Елена Краснова
Картотека игр на развитие дивергентного мышления «Способности к детализации»
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вниманию педагогов картотеку игр на развитие дивергентного мышления у детей дошкольного возраста. Дивергентное мышление это способность к детализации. Детализация - умение расширять, развивать. приукрашать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.
Картотека игр на развитие дивергентного мышления: способности к детализации.
Игра «Художник в зоопарке»
Цель: Способствовать развитию у детей дивергентного мышления. Развивать способность к детализации: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Публикация «Картотека игр на развитие дивергентного мышления „Способности к детализации“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Педагог. Два волшебника, Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй - очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей. Дети выполняют.
Игра «Незаконченный сюжет»
Цель: Способствовать развитию у детей дивергентного мышления. Развивать у детей способность к детализации: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.
Педагог кладет перед каждым ребенком предмет (катушка ниток, пластмассовая ложка, веточка дерева, засушенный цветок и др.) и просит их дополнить другими деталями до создания целостного предмета или сюжета.
Игра «Придумай животное»
Цель: Способствовать развитию у детей дивергентного мышления. Развивать у детей способность к детализации: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).
Творческое упражнение «Что за птица?»
Цель: Способствовать развитию у детей дивергентного мышления. Развивать у детей способность к детализации: учить конкретизировать (оживлять) изображения.
Дети получают карточки с изображениями различных птиц. Им предлагается подумать:
- Какой характер у той или иной птицы?
- С какими людьми, цветами, деревьями, животными дружит эта птица?
- Кто враги?
- О чем она поет?
- Из чего и как строит гнездышко?
- Что она больше всего любит делать?
Детей предупреждают, что их ответы могут быть сказочными.
Творческое упражнение «У кого какой характер?»
Цель: Способствовать развитию у детей дивергентного мышления. Развивать у детей способность к детализации: учить конкретизировать (оживлять) изображения.
Раздать детям картинки с изображением различных предметов и предложить им описать характер этих предметов, например: характер молотка, кровати, подушки, карандаша. Сравнить и обсудить описание детей. Провести с детьми беседу о том, как может меняться характер различных предметов в зависимости от того, кому они служат и кто держит их в своих руках.
Игра «Художник»
Цель: развитие способности к детализации.
Инструкция: нарисуйте несколько одинаковых кружков (полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.
Игра «Фантазёры»
Цель: развитие способности к детализации.
Инструкция: представь, что твой велосипед (Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?
Игра «Что сейчас и что потом»
Цель: развитие способности к детализации.
Инструкция: покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.
Игра «Рисунок в несколько рук»
Цель: Развитие способности к детализации - умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.
Первый участник игры рисует какой-то характерный элемент предмета, а другие участники по очереди дорисовывают по элементу, отталкиваясь от изображения. Игра продолжается до законченного рисунка.
Игра «Расскажи, что ты видишь»
Цель: Развитие способности к детализации - умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.
Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.
Игра «Шкатулка со сказками»
Цель: Развитие способности к детализации - умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.
Вырезаем 8-10 кружочков разного цвета и складываем их в шкатулочку. Дети садятся в круг, один ребенок вынимает из шкатулки цветной кружочек и придумывает, кем он будет в сказке, если кружочек зеленый, то огурцом или лягушкой, или кузнечиком, и начинает про них сочинять сказку. Следующий вытягивает следующий кружочек и продолжает сказку. Когда первая сказка будет закончена, можно собрать все кружочки и рассказывать следующую сказку.
Игра «Превращение»
Цель: активация в ребенке творческого потенциала, создание позитивных образов.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям превратить каждый кружок (треугольник) в какое-нибудь интересное, необычное изображение: «Постарайся придумать что-то такое, его бы никто ругой придумать не смог».
Игра «Нарисуй целое»
Цель: развитие творческого воображения.
Ход игры. Взрослый раздает карточки с разрезным контуром и просит нарисовать целую картинку. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который он нарисовал. После этого просит снова найти свою картинку и снова нарисовать.
Упражнение «Что было, что будет»
Цель: развитие воображения, поиск причин возникновения тех или иных ситуаций.
Ход. Взрослый показывает ребенку любую сюжетную картинку. Предлагает рассказать, что сейчас происходит, а затем пофантазировать, что было до этого сюжета, и как дальше будут развиваться события.
Упражнение «Танцы»
Цель: развитие творческого воображения в движении
Ход игры: Для танцев потребуется специально подобранная музыка. Воспитатель говорит: «Сегодня мы с вами попали в Сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят: они общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. Представьте себе, как они здороваются, покажите, как это происходит (дети показывают, как можно поздороваться в танце). А теперь мы превращаемся в жителей этой сказочной танцевальной страны и начинаем танцевать». Включается музыка. Воспитатель дает детям различные задания:
• Сейчас мы танцуем очень весело, мы веселимся.
• А сейчас мы танцуем, как будто мы грустим.
• А теперь мы на что-то сильно рассердились и танцуем, как будто мы очень сердитые, злые.
• Злость прошла, и мы танцуем радостно.
• А теперь нам дали волшебный воздушный шарик, и мы тянемся и взлетаем вслед за ним.
• А теперь мы танцуем свободно и легко.
• А сейчас мы танцуем, как солнечные лучики на лесной полянке.
• А теперь мы танцуем, как легкий ветерок.
• Вот мы превращаемся в ручеек и танцуем, как маленькие ручейки.
Игра «Чего на свете не бывает?»
Цель: развитие способности к детализации, развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков.
Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски и кисти или набор цветного пластилина (для каждого ребенка).
Ход игры:
Взрослый предлагает детям нарисовать (вылепить из пластилина) то, чего на свете не бывает.
По окончании рисования (лепки) дети поочередно демонстрируют свои работы и рассказывают о них. Все участники игрового упражнения обсуждают: действительно ли то, что изображено (вылеплено) не встречается в реальной жизни.
Игра «Удивительная ладонь»
Цель: развитие способности к детализации, развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).
Ход игры:
Взрослый предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами.
После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок».
Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.
Примечание. При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.
Например:
Игра «Поможем художнику
Цель: развитие способности к детализации, развитие воображения, образного мышления, гибкости построения графического контура, изобразительных навыков.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур и линий (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).
Ход игры:
Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Один рассеянный художник решил подготовить картины для выставки. Он сделал наброски — провел некоторые штрихи, а потом отвлекся и забыл, что хотел нарисовать. Ребята, помогите художнику. Рассмотрите штрихи и превратите их в изображения различных предметов. Возможно, тогда художник вспомнит, что он хотел нарисовать. Затем мы устроим выставку и выберем лучшие картины».
Примечание. При возникновении трудностей, взрослый показывает на доске образец выполнения задания. Если один из детей справится с заданием быстрее, то можно предложить ему дополнительный вариант.
Задания на развитие способности к детализации
Задание 1.
Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любой рисунок.
Нарисуйте несколько одинаковых кружков (как вариант: полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.
Задание 2.
Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет.
Представь, что твой велосипед (Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?
Задание 3.
Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать сюжет.
Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.
Задание 4.
Цель: развитие творческого воображения.
Воспитатель читает детям известную им сказку – «Репка». Затем
каждый из участников игры придумывает ее продолжение и рассказывает всем остальным детям.
Задание 5.
Цель: развитие сенсомоторной и познавательной сфер, развитие воображения
Детям предлагается ситуация «Мы с вами рыбаки. Отправляемся
на рыбалку в «пуговичное море». Наши руки помогут нам выловить рыбку - пуговичку. Опустите руки в «пуговичное море» и выловите «рыбку».
Ребенок может взять любую пуговицу. Воспитатель по очереди детям задает вопросы:
- Какую рыбку ты выловил: большую или маленькую; гладкую или
шершавую; круглую или квадратную?
- Какого цвета твоя «рыбка»?
- Она тяжелая или легкая?
- Теплая или холодная?
- В каком море она плавала?
- Кто были ее друзья?
- Как она попала в нашу речку? и т. п.
После того, как все дети расскажут историю своих рыбок, они отпускают их снова в «речку» (коробка с другими пуговицами). Затем, закрыв глаза, ребенок на ощупь ищет свою рыбку (если не получится на ощупь, то с открытыми глазами).
Задание 6.
Цель: развитие творчества на примере конструирования
Детям предлагается составить на столе различные узоры: зимние
снежинки, мозаичные узоры, узоры из спичек и т. п.
Задание 7.
Цель: развитие творческого мышления на основе изготовления новых предметов.
Детям предлагается из подручного материала (пустых пластмассовых бутылок, гороха, тряпок, металлических вазочек, коробок, ракушек и т. п.) смастерить музыкальные инструменты. Дети могут использовать не только предложенные им предметы, но и все то, что сумеют сами найти в игровой комнате. (Взрослым разрешается помогать организовывать «техническую» сторону создания этих инструментов: например, привязать что-либо веревкой и т. п.)
Задание 8.
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Детям предлагается посмотреть на облачко и увидеть в нем персонаж. Ребенку необходимо определить, на что похоже облачко.