МААМ-картинки

Картотека игр на развитие дивергентного мышления «Способности к детализации»

Елена Краснова
Картотека игр на развитие дивергентного мышления «Способности к детализации»
▼ Скачать + Заказать документы

Представляю вниманию педагогов картотеку игр на развитие дивергентного мышления у детей дошкольного возраста. Дивергентное мышление это способность к детализации. Детализация - умение расширять, развивать. приукрашать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.

Картотека игр на развитие дивергентного мышления: способности к детализации.

Игра «Художник в зоопарке»

Цель: Способствовать развитию у детей дивергентного мышления. Развивать способность к детализации: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Публикация «Картотека игр на развитие дивергентного мышления „Способности к детализации“» размещена в разделах

Педагог. Два волшебника, Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй - очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей. Дети выполняют.

Игра «Незаконченный сюжет»

Цель: Способствовать развитию у детей дивергентного мышления. Развивать у детей способность к детализации: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.

Педагог кладет перед каждым ребенком предмет (катушка ниток, пластмассовая ложка, веточка дерева, засушенный цветок и др.) и просит их дополнить другими деталями до создания целостного предмета или сюжета.

Игра «Придумай животное»

Цель: Способствовать развитию у детей дивергентного мышления. Развивать у детей способность к детализации: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).

Творческое упражнение «Что за птица?»

Цель: Способствовать развитию у детей дивергентного мышления. Развивать у детей способность к детализации: учить конкретизировать (оживлять) изображения.

Дети получают карточки с изображениями различных птиц. Им предлагается подумать:

- Какой характер у той или иной птицы?

- С какими людьми, цветами, деревьями, животными дружит эта птица?

- Кто враги?

- О чем она поет?

- Из чего и как строит гнездышко?

- Что она больше всего любит делать?

Детей предупреждают, что их ответы могут быть сказочными.

Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Цель: Способствовать развитию у детей дивергентного мышления. Развивать у детей способность к детализации: учить конкретизировать (оживлять) изображения.

Раздать детям картинки с изображением различных предметов и предложить им описать характер этих предметов, например: характер молотка, кровати, подушки, карандаша. Сравнить и обсудить описание детей. Провести с детьми беседу о том, как может меняться характер различных предметов в зависимости от того, кому они служат и кто держит их в своих руках.

Игра «Художник»

Цель: развитие способности к детализации.

Инструкция: нарисуйте несколько одинаковых кружков (полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.

Игра «Фантазёры»

Цель: развитие способности к детализации.

Инструкция: представь, что твой велосипед (Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?

Игра «Что сейчас и что потом»

Цель: развитие способности к детализации.

Инструкция: покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.

Игра «Рисунок в несколько рук»

Цель: Развитие способности к детализации - умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.

Первый участник игры рисует какой-то характерный элемент предмета, а другие участники по очереди дорисовывают по элементу, отталкиваясь от изображения. Игра продолжается до законченного рисунка.

Игра «Расскажи, что ты видишь»

Цель: Развитие способности к детализации - умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.

Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.

Игра «Шкатулка со сказками»

Цель: Развитие способности к детализации - умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.

Вырезаем 8-10 кружочков разного цвета и складываем их в шкатулочку. Дети садятся в круг, один ребенок вынимает из шкатулки цветной кружочек и придумывает, кем он будет в сказке, если кружочек зеленый, то огурцом или лягушкой, или кузнечиком, и начинает про них сочинять сказку. Следующий вытягивает следующий кружочек и продолжает сказку. Когда первая сказка будет закончена, можно собрать все кружочки и рассказывать следующую сказку.

Игра «Превращение»

Цель: активация в ребенке творческого потенциала, создание позитивных образов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям превратить каждый кружок (треугольник) в какое-нибудь интересное, необычное изображение: «Постарайся придумать что-то такое, его бы никто ругой придумать не смог».

Игра «Нарисуй целое»

Цель: развитие творческого воображения.

Ход игры. Взрослый раздает карточки с разрезным контуром и просит нарисовать целую картинку. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который он нарисовал. После этого просит снова найти свою картинку и снова нарисовать.

Упражнение «Что было, что будет»

Цель: развитие воображения, поиск причин возникновения тех или иных ситуаций.

Ход. Взрослый показывает ребенку любую сюжетную картинку. Предлагает рассказать, что сейчас происходит, а затем пофантазировать, что было до этого сюжета, и как дальше будут развиваться события.

Упражнение «Танцы»

Цель: развитие творческого воображения в движении

Ход игры: Для танцев потребуется специально подобранная музыка. Воспитатель говорит: «Сегодня мы с вами попали в Сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят: они общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. Представьте себе, как они здороваются, покажите, как это происходит (дети показывают, как можно поздороваться в танце). А теперь мы превращаемся в жителей этой сказочной танцевальной страны и начинаем танцевать». Включается музыка. Воспитатель дает детям различные задания:

• Сейчас мы танцуем очень весело, мы веселимся.

