Анастасия Косова
Картотека игр с пуговицами для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПУГОВИЦЫ – ОТЛИЧНЫЕ ПОМОЩНИКИ ДЛЯ ИГРЫ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разнообразие пуговиц позволяет использовать их для работы по коррекции и развитию: - психомоторики (мимика, моторика рук, координация движений);
- сенсорной сферы;
- эмоционально-волевой сферы (релаксационное воздействие);
- произвольного внимания.
Пуговицы можно широко применять в играх по коррекции коммуникативных навыков и речевых нарушений.
Темочки:
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Актуальность игр с пуговицами в речевом развитии направлена на:
развитие мелкой моторики;
развитие устной связной речи;
развитие грамматических категорий;
развитие речевого дыхания;
автоматизация поставленных звуков;
развитие фонематического восприятия.
- для младших групп
• Игра «Домик для пуговиц»
Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие речи, внимания, усидчивости.
Понадобится: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.
Взрослый предлагает детям разложить пуговицы в «домики» по цветам. Ребёнка просят назвать цвет выбранной пуговицы.
• Игра «Пошли пальчики гулять»
Цель: развитие мелкой моторики, внимания, чувства ритма.
Понадобится: коробка из-под обуви, пуговицы и композиция «Прогулка» из программы «Топ-хлоп малыши». Пуговицы расположить в крышке коробки в виде тропинки. Для малышей дорожки из пуговиц лучше зафиксировать с помощью клея.
Взрослый показывает детям, как пальчики рук умеют ходить и прыгать. Малыши повторяют движения. Затем под музыку каждый ребёнок «проходит» дорожку самостоятельно.
В логопедии эту игру можно проводить с элементами логоритмики. Таким образом, отрабатываются ритмическая структура слова, чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей, развивается мелкая моторика рук. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного, содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Мы используем игры и музыку Железновой.
• Игра «Дорожки»
Цель: развитие устойчивости внимания, фонационного выдоха.
Понадобится: различные дорожки, несложные лабиринты и пуговицы.
Взрослый просит помочь герою выйти из лабиринта. Ребенок, прижимая пальцем пуговицу к листу, помогает пройти весь путь.
Для развития фонационного выдоха, мы предлагаем пропевать определённый гласный звук на выдохе, одновременно ведя пуговицу по дорожке.
• Игра «Воздушные шары»
Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие речи, внимания
Понадобится: пуговицы, разноцветные ниточки без шаров, нарисованные в руке сказочного персонажа
Взрослый предлагает детям превратить пуговицы в воздушные шарики. Ребёнок должен прикрепить «шар», соответствующий цвету нитки.
С помощью этой игры можно отрабатывать предлоги «над», «под», «между», «около»; формы сравнения больше-меньше, понятия «много-мало», слова признаки.
- для средних групп
• Игра «Варенье для друзей»
Цель: закрепление сенсорных эталонов, обобщающих понятий «Фрукты» и «Ягоды», развитие грамматического строя речи.
Понадобится: пуговицы, макет банки.
Рассматриваем пуговицы, представляем каким фруктом или ягодой может быть красная пуговица, желтая, зелёная, оранжевая, фиолетовая. Затем складываем их по одной в баночку и просим ребёнка проговаривать, какое варенье получится из каждого названного фрукта или ягоды (например, из клубники – клубничное, из сливы – сливовое и т. д.)
• Игра «Гусеница»
Цель: закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса
Из фетра (или плотной ткани) вырезать разноцветные круги. Один из них сделать головой гусеницы. Остальные круги – туловище. На одном краю каждого из них пришить пуговицу, на другом – петлю или прорезь. Предлагаем детям «вырастить» гусеничку, пристёгивая детали туловища. Для развития логического мышления составлять туловище по заданному правилу, чередуя определённые цвета.
- для старших и подготовительных групп
• Игра «Клеточки»
Цель: развитие внимания, памяти, фонематических процессов
Понадобится: парные пуговицы, 2 карточки из картона размером 15x15 см (можно 20x20 см, разлинованные в виде таблицы 3x3 (как для игры в крестики-нолики).
Взрослый берет одну карточку, выкладывает 2-3 пуговицы в ячейки и просит ребенка запомнить их расположение. Затем накрывает свою карточку платком. Малыш раскладывает пуговицы таким же образом по памяти, но только в своей карточке.
• Игра «Путешествие пуговки»
Цель: развитие мелкой моторики, связной речи, грамматического строя (предлоги, глаголы и т. д., дифференциации силы голоса.
На фоторамке натянута нить в виде ломаной линии, которая крепится к краям рамки с помощью петель. По нитке можно передвигать пуговицу. На рамке с помощью картинок и прищепок можно создавать сюжет истории о путешествии пуговки. Кроме того, передвигая пуговицу по нитке можно пропевать гласные звуки, при этом дифференцировать изменения силы голоса: пуговка поднимается вверх - поем громче, пуговка опускается вниз - поем тише.
• Игра «Чудо-дерево» Цель: формирование направленной воздушной струи.
На фоторамке из шпагата сплетено дерево, на котором растут волшебные плоды (лёгкие пуговицы на длинных нитках). Использование этой игры нацелено на развитие направленной воздушной струи: выдыхать воздух не надувая щёки, губы трубочкой.
• Игра «Передай пуговку»
Ребёнку предлагается с помощью двух одноимённых пальцев обеих рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары пальцев по очереди.
Если занятие проводится с подгруппой, то дети передают друг другу пуговицу по такому же принципу по кругу.
• Игра «Пуговичная копилка»
Цель: закрепление обобщающих понятий; развитие мелкой моторики, связной речи, фонематического слуха.
Понадобится: пластиковая ёмкость с прорезью на крышке (по типу копилки, пуговицы.
Взрослый просит ребёнка назвать несколько слов, объединённых одним обобщающим понятием. Например, назвать насекомых. Каждая пуговица, брошенная в ёмкость – это одно слово. Чем больше насекомых назовёт ребёнок, тем полнее будет копилка.
Это пособие можно использовать также для автоматизации поставленных звуков.
• Игра «Коллекция»
Цель: формирование и закрепление знаний сенсорных эталонов, математических и пространственных представлений, развитие связной речи, внимания, усидчивости.
Понадобится: коллекция пуговиц «на ножках», пришитых к плотной ткани и закреплённых на жёсткой основе, яркие парные резинки для волос
Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы :
- Назвать цвета, сосчитать количество пуговиц каждого цвета, сравнить. - Угадать пуговицу по описанию (в первом ряду, из пластмассы, среднего размера, красная, без узора).
- Описать пуговицу, которая находится в правом верхнем углу, слева от синей пуговицы, между желтой и белой и т. д.
- Подобрать пары одинаковых пуговиц и надеть на них резинки одинакового цвета.
• Игра «Пуговичная полянка»
Цель: развитие связной речи, воображения, усидчивости, автоматизация поставленных звуков, формирование фонационного выдоха.
Понадобится: пуговицы «на ножках», закреплённые на жёсткой основе круглой формы, канцелярские резинки, небольшой клубок шерстяных ниток.
Данную игру можно использовать по принципу пособий Воскобовича, надевая резинки на пуговицы таким образом, чтобы получались буквы, цифры или различные предметы. Можно создавать с детьми дорожки из резинок, затем пропевать гласные звуки, способствуя формированию фонационного выдоха.
Также можно рисовать ниткой дорожку, закрепив петелькой конец нити на пуговке. Сколько пуговиц «помогало» рисовать, столько раз ребёнок проговаривает слова на определенный звук (автоматизация поставленных звуков).
Особое внимание в играх с пуговицами следует уделять упражнениям, где задействованы не только первые три пальца, но и безымянный с мизинцем. Большой, указательный и средний пальцы, а также смежная с ними часть ладони – социальная зона руки. Два последних пальца, безымянный и мизинец, находятся вне этой зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Многофункциональное развивающее пособие «Клавиатура» как раз позволяет проводить кинезиологические упражнения, в которых задействованы все пальцы обеих рук.
Из пуговиц выложена имитация клавиатуры компьютера. Ребенок надавливает на пуговицы сначала каждым пальцем одной руки, затем другой руки попеременно, производя движение "печатания".
Усложнение: выполнять упражнение одновременным нажатием одноименными пальцами обеих рук на разные пуговицы.
Почему назвали это пособие многофункциональным? Если пуговицы на клавиатуре будут разного цвета, размера и формы, то с его помощью можно формировать сенсорные эталоны, математические представления, фонематический слух (например, если слово начинается с гласного звука – пальчики ставим на красные пуговицы, если с твёрдого согласного – на синие и т. д.) и мелкую моторику (используя как в игре «Пальчики пошли гулять»).