Куприянова Наталья
Картотека игр на преодоление страхов, развития положительных эмоций, повышения самооценки и снятие мышечного напряжения
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр на преодоление страхов, развития положительных эмоций, повышения самооценки и снятие мышечного напряжения.
Темочки:
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Страх и детская тревожность
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Цель психологически направленных игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.
1. Пятнашки - служит своеобразной разминкой к последующим играм и, несмотря на кажущуюся простоту, содержит ряд правил. Заранее ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья и столик, так, чтобы между ними остались небольшие проходы. Можно просто переставить мебель, создав искусственный беспорядок. Нельзя пятнать через стулья - они как бы цельные колонны.
Тогда можно лучше отворачиваться, увертываться, создавая тем самым дополнительные препятствия в игре. Кто случайно заденет стулья или, увлекшись, выбежит за пределы площадки, становится водящим, то есть начинает сам пятнать. К тому же можно хлопать только по спине, конкретно по нижнему ее месту, что еще больше осложняет задачу. Причем нужно не прикасаться, а именно ударять как следует, с чувством, эмоционально, да еще и с угрозами, чем одновременно устраняются страхи боли и уколов и физических наказаний.
Суть игры - в ее непредсказуемости и неожиданности, когда водящий внезапно меняет направление бега, оказываясь лицом к лицу с остальными участниками. Последние должны мгновенно принять решение, сориентироваться, побежать ли им в противоположную сторону, вперед, увернуться, но только не застывать и не сдаваться, как и не давать себя запятнать во всех значениях этого слова.
Эмоциональный накал игры создают и нарочито подчеркнутые угрозы водящего, которыми он сыплет, как из рога изобилия: "Только попадись!", "Ну, погоди!", "Я тебе сейчас покажу!", "Поймаю и съем!", "Лови его!", "Ага, попался!". Затем водящий взрослый восклицает с похвалой: "Ну и быстрый!", "Смотри, какой ловкий!", "Надо же, никак не могу догнать!", "Да что же это такое!", "Ух, устал!", "Сдаюсь!" и т. д. Убегающий в ответ: "Не догонишь!", "Все равно убегу!", "Только попробуй!" и т. п..
Как эмоциональная игра пятнашки всегда вызывают много радости, веселья, служат своего рода аккумулятором положительной психической энергии для всех участников. На этом фоне угрозы в адрес детей и взрослых воспринимаются не буквально, а как один из юмористических компонентов игры, снижая в то же время страх перед ними в реальных отношениях. А то, что необоснованные, драматически заостренные угрозы взрослых служат питательной почвой для культивирования страхов детей, мы уже знаем.
Итак, пятнашки только непосвященным кажутся такой простой игрой. На самом деле с ее помощью, во всяком случае, при неоднократных повторениях, удается:
1. обеспечить эмоциональную разрядку - снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
2. устранить или значительно уменьшить торможение и страх при внезапном, неожиданном воздействии, а также страхи нападения и наказания со стороны родителей (поскольку пятнание как легкий удар имитирует физическое наказание);
3. улучшить гибкость в поведении, ситуативность;
4. усилить способность быстро принимать решения;
5. освоить групповые правила поведения и совместной деятельности;
6. развить ловкость, координацию движений и большую побудительную активность;
7. наладить более непосредственный контакт между взрослыми и детьми.
2. Жмурки.
Сначала водящему плотно завязывают глаза, и он должен держать их закрытыми, то есть имитируется замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной жизни. Перед началом поиска водящий с завязанными глазами три раза поворачивается вокруг себя, что осложняет его ориентировку в окружающем пространстве. Водящему нужно найти детей, стоящих в разных местах игровой площадки.
Основное правило игры - стоять на одном месте и ничем не выдавать себя, чтобы не быть обнаруженным. Говорить тоже нельзя.
Требуются, следовательно, определенная выдержка, терпение в противоположность двигательному беспокойству и возбуждению. Вместе с тем можно изгибаться, наклоняться, даже ложиться, когда водящий проходит рядом и пытается нащупать вытянутыми руками участников игры. Но и тогда их ноги остаются как бы приклеенными к полу.
При обнаружении участника игры его нужно на ощупь опознать и назвать имя. Потом он становится водящим.
3. Мяч в кругу – дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу. Прежде чем кинуть мяч, нужно поймать взгляд другого участника игры и сказать любое пришедшее в голову слово: "на", "держи", "поймай", "зайчик" и т. д. Усложнение игры состоит в поиске слов из названий только цветов, мебели, животных, сказочных персонажей или в назывании любых цифр.
Цель игры: снять торможение, возникающее при необходимости быстро отвечать, в том числе в группе детского сада и в школе.
4. Проникновение и выход из круга, образуемого сцепленными руками детей. Все закрывают глаза и твердо заявляют, что никто не проникнет в их царство-государство без ведома, особенно ловкие и смелые мальчики и девочки (уже этим поощряются решительные действия детей).
Все играющие по очереди ходят с наружной стороны круга и пытаются проникнуть в него, незаметно проскользнув через одну из пар. Но охрана начеