Ольга Гончаренко
Картотека игр по развитию грамматики (с мячом и без)
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Один – много» (с мячом и без)
Цель: - закрепление умения изменять слова с единственного числа на множественное;
- контроль за поставленными звуками в экспрессивной речи.
Например:
Дом – (они) дома
Муха – мухи
Окно – окна
Ключ – ключи
Пень – пни
Туча – тучи
Облако – облака
Колодец – колодцы
Василек – васильки и т. д.
Усложненный вариант: изменение существительных с трудной звукослоговой структурой.
Например:
Водопровод – водопроводы
Аквариум – аквариумы
Колесница – колесницы
Свиристель – свиристели
Парашютист – парашютисты
Публикация «Картотека игр по развитию грамматики (с мячом и без)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мяч, мячик
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Велосипедист - велосипедисты и т. д.
Игра «Много – один» (с мячом и без)
Цель: - закрепление умения изменять слова со множественного числа на единственное;
- контроль за поставленными звуками в экспрессивной речи.
Например:
Ключи – ключ
Пауки – паук
Медали – медаль
Колодцы – колодец
Платья – платье
Огурцы – огурец
Васильки – василек
Ромашки – ромашка
Усложненный вариант: изменение существительных с трудной звукослоговой структурой.
Например:
Водопроводы – водопровод
Аквариумы – аквариум
Колесницы – колесница
Свиристели – свиристель
Парашютисты – парашютист
Мороженщики - мороженщик и т. д.
Игра «Посчитай от 1 до 5» (с помощью пальчиков)
Цель: - формирование умения согласовывать существительные с числительными от 1 до 5;
- контроль за поставленными звуками в экспрессивной речи;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Например: логопед выбирает предметы определенной темы или материал по заданному звуку. Дети по очереди считают предмет, загибая пальчики, начиная с большого пальца.
Темы: овощи, фрукты, перелетные птицы, зимующие птицы, транспорт, профессии, игрушки, морские обитатели, рыбы, животные Севера, животные и птицы южных стран, мебель, электроприборы и т. д.
Игра «Посчитай от 1 до 5 и обратно» (с помощью пальчиков)
Более усложненный вариант
Цель: - формирование умения согласовывать существительные с числительными от 1 до 5, словосочетания;
- контроль за поставленными звуками в экспрессивной речи;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Например: логопед выбирает предметы или словосочетания из определенной темы или материал по заданному звуку. Дети по очереди считают предмет, загибая пальчики, начиная с большого пальца.
Один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев, а теперь обратно – пять стульев, четыре стула, три стула, два стула, один стул.
Темы: овощи, фрукты, перелетные птицы, зимующие птицы, транспорт, профессии, игрушки, морские обитатели, рыбы, животные Севера, животные и птицы южных стран, мебель, электроприборы и т. д.
Например: тема «зимующие птицы»
Один красноголовый дятел, два красноголовых дятла, три красноголовых дятла, четыре красноголовых дятла, пять красноголовых дятлов, а теперь считаем обратно.
Игра «Раскаленный мяч» (с мячом)
Цель: - формирование умения согласовывать существительные с числительными от 1 до 5;
- контроль за поставленными звуками в экспрессивной речи;
- развитие мелкой и общей моторики пальцев рук через действия с мячом.
Логопед предлагает детям сыграть с мячом.
- Этот мяч необычный, он «раскаленный», его нельзя задерживать в руках иначе обожжешься.
- Посчитайте предметы от 1 до 5, перекатывая мяч от одной руки к другой или перекатывая мяч друг другу.
Игра «Мяч – попрыгушка»
Цель: - формирование умения подбирать прилагательные к существительным;
- контроль за поставленными звуками в экспрессивной речи;
- развивать быстроту реакции;
- развитие мелкой и общей моторики пальцев рук через действия с мячом.
Логопед предлагает детям сыграть с мячом.
- Что лучше всего умеет делать мяч? (прыгать) Верно, наш мяч обожает прыгать. Мяч – попрыгушка предлагает вам подобрать слова – признаки к заданным словам.
- Уронили мяч на стол и поймали его обеими руками (потренируйтесь).
- А теперь играем: какой колодец? (ребенок роняет мяч на стол, ловит мяч и называет слово признак и там 3 – 5 раз).
Например:
Колодец
Дерево
Юла
Кукла
Стол
Кувшин
Мороженое
Яблоко
Солнце
Игра «Счетоводы» (с мячом)
Цель: - формирование умения согласовывать существительные с числительными от 1 до 10;
- контроль за поставленными звуками в экспрессивной речи;
- развитие мелкой и общей моторики пальцев рук через действия с мячом.
Логопед предлагает детям сыграть с мячом. Дети сидят за круглым столом или в кругу на ковре.
- Мы будем катать мяч друг другу, он не должен упасть о стола (укатиться от вас, если дети сидят на полу) - иначе игра остановиться.
Логопед считает от 1 до 10 про себя, дети по очереди говорят стоп: логопед называет число, на котором он остановился.
Например, число 4.
- А теперь вспоминаем любые слова и представляем, что их 4.
Например: четыре черепахи, четыре стула, четыре шкафа и т. д. (дети сами придумывают слова, согласуя их с числительным).
Игра «Что пропало?» (с мячом)
Цель: - закрепление умения изменять слова с единственного числа на множественное в родительном падеже;
- контроль за поставленными звуками в экспрессивной речи;
- развитие мелкой и общей моторики пальцев рук через действия с мячом.
Логопед предлагает детям сыграть с мячом. Дети сидят за круглым столом или в кругу на ковре.
- Мы будем катать мяч друг другу, он не должен упасть о стола (укатиться от вас, если дети сидят на полу) - иначе игра остановиться.
- Я буду называть слово, вдруг оно исчезло, подскажите, что пропало?
Например: ведется автоматизация звука Р в словах.
Рыба – нет рыбы
Рука – нет руки
Рукав – нет рукава
Рак – нет рака
Горшок – нет горшка
Шуруп – нет шурупа
Парашют – нет парашюта
Торшер – нет торшера