаются на корточки, показывая руками, как идет снег.
Одевайся живей,
«Надевают» шапочку, шарфик.
Побежим веселей
Бегут на месте.
Бегать и играть,
И снежки кидать.
«Лепят и кидают снежок».
Ты на санки садись
И за спинку держись,
Крепче ты держись,
Покатались вниз.
Встают в пары. Первый ребенок поворачивается спиной ко второму, отводит руки назад берется за обе руки второго («санки»). Дети парами бегут на носочках по кругу.
Ух!
Приседают.
Психогимнастика:
«Снежки». Регуляция мышечного тонуса мышц рук.
Дети стоят в двух шеренгах друг против друга и изображают, как они лепят и бросают снежки. Когда «снежок» лепят, его перекладывают из руки в руку – при этом мышцы рук напрягаются. Когда «снежок» бросают, мышца руки расслабляется.
Мы в снежки играем смело.
Дети лепят снежки.
Ах, какое это дело!
Мы играем целый день.
Хлоп-хлоп! Не зевай!
Первая шеренга детей «бросает» снежки в детей из второй шеренги.
Ты со мной в снежки играй!
Дети второй шеренги уворачиваются от снежков – наклоняют туловище вправо-влево.
Хлоп-хлоп! Не зевай!
Вторая шеренга детей «бросает» снежки в детей из первой шеренги.
А теперь в меня бросай!
Дети первой шеренги уворачиваются от снежков – наклоняют туловище вправо-влево.
Мимическое упражнение :
«Найди снеговика». Умение различать эмоции и выражать их мимически.
Дети рассматривают портреты снеговиков, выражающие различные эмоции (радость, гнев, уныние, озорство, грусть и т. п., стараясь изобразить их на своем месте. Затем выбирают снеговика по заданию педагога.
Самомассаж:
Массаж тела «Снеговик»
Раз – рука, два – рука,
Дети вытягивают вперед одну руку, затем другую.
Лепим мы снеговика.
Имитируют лепку снеговика.
Мы скатаем снежный ком
Ладонями делают круговые движения по бедрам.
Вот такой,
Разводят руки в стороны, показывая большую величину кома.
А потом поменьше ком –
Растирают ладонями грудь.
Вот такой,
Показывают величину кома поменьше.
А наверх поставим мы
Поглаживают ладонями щеки.
Маленький комок.
Соединяют пальцами рук вместе, держа ладони на расстоянии («Маленький комок»).
Вот и вышел снеговик –
Снеговичок.
Ставят руки на бока и делают повороты корпуса вправо – влево.
Загадки:
* Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили.
Ледяной водой облики,
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Снежная горка)
* Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла.
(Снеговик)
* Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
(Коньки)
* Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится?
(Лыжник)
* Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры – помчались с горы.
(Санки)
* По снегу покатите – я подрасту,
На костре согреете – я пропаду.
(Снежный ком)
* Две полоски на снегу
Оставляют на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной.
(Лыжи)