• А сейчас мы танцуем, как будто мы грустим.

• А теперь мы на что-то сильно рассердились и танцуем, как будто мы очень сердитые, злые.

• Злость прошла, и мы танцуем радостно.

• А теперь нам дали волшебный воздушный шарик, и мы тянемся и взлетаем вслед за ним.

• А теперь мы танцуем свободно и легко.

• А сейчас мы танцуем, как солнечные лучики на лесной полянке.

• А теперь мы танцуем, как легкий ветерок.

• Вот мы превращаемся в ручеек и танцуем, как маленькие ручейки.

Игра «Чего на свете не бывает?»

Цель: развитие способности к детализации, развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски и кисти или набор цветного пластилина (для каждого ребенка).

Ход игры:

Взрослый предлагает детям нарисовать (вылепить из пластилина) то, чего на свете не бывает.

По окончании рисования (лепки) дети поочередно демонстрируют свои работы и рассказывают о них. Все участники игрового упражнения обсуждают: действительно ли то, что изображено (вылеплено) не встречается в реальной жизни.

Игра «Удивительная ладонь»

Цель: развитие способности к детализации, развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры:

Взрослый предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами.

После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок».

Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

Примечание. При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.

Например:

Игра «Поможем художнику

Цель: развитие способности к детализации, развитие воображения, образного мышления, гибкости построения графического контура, изобразительных навыков.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур и линий (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры:

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Один рассеянный художник решил подготовить картины для выставки. Он сделал наброски — провел некоторые штрихи, а потом отвлекся и забыл, что хотел нарисовать. Ребята, помогите художнику. Рассмотрите штрихи и превратите их в изображения различных предметов. Возможно, тогда художник вспомнит, что он хотел нарисовать. Затем мы устроим выставку и выберем лучшие картины».

Примечание. При возникновении трудностей, взрослый показывает на доске образец выполнения задания. Если один из детей справится с заданием быстрее, то можно предложить ему дополнительный вариант.

Задания на развитие способности к детализации

Задание 1.

Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любой рисунок.

Нарисуйте несколько одинаковых кружков (как вариант: полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.

Задание 2.

Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет.

Представь, что твой велосипед (Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?

Задание 3.

Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать сюжет.

Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.

Задание 4.

Цель: развитие творческого воображения.

Воспитатель читает детям известную им сказку – «Репка». Затем

каждый из участников игры придумывает ее продолжение и рассказывает всем остальным детям.

Задание 5.

Цель: развитие сенсомоторной и познавательной сфер, развитие воображения

Детям предлагается ситуация «Мы с вами рыбаки. Отправляемся

на рыбалку в «пуговичное море». Наши руки помогут нам выловить рыбку - пуговичку. Опустите руки в «пуговичное море» и выловите «рыбку».

Ребенок может взять любую пуговицу. Воспитатель по очереди детям задает вопросы:

- Какую рыбку ты выловил: большую или маленькую; гладкую или

шершавую; круглую или квадратную?

- Какого цвета твоя «рыбка»?

- Она тяжелая или легкая?

- Теплая или холодная?

- В каком море она плавала?

- Кто были ее друзья?

- Как она попала в нашу речку? и т. п.

После того, как все дети расскажут историю своих рыбок, они отпускают их снова в «речку» (коробка с другими пуговицами). Затем, закрыв глаза, ребенок на ощупь ищет свою рыбку (если не получится на ощупь, то с открытыми глазами).

Задание 6.

Цель: развитие творчества на примере конструирования

Детям предлагается составить на столе различные узоры: зимние

снежинки, мозаичные узоры, узоры из спичек и т. п.

Задание 7.

Цель: развитие творческого мышления на основе изготовления новых предметов.

Детям предлагается из подручного материала (пустых пластмассовых бутылок, гороха, тряпок, металлических вазочек, коробок, ракушек и т. п.) смастерить музыкальные инструменты. Дети могут использовать не только предложенные им предметы, но и все то, что сумеют сами найти в игровой комнате. (Взрослым разрешается помогать организовывать «техническую» сторону создания этих инструментов: например, привязать что-либо веревкой и т. п.)

Задание 8.

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Детям предлагается посмотреть на облачко и увидеть в нем персонаж. Ребенку необходимо определить, на что похоже облачко.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний»Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I»Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I» Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I». Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр на развитие дивергентного мышления «Способности к детализации»
Опубликовано: 17 марта 2022 в 18:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр на развитие дивергентного мышления «Способности к детализации»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Краснова (УИ 962576) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД