Наталья Капицкая
Картотека игр с песком «Волшебная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Педагог предлагает ребёнку по-разному «поздороваться с песком», прикасаясь к нему. Ребенок:
- дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
-легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
-дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
Публикация «Картотека игр с песком „Волшебная страна“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
-перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае педагог в песке прячет маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —.» Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.
Взрослый прячет в песке плоские фигуры.
Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке.
Упражнение «Воздушный футбол»
Цель: научить детей управлять вдохом выдохом.
Детям предлагается «задуть» с помощью трубочки мяч в ворота. Также можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка, в которые ребёнок задувает мяч. Для этой игры используем одноразовые трубочки для коктейля.
Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»
Цель: знакомство с техническими приемам и способом изображения с использованием песка. Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая. Палка, палка, огуречик – получился человечек. Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка.
Упражнение «Дождик и солнышко»
Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.
Кончиками пальцев правой руки рисуем капельки дождя прижимая пальчики поочерёдно. Затем делаем тоже самое левой рукой. И обоими руками вместе. Также рисуем солнышко с лучиками.
Игра-упражнение «Волшебное превращение»
Цель: знакомство с технических приемов и способам изображения с использованием песка, развитие воображения
Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»). «Следы невиданных зверей» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Игра-упражнение «Песочный круг»
Цель: знакомить с техническими приемами и способам изображения с использованием песка. Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
Игра-упражнение «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
Игра — Школа на песке «Занимательная геометрия»
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах и порядковом счёте.
Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник вразброс.
Задания:
-посчитать все треугольники
-все квадраты
-все круги
Игра — Школа на песке «Подсказка»
Цель: в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.
Для обучения ребенка порядковому счету можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 5 горок. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «ищи во 2й горке слева». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где эго искать.
Игра-упражнение «Песочные строители»
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти. Педагог предлагает помочь жителям песочной страны и построить им домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток или нарисуй домик сам».
Игра «Отпечатки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. п.
Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.
Игра «Победитель злости»
Цель: снятие психоэмоционального напряжение, знакомство с эмоциями.
Педагог показывает ребёнку, как с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.) Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия. Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание : «Прогоняем злость, приглашаем радость». После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
Игра «Во саду ли, в огороде»
Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет.
Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Игра «Цветные заборчики»
Цель: развитие мышления, моторики.
На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.