Галина Сатосова
Картотека игр по безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
1.«Собери в лукошко»
Цель игры: формирование у детей основ безопасного поведения в природе; закрепление знаний о съедобных и ядовитых растениях (грибах и ягодах, их отличительных признаках.
Материал: карточки – поля с изображением ягодного и грибного лукошка и расположенными вокруг пустыми квадратами (8 шт., предметные картинки с изображением съедобных грибов и ягод (по 8 шт.) и ядовитых грибов и ягод (по 2 шт.)
Публикация «Картотека игр по безопасности» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
Ход игры: Детям предлагается «собрать» съедобные грибы и ягоды в лукошко, а несъедобные (ядовитые) оставить «в лесу». Каждый из детей выбирает по 1 картинке съедобного гриба и ягоды, вспоминает их название и размещает на свободном месте карточки-поля. Два ядовитых гриба (мухомор и бледная поганка) и две ягоды (вороний глаз и волчье лыко) должны остаться на столе (на поле «в лукошке» свободные места для них не предусмотрены). Педагог вместе с детьми вспоминает названия ядовитых растений, их отличительные признаки, последствия употребления их в пищу и правила безопасного поведения в природе, связанные с данной ситуацией (В лесу ничего пробовать нельзя, даже самый красивый грибок, самая аппетитная ягодка, травинка могут оказаться ядовитыми. Если их съесть, можно отравиться.)
Второй вариант: Проводится по принципу игры «Четвёртый лишний» :
из четырёх предложенных картинок ребёнок выбирает лишний предмет и объясняет свой выбор (Мухомор – лишний, т. к. все грибы съедобные, а это – ядовитый гриб)
2.«Найди и зачеркни» / «Закрой фишками»
Цель игры: закрепление представлений детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту (природе); об их необходимости для человека и правилах пользования ими (правилах безопасного поведения с ними).
Материал: таблица – поле с предметными картинками (6/5) в ламинированной пленке – по количеству детей, маркеры (или фишки).
Ход игры: Детям предлагается зачеркнуть маркером (или закрыть фишками) все предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый из детей объясняет свой выбор: чем может быть опасен тот или иной предмет и правила обращения с ним (по 1 – 2 предмета на выбор)
Второй вариант: Проводится по принципу игры на группировку предметов: таблицы карточки разрезаются на отдельные предметные картинки; детям предлагается разложить их на две группы по принципу «Опасно (полезно) – безопасно (вредно)» и объяснить свой выбор.
3.«Ходилки»
Цель игры: закрепление представлений детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту (природе); об их необходимости для человека и правилах пользования ими (безопасного поведения с ними).
Материал: игровое поле с расположенными последовательно предметными картинками, кости (кубик, на каждой из шести граней которого нанесены числа от 1 до 6, цветные фишки по
4.«Кубик безопасности»
Цель игры: закрепление знаний детей о типичных опасных ситуациях, которые могут произойти с ними в быту, социуме, природе; формирование умения предвидеть и предупредить результаты возможного нежелательного развития данной ситуации.
Материал: крупный кубик с размещенными на нем (с помощью липучек) сюжетными картинками, изображающими опасные ситуации в быту, социуме, природе.
Ход игры: Дети по очереди бросают кубик и объясняют ситуацию, выпавшую на верхней грани (Чем опасна для жизни и здоровья данная ситуация? Что может случиться с ребенком в этой ситуации? Как следует (не следует) поступать? Педагог помогает детям самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными для жизни и здоровья предметами в быту, неправильного поведения на улице; при общении с незнакомыми людьми и пр. Дети должны внимательно слушать друг друга и, при необходимости, дополнять ответы товарищей.
5.«Источники опасности»
Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)
Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
6.«Игра - дело серьёзное»
Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.
Материал: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных, два обруча
Ход игры: воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.
7.«Сто бед»
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
8.«Мы – спасатели»
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
9.«Убери на место»
Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.
Ход игры: на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.
10.«На прогулке»
Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными
действиями при встрече с животными.
Материал: иллюстрации, 2 обруча.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.
Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.
11."Если малыш поранился"
Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.
Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)
12."Определи растение по запаху"
Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)
Что помогло вам почувствовать этот запах?
Где можно почувствовать такой запах?
13. Игра «Пригласи Мишку в гости»
Цель: закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.
Материал: дома построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.
Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.
14."Так или не так"
Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,
картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;
Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).
Варианты: индивидуально с воспитателем;
несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
15.«Что мы знаем о вещах»
Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества
Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.
Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.
16."Что где растёт"
Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения
Материал: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:
- Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)
- Где растёт ромашка? и т. д.
17."По грибы"
Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.
Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов
Ход игры: картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.
18."О чем говорит светофор"
Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.
Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные, макет светофора.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
19."Если кто-то заболел"
Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03», поупражнять в вызове врача.
Материал: телефон.
Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.
Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:
фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы
20.«Что полезно, а что нет?»
Цель игры: Формировать у детей представления о полезных для здоровья продуктах, пользе овощей и фруктов, о правильном питании. Помочь детям осознать, что часто рекламируемые продукты не самые полезные. Научить детей осознанно подходить к своему питанию. Развивать речь детей.
Оборудование: карточки с изображение полезной и вредной еды.
Ход игры: ребенку раздается игровое поле, на поле ребенок раскладывает только те карточки, на которых изображены продукты полезные для организма человека. Карточки, на которых изображена вредная еда, откладываются в сторону.
21.«Вершки-корешки»
Цель игры: Упражнять детей в классификации овощей ( по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровые действия. Разыгрывание фантов.
Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!»
Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки».
Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.