Анастасия Павловна Алексеева
Картотека игр по правовому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на закрепление правовых основ
1. «Я имею право»
Цель: познакомить с правовыми основами доступными возрасту детей.
Ход: ребенку предлагаются картинки (ребенок катается на велосипеде, поливает цветы, кормит собаку и т. д.). Ему предлагается разложить эти картинки возле шаблона «Я имею право…», и объяснить свой выбор.
2. «Эхо»
Цель: помочь осознать, что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя.
Публикация «Картотека игр по правовому воспитанию» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Ход: дети становятся в круг и поочередно произносят свои имена, остальные хором их повторяют.
3. «Все имеют равные права»
Цель: сформировать представление о правовом равенстве.
Ход: дети должны выбрать жетоны для последующего обсуждения предлагаемой ситуации.
4. Игра «Кто, где живёт?»
Цель: формировать знания детей о праве на гражданство, о странах, народах, которые живут в них.
Ход: дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в Германии – германцы, в Киргизии – киргизы) и т. д.
5. Игра «Прогулка по ручью».
Цель: закрепить право детей на отдых, учиться совместному отдыху.
Ход: на полу изображён ручеёк – то извилистый, то широкий, то узкий. Все дети – туристы. Они становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширине плеч впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь, и передвигаются дальше все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегам ручья. Оступившийся становится в конец цепочки.
Игры на закрепление социальных норм
1. «Я должен»
Цель: разграничить понятие «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Ход: дети должны разложить около шаблона «Я должен…» картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
2. «Поводырь»
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу
Ход: в групповой комнате следует разложить предметы препятствия. Дети должны распределиться по парам: ведущий и ведомый. Ведомый должен надеть на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойди его». Затем дети меняются ролями.
3. «Цепочка имен»
Цель: способствовать социально-нравственному развитию, воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Ход: воспитатель должен назвать любое имя, например, Александр. Детям предлагается образовать от этого имени производные: Саша, Шура, Сашенька.
4. «Взрослое имя»
Цель: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Ход: дети должны встать в круг и по очереди произнести ту форму своего имени, которая им больше нравится (когда они повзрослеют).
5. Игра - пантомима «Помогаю взрослым»
Цель: закрепить с детьми понятие обязанности.
Ход: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать «их товарищ.
Игры-ситуации по правовому воспитанию
Ситуация № 1:
Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать и …горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала Иришку.
- Какие права нарушены в этом случае?
- Как поступили бы вы?
Ситуация 2:
Алёша катался на велосипеде, упал и сильно поранил колено. Подошёл папа, поднял сына и сказал: «Ну, что ты плачешь? Прекрати! Ничего страшного не случилось». Затем папа снова сел на лавочку и продолжал читать газету. А Алёше уже не хотелось кататься – у него сильно болело колено. Вечером, когда мама пришла с работы. То увидела Лёшу лежащим в кровати. У него поднялась температура. Пришлось вызвать врача.
- Прокомментируйте эту ситуацию.
Ситуация 3:
Час пик. Автобус. Много людей. На переднем сиденье расположились мальчик и девочка, которые с удовольствием смотрят в окно. На остановке в автобус вошёл старик, и своё плохое настроение он перенёс на окружающих людей. Увидев сидящих детей, он начал кричать и грубо обзывать их. - Как поступить в этой ситуации?
Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи
1. «Скорая помощь»
Цель: учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.
Материал: игрушечная машина «Скорой помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т. д. Белые докторские колпаки и халаты - на каждого участника игры.
Ход: на столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больницу (собирают картинки) только «тяжелобольных людей». Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».
2. «Если возник пожар»
Цель: знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем; закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.
Ход: дети становятся в круг. В центре - воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар тому и т. д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.
Воспитатель.
Этот шар в руках недаром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар -
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный. (передает шар ребенку)
Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)
Воспитатель.
Раз, два, три, четыре -
У кого пожар. ?
Ребенок. В квартире. (Передает шар.)
Воспитатель.
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил. ?
Ребенок. Утюг. (Передает шар.)
Воспитатель.
Красный отблеск пробегает.
Кто со спичками.?
Ребенок. Играет. (Передает шар.)
Воспитатель.
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над. ?
Ребенок. Газом. (Передает шар.)
Воспитатель.
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег.?
Ребенок. Листву. (Передает шар.)
Воспитатель.
Дым увидел - не зевай и пожарных.
Ребенок. Вызывай. (Передает шар.)
Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер - !
Ребенок. Ноль один.
3. «Помогите! Полиция!»
Цель: сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в полицию.
Материал: карточки с изображением телефонного аппарата, на котором написан номер службы полиции - 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства полиции.
Ход: дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова полиции. Играющие стараются как можно быстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства полиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.
Игры, направленные на формирование чувства собственной безопасности
1. «Если чужой стучится в дверь»
Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.
Ход: Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.
Примерные ситуации:
- почтальон принес срочную телеграмму;
- слесарь пришел ремонтировать кран;
- милиционер пришел проверить сигнализацию;
- медсестра принесла лекарство для бабушки;
- мамина подруга пришла в гости;
- соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;
- незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
- женщине нужно вызвать «Скорую помощь».
Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.
2. «Куда бежать, если за тобой гонятся»
Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.
Материал: картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, поста ДПС.
Ход: дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.
3. «Купание в море»
Цель: предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в море, реке.
Материал: игрушки (разложены на полу) - на каждую пару детей. Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря».
Ход: перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько гимнастических упражнений. «Войдя в воду», они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой - ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, что опускать лицо в воду можно только закрыв рот. Затем «ребенок» выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой под воду», считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под «водой». Дети в парах меняются ролями.
4. «Съедобный грибок положи в кузовок»
Цель: закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
Материал: набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина.
Ход: картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями». Дети собирают в корзину только «съедобные грибы». По окончании игры считают сколько грибов собрали.
Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
1. «Колобок»
Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью речи.
Ход: дети стоят в кругу и катают друг другу мяч - «Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне в гости, Колобок!». После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.
2. «Поводырь»
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Материал: повязка на глаза - по количеству пар детей. Предметы - «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т. д.
Ход: в комнате разложены и расставлены предметы - «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.
3. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.
Ход: каждое упражнение выполняется 2-3 минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель. Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
- Вытяните руки вперед, найдите руки соседа - «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
- Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
- После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.
4. «Нарисуй узор»
Цель: побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.
Материал: бумажный шаблон варежки -на каждого ребенка. Набор карандашей - на каждую пару.
Ход: дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор. После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.