Елена Чаус
Картотека игр по развитию речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Большой и маленький»
(словообразование)
(3-7 лет)
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Ход игры
Воспитатель показывает карточку и называет изображенный предмет, а ребёнок образует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ичк, -очк, -ечк, -ик, -ек, -ок) (для детей 3-4 лет). Для детей 4-6 лет задание усложняется – к существительному прибавляется прилагательное (например, цветок красный – цветочек красненький).
Дидактическая игра «У кого-кто?»
Публикация «Картотека игр по развитию речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
(словообразование)
(3-7 лет)
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ичк, -очк, -ечк, -ик, -ек, -ок, (-онок, -енок). Закрепить названия взрослых животных и их детёнышей.
Ход игры
Воспитатель показывает карточку и спрашивает, кто изображен на ней, дети отвечают (например, свинья - поросенок). Задание можно усложнить, показывая только карточку с детёнышами животных. Дети должны назвать детёнышей и взрослое животное.
Дидактическая игра «Шьем одежду»
(словообразование)
(4-6 лет)
Цель: учить образовывать и употреблять приставочные глаголы.
Ход игры
Дети рассказывают, что изображено на картинке, называют действие, выделяют и перечисляют приставочные глаголы.
Дидактическая игра «Что делать? Что сделать?»
(словообразование)
(4-6 лет)
Цель: учить образовывать и употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида.
Ход игры
По сюжетным картинкам дети составляют предложения с глаголами совершенного и несовершенного вида.
Дидактическая игра «Кто кем работает?»
(словообразование)
(6-7 лет)
Цель: учить образовывать существительные от глаголов, закреплять названия профессий.
Ход игры
Воспитатель называет глагол (в соответствии с картинкой, дети образуют существительное от глагола и составляют предложения с этими словами.
Дидактическая игра «Кто что делает?»
(словообразование)
(6-7 лет)
Цель: учить образовывать глаголы от имен существительных.
Ход игры
Воспитатель называет существительное (в соответствии с картинкой) дети образуют глагол от существительного и составляют предложения с этими словами.
Дидактическая игра «Складываем слова»
(словообразование)
(6-7 лет)
Цель: учить образовывать сложные слова.
Ход игры
Воспитатель называет два слова, которые можно объединить в одно сложное. Дети должны образовать это слово. Как подсказку можно использовать предметные картинки. Игру можно усложнить, поиграв в обратном порядке.
Дидактическая игра «Один - много»
(словоизменение)
(3-7 лет)
Цель: учить образовывать множественное число существительных от существительных в единственном числе (Кто? Что, кроме среднего рода (дети 3-6 лет). Детей 6-7 лет учить образовывать единственное и множественное число имён существительных среднего рода (Кто? Что).
Ход игры
Воспитатель показывает карточку и называет изображённый предмет в единственном числе, а ребёнок образует существительное (Кто? Что) во множественном числе в соответствии с требованиями возрастной группы.
Дидактическая игра «Какие это предметы?»
(словоизменение)
(3-7 лет)
Цель: учить детей согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе (Какой? Какая? Какое? Какие) (3-6 лет) и падеже (6-7 лет). Закрепить знание цвета.
Ход игры
Воспитатель показывает детям карточку с изображенным предметом и задаё т вопросы: «Что (кто) это?», «Какой?» («Какая?», «Какое?», «Какие?») (дети 3-6 лет). Для детей 6-7 лет задание усложняется – они согласовывают существительные и прилагательные не только в роде и числе, но и в падеже (например, Это – большая красная машина
Нет – большой красной машины
Подойти к – большой красной машине
Вижу – большую красную машину
Играю с – большой красной машиной
Мечтаю о – большой красной машине).
Дидактическая игра «Упрямые слова»
(словоизменение)
(6-7 лет)
Цель: познакомить детей с несклоняемыми именами существительными, упражнять в их употреблении.
Ход игры
Воспитатель показывает картинку, называет несклоняемые имена существительные в соответствии с картинкой (единственное, множественное число, падежи). Дели отвечают по другим картинкам в установленном порядке.
Дидактическая игра «Кто или что?»
(словоизменение)
(6-7 лет)
Цель: учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, правильно использовать вопросы «Кто?», «Что?».
Ход игры
Воспитатель показывает предметную картинку, дети отвечают, что на ней изображено и задают вопрос «Кто?» или «Что?» (например, собака – КТО, скворечник – ЧТО).
Дидактическая игра-шутка «Ответь одним словом»
(словоизменение)
(4-7 лет)
Цель: учить изменять имена существительные по косвенным падежам в единственном (4-6 лет) и множественном (6-7 лет) числе.
Ход игры
Дети отвечают на вопрос одним словом (в соответствии с предметной картинкой, а затем изменяют существительные в соответствии с падежами (существительные единственного числа – дети 4-6 лет, множественного - 6-7 лет).
И. п. (Кто? Что)
Р. п. (Кого? Чего)
Д. п. (Кому? Чему)
В. п. (Кого? Что)
Т. п. (Кем? Чем)
П. п. (О ком? О чем)
Дидактическая игра «Что где, кто где?»
(предложение)
(3-7 лет)
Цель: учить правильно употреблять предлоги, ориентироваться в пространстве.
Ход игры
Воспитатель показывает картинку и задаёт наводящие вопросы. Дети должны ответить правильно употребив соответствующий предлог (дети 6-7 лет – наречия).
Дидактическая игра «Без чего?»
(предложение)
(4-7 лет)
Цель: учить правильно употреблять предлоги.
Ход игры
Воспитатель показывает картинку и задаёт наводящие вопросы. Дети должны ответить правильно употребив соответствующий предлог.
Дидактическая игра «Кто что делает?»
(предложение)
(4-6 лет)
Цель: учить составлять распространенные простые предложения по картинке с опорой на вопрос.
Ход игры
Воспитатель показывает сюжетную картинку и задаёт наводящий вопрос. Дети составляют распространенное простое предложение по картинке с опорой на вопрос и отвечают.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
(предложение)
(6-7 лет)
Цель: учить подбирать слова с противоположным значением – антонимы.
Ход игры
Воспитатель показывает картинку и называет изображенный предмет, дети подбирают противоположное по значению слово – антоним.
Дидактическая игра «Составь рассказ»
(беседа по серии сюжетных картинок)
(предложение)
(6-7 лет)
Цель: учить составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Ход игры
Дети должны расставить сюжетные картинки в правильном порядке, а затем составить рассказ по сюжетным картинкам, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Дидактическая игра «Придумай предложение»
(беседа по сюжетной картинке)
(предложение)
(6-7 лет)
Цель: учить составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Ход игры
Дети должны составить рассказ по сюжетной картинке, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.