Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме «Зима. Лес зимой» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема : «Зима. Лес зимой»
Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить понятие время года – зима. Подумать над тем, какие изменения происходят в жизни людей с приходом зимы. Побеседовать с детьми о том, почему детям нравится зима. Чтение произведений по теме, с рассматриванием иллюстраций. Загадки, пословицы, поговорки, народные приметы.
Публикация «Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме „Зима, Лес зимой“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Зима
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
Ввести в активный словарь:
существительные: зима, декабрь, январь, февраль, снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, мороз, оттепель; снежинка, лёд, сосулька, шуба, шарф, валенки, варежки.
прилагательные: холодный, морозный, снежный, сильный, легкий, рассыпчатый, скованный, скользкий, тёплый,
глаголы: падать, покрывать, сковывать, оттаять, кружиться, завывать, заметать, трещать, прилетать, замерзать, дуть, надевать, морозит, скользит.
Грамматические категории:
• Образование приставочных глаголов.
• Образование мн. числа существительных в им. и род. падежах.
Пальчиковая гимнастика:
Стою и снежинки в ладошку ловлю (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная
с указательного пальца, по ладони правой руки)
Я зиму и снег, и снежинки люблю. (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная
с указательного пальца, по ладони левой руки)
Но где же снежинки? (На первый вопрос сжать кулаки,
В ладошке вода? на второй – разжать)
Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи… (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи.
(Н. Нищева)
Физкультминутка
Как на горке снег, снег (поднимаем руки вверх)
И под горкой снег, снег (дети приседают)
И на елке снег, снег (ветки елки)
И под елкой снег, снег (дети приседают)
И под елкой спит медведь (изображают медведя)
Тихо, тихо не шуметь (грозят пальцем).
Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Вторник.
Развитие грамматического строя речи
1. Упражнение «Один - много»
снежинка – снежинки;
сугроб – сугробы;
метель – метели;
сосулька – сосульки;
снегирь – снегири;
мороз – морозы.
2. Д/игра «Назови ласково»
Снег – снежок
Холод, зима, ёлка, сугроб, снеговик, снег, лёд
3. Д/игра «Закончи предложение»
Всё вокруг белым-бело, потому что (наступила зима; ночью шёл снег, идёт снег и т. д.)
Я люблю зиму, потому что (можно играть в снежки; наступает Новый год; можно лепить снежную бабу и т. д.)
Зимой надо одеваться теплее, чтобы (не заболеть; не замёрзнуть; не простудиться и т. д.)
На улице гололёд, поэтому (надо быть осторожным; не надо бегать и т. д.)
4. Д/и «Подбери противоположное слово»
Одни высокие, а другие… (низкие)
Одни большие, а другие … (маленькие)
Одни толстые, а другие … (худые, тонкие).
Одни яркие, а другие… (бледные, тусклые).
Одни светлые, а другие… (тёмные).
Одни хрупкие, а другие….(сильные)
Летом дни жаркие, а зимой-
Летом день длинный, а зимой-
Летом солнце греет, а зимой-
Весной лёд на реке тонкий, а зимой-
Одни сосульки длинные, а другие-
Снег мягкий, а лёд-
5. Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»
Сарафан, юбка, шорты, шуба
Сандалии, туфли, тапочки, валенки
Панама, платок, кепка, шапка
Среда.
Развитие грамматического строя речи
1. Выучить скороговорку:
Расклевал дрозд – рябины гроздь.
2. Упражнение “Считай и называй”.
Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с сущ., навыка счета в пределах 5-ти. ]
Снежинка, пурга, вьюга, зима, льдинка, сосулька.
3. Д/игра «Продолжи предложение»
Составление сложных предложений со значением противопоставления. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Зимой бывает снегопад, а осенью…
Зимой бывает снег, а летом…
Зимой снег падает, а весной…
Зимой катаются на санках, а летом…
Зимой лес спит, а весной…
Зимой катаются на коньках, а летом…
Зимой бывает холодно, а летом…
Зимой деревья белые, а осенью…
Зимой растут сугробы, а летом растут…
Зимой лепят снеговика, а летом…
Зимой насекомые прячутся, а весной…
4. Д/игра «Придумай слово». Образование родственных слов:
Снег – снежок – снежочек – снежинка – снегопад – снеговик – снеговичок – снежки – снегоход – снежный – заснежило – снежище – снегурочка – снегирь – белоснежный – Белоснежка – подснежник.
Зима, мороз, вьюга, метель.
5. Д/игра «Подбирай, называй, запоминай»
К существительному нужно подобрать прилагательное:
- Зима (какая) – холодная, снежная, морозная, долгая.
- Снег (какой) - мягкий, пушистый, белоснежный, сверкающий, красивый, холодный, нежный, искристый, серебристый, мокрый, мягкий, твёрдый и т. д.
снежинки, лёд, погода.
К существительному нужно подобрать глагол, например: снежинки-падают, вьются, кружатся, блестят, тают и т. д.
Снежинки, лёд, мороз, снег, метель, вьюга
К прилагательному нужно подобрать существительное, например: морозный -день, вечер.
Морозный, зимний, зимнее, зимние.
6. Д/игра «Из чего-какой?» ( например: горка из снега-снежная)
Горка из снега, дорожка изо льда, погода с морозом, погода с ветром
Что можно сделать из снега и льда зимой на улице?
Например: снеговик, горка, крепость, каток и т. д.
7. Отгадай загадки
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку. (Снеговик)
Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)
Ни ведерка, ни кисти, ни рук
А побелит все крыши вокруг. (Зима)
Снег руками загребает,
В кузов тут же отправляет.
Расчищает все пути,
Чтоб проехать и пройти (Снегоуборочная машина)
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
Четверг.
Развитие связной речи
- Какое время года наступило? (Закончилась осень, наступила холодная зима).
- Что происходит зимой с солнцем? (Солнце если есть, то оно не греет.)
- Чем стали покрыты дома, деревья, земля? (Земля, дома, деревья покрыты снегом.)
- Что стало с озёрами, реками? (Озёра, реки, пруды замёрзли.)
- Птицы и звери рады зиме? У них много корма?
- На улице стало тепло или холодно? (На улице стало холодно, мороз).
- Как люди стали надеваться? (Люди надевают тёплую одежду и обувь.)
- В какие игры дети могут играть зимой? (Зимой можно кататься на коньках, лыжах, санках с горки, играть в хоккей, лепить снеговиков, строить снежные крепости, играть в снежки.)
- Какой праздник зимой? (Зимой мы провожаем Старый год, встречаем Новый год. Празднуем Рождество Христово.)
2. Прочитать с детьми стихотворения и побеседовать.
А. С. Пушкина «Зимний вечер»,
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит…
Н. Нищева «Пришла зима»
К нам вчера зима пришла,
Закружила, замела.
Пух лебяжий на газонах,
Елки в снежных капюшонах.
На дорожке белый кот.
Кот, который не поймет,
Как же вдруг вчера зима
Ночью к нам пришла сама?
Я. Купала «Зима»
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала-
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Все укрыла, как пеленкой,
Запушила снежным пухом-
Стало всюду пусто, глухо.
Не звенит река волною
Под одежкой ледяною;
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых.
К. Чолиев «Деревья спят».
Вот и мороз…
Забыта осень…
Затих, застыл веселый лес.
Под низкой крышею небес
Деревья спят, одежды сбросив.
И не тревожит их не мало
Ни ветра свист, ни вьюги вой:
Закутала их с головой
Зима в свой снег,
Как в одеяло.
Теперь их только по весне
С дождем желанным
Гром разбудит…
Деревья спят,
Совсем как люди,
И день за днем растут во сне.
З. Александрова «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
А улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках – снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
3. Тексты для пересказа
Зима.
Давно закончилась золотая осень. Наступила холодная зима.
Выпал белый снег. Пушистым ковром покрыл он землю, крыши домов, ветки деревьев. Замёрзли реки, озёра, пруды.
Холодно зимой, поэтому мы надеваем тёплую одежду и обувь.
Весело зимой : можно кататься на коньках, лыжах, санках с горки, играть в хоккей, лепить снеговиков, строить снежные крепости, играть в снежки.
Зимой мы провожаем Старый год, встречаем Новый год. Празднуем Рождество Христово.
Я очень люблю зиму.
Пересказ рассказа детьми.
- Кто хочет попробовать сам рассказать рассказ о зиме по схемам-подсказкам. Можно добавить что-то своё интересное о зиме.
***
Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки спрятались от холода под корой. Тихо кругом. Изредка пролетят стайкой щеглы или синицы. Или дятел начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена. Иной раз заяц столбиком постоит на полянке, послушает и побежит в лес. (Г. Скребицкий)
Вопросы:
- О каком времени года рассказ?
- Куда спрятались букашки?
-Что делают птицы в зимнем лесу?
- Кого можно встретить в зимнем лесу?
Вьюга.
Разыгралась вьюга. Небо слилось с землёй. В деревне вьюга намела большие сугробы. Малыш отправился с Жучкой из школы домой. В пути они сбились с дороги. Малыш упал. Он прислонился к скирде соломы и уснул. Собака стала выть и звать на помощь. Из деревни пришла учительница с ребятами. Стали откапывать Малыша. Жучка помогала лапами и мордой откапывать мальчика. Малыша откопали и принесли домой, закрыли шубой. Он был спасён.
Вопросы:
- Какая погода была в деревне?
- Откуда возвращались Малыш и Жучка?
- Что случилось в пути?
- Что произошло с Малышом?
- Что сделала собака?
- Кто пришёл на помощь?
- Как Жучка помогала Людям?
Чем закончился рассказ?
Зима вьюжная.
Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег – наступила зима. Подули холодные ветры. Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий след. Лисий след, лапка за лапкой, вьётся вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздрогнув пушистым хвостом, махнула на ёлку. На вершинах ёлок много шишек. Прыгают по шишкам бойкие птицы – клесты. А внизу, на берёзе, точно бусы, уселись красногрудые снегири. (по И. Соколову-Микитову).
Вопросы:
- О каком времени года рассказ?
- Какие признаки зимы перечислены в рассказе?
- Чьи следы видны на снегу?
- Что сделала белка?
- Какие птицы прыгают по шишкам? Почему7
- Какие птицы уселись на берёзе? На что они похожи?
4. Придумай продолжение к данному началу рассказа.
На зимние каникулы мама отправила Сашу к бабушке в деревню. Хорошо в деревне, много снега! Хочешь с гор на санях катайся, хочешь на лыжи вставай. Но больше всего Саше понравилось лепить из снега. И вот однажды, когда Саша мастерил снежную крепость, он услышал чей-то жалобный писк….
Пятница.
Развитие мелкой моторики.
Составление описательных рассказов.