Гузэлия Ильинкова
Картотека игровых приемов для мотивации к занятию по ФЭМП у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Помоги медведице и медвежонку".
(Один и много).
Цель: развивать умение называть цвет и размер заданного предмета.
Форма работы : фронтальная.
Дети стоят полукругом перед переносной доской, на которой закреплены бумажные модели цветов, бабочек, ягод и т. д. Рядом с доской большой плюшевый мишка и коробка.
Педагог:
- Сегодня мама - медведица решила научить медвежонка называть цвет и размер разных предметов. Давайте поможем ей в этом.
Публикация «Картотека игровых приемов для мотивации к занятию по ФЭМП у младших дошкольников» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Педагог вместе с маленькими игрушечным медведем просит одного из детей исполнить просьбу медведицы и помочь медвежонку выбрать фигурку определенного названия, цвета, размера. Например: найди маленький синий цветок; найди маленькую желтую сливу; найди большую желтую бабочку.
Ребенок, которому дано задание, снимает нужную фигурку с доски и показывает ее остальным детям, а они определяют, правильно или неправильно выполнено задание. Потом фигурку кладут в коробку к медведице.
После того как дети положили фигурки в коробку, педагог обращает внимание на то, что в коробке стало много фигурок. Он просит детей повторить, сколько стало фигурок, и делает обобщение: каждый положил по одной фигурке и их стало много.
"Найди карандаш".
(Длиннее - короче).
Цель: закрепить определять количество предметов в группе на основе понятий "один", "много"; различать цвет и длину карандашей.
Форма работы: групповая.
Дети разделены на 2 группы и сидят у своих столов. На каждом общий рисунок. На нем изображения больших и маленьких предметов. Например: маленькие: вишенка, земляничка одного размера; большие: груша и яблоко одного размера.
- Что у вас на стола? (Рисунки и карандаши). Сколько у вас карандашей? (Много). Возьмите каждый по одному карандашу. Сколько карандашей осталось в коробке? (Ни одного).
- Рассмотрите рисунки. Что здесь нарисовано? Яблоко большое или маленькое? (Большое). Клубничка большая или маленькая? (Маленькая).
- Сережа и Маша сравните ваши карандаши. У кого большой карандаш, а у кого маленький? (У Сережи большой, у Маши маленький). Давайте приложим ваши карандаши друг к другу и проверим ваши ответы. (Педагог показывает детям, как сравнить карандаши по длине). Действительно, у Сережи карандаш длиннее, а у Маши короче.
"Мы вас к чаю приглашаем"
(Сравниваем числа).
Цель: учить пользоваться выражениями столько - сколько при сравнении множеств.
Форма работы: фронтальная.
Перед детьми - стол, за которым стоят стулья. Рядом на другом столе находиться чайный набор посуды. Педагог говорит детям, что сегодня мы будем угощать госте чаем.
Часть детей становятся гостями, а часть - "хозяевами"."Гости" садятся за стол. Педагог дает инструкцию "хозяевам" : расставить чашки и блюдца для каждого гостя, при этом напоминает, что раскладывать посуду нужно по одному предмету.
Первый ребенок расставляет блюдца.
- Сколько блюдец ты поставил (Столько, сколько гостей).
Второму ребенку предлагается поставить чашки на блюдца.
- Сколько чашек ты поставил? (Столько, сколько блюдец).
Эту работу можно продолжить с чайными ложками, салфетками и т. д.
Все дети следят за тем, чтобы задание было выполнено правильно.
"Соберем урожай".
(Поровну, столько же, не поровну, не столько же)
Цель: развивать умение пользоваться выражениями больше - меньше, поровну - не поровну при сравнении множеств.
Форма работы: фронтальная.
На фланелеграфе изображение яблони, внизу под яблоней ежи.
- Что вы видите на картинке?
- Сколько яблок растет на яблоне? (Много).
- Сколько ежей на картинке? (Много).
Однажды, прогуливаясь по лесу, семья ежей увидела яблоню. На ней, на самом верху, росли красные и сочные яблоки.
- Где росли яблоки? Покажите рукой, где "верх".
Очень им захотелось попробовать сладких яблок. Они сели под деревом, и, когда налетел ветер, яблоки упали вниз.
- Куда упали яблоки с дерева? Покажите рукой "низ". Каждому ежу досталось по одному яблоку, а остальные остались лежать на траве.
Педагог просит детей сопровождать рассказ действиями, насаживая на иголки ежей по одному яблоку.
Поровну ежей и яблок? (Не поровну).
Каковы определили, что не поровну?
Чего больше?
Чего меньше?
Тут из травы вышел еще один еж? И ему досталось яблоко.
- По сколько стало ежей и яблок? (Поровну).
Как получилось поровну? (Теперь у каждого ежа по одному яблоку)
"Отсчитай столько же"
(Сравнение чисел. 1 и 2).
Цель: учить называть число предметов в множестве (от одного до двух).
Форма работы: фронтальная.
На наборном полотне педагог выставляет одного ежа и два яблока.
Дети полукругом стоят у стола. Воспитатель спрашивает, какие предметы дети видят. Уточняет, поровну или не поровну предметов.
- Сегодня мы будем не только сравнивать, но и называть числа.
- Сколько здесь ежей? (Один).
- А яблок здесь два. Пересчитаем яблоки еще раз: один два.
- Отсчитайте столько грибов, сколько здесь яблок.
К столу подходит один ребенок и, дотрагиваясь до яблок рукой, отсчитывает столько же грибов.
Так же отсчитываем по два желудя, два листка, два цветка и т. д.
"Отсчитай столько же"
(Сравнение чисел. 3 и 4).
Цель: Учить сравнивать число предметов в множестве (один и два, два и три, три и четыре).
Форма работы: фронтальная.
На верхней ступеньке счетной лесенки педагог ставит 3 игрушечных медвежонка, на нижней - 3 зайчика.
- Какие игрушки стоят на верхней ступеньке лесенки? Какие - на нижней?
- Сколько медвежат? (Три).
- Сколько зайчиков (Три).
- Медвежат и зайчиков поровну или не поровну? (Медвежат и зайчиков по три, значит, их поровну).
Затем педагог добавляет еще 1 зайчика.
- Зайчиков стало четыре. Считаем вместе: один, два, три, четыре.
- Поровну или не поровну стало игрушек? Как проверить?
- Кого больше? На сколько больше
- Кого меньше? На сколько меньше?
Делаем вывод: четыре больше, чем три на один; три меньше, чем четыре на один.
- Как сделать, чтобы игрушек стало поровну, по четыре?
"Заполни аквариум"
(Сравниваем числа).
Цель: продолжать учить пользоваться выражениями больше - меньше, поровну при сравнении множеств.
Форма работы: фронтальная.
На столе несколько банок с водой. Рядом несколько пластмассовых рыбок. Педагог, обведя круговым движением руки баночки, спрашивает:
-Сколько банок? (Много) Таким же жестом обводит рыбок:
- Сколько рыбок? (Много).
Сейчас мы с вами поместим рыбок в банки. Опускает в каждую банку по одной рыбке, сопровождая действия словами: сюда одну, сюда одну.
- Посмотрите, что получилось. Поровну или не поровну банок и рыбок? (Не поровну).
- Как вы узнали? (В одной банке нету рыбки).
- Чего больше: банок или рыбок?
- Чего меньше?
- Как сделать поровну? (Добавить одну рыбку).
"Гараж".
Цель: Продолжать учиться считать и сравнивать числа до 5.
Форма работы: фронтальная.
Дети и педагог сидят на коврике.
Педагог показывает детям изображения различных машин: грузовой, автобуса, легковой - и беседует с ними о том, как называется, как называется каждая машина и для чего она нужна.
Педагог говорит детям, что после работы машины ставят в гараж, где их моют, чинят и т. д., и предлагает им поиграть: привести машины в гараж.
На трех столиках расположены 2 игрушечные легковые машины, 1 "скорая помощь", 3 грузовика и т. д. Педагог показывает карточку с изображением геометрических фигур и просит детей назвать число фигур, а затем найти столик, на котором столько же машин. Во время выполнения задания дети должны объяснить, почему они выбрали именно эту группу машин, и "привести " их в "гараж. "
"Толстый и тонкий"
Цель: Учить сравнивать и различать предметы по толщине, обозначать результаты сравнения словами: толстый - тонкий.
Форма работы: фронтальная.
Педагог показывает детям персонажей сказки "Пузырь, соломинка и лапоть". и рассказывает небольшой фрагмент из нее. Дети рассматривают рисунки, находят толстого пузыря и тонкую соломинку. Педагог предлагает детям показать толщину пузыря, разводя руки в стороны, а потом показать толщину соломинки.
Дальше педагог показывает детям три изображения дерева (маленький толстый дубок, высокая стройная сосенка и средняя по высоте и толщине березка) и дает им название:
- Расположите эти деревья на переносной доске от самого большого до самого маленького. ( При этом должны дать два варианта: по высоте деревьев и по толщине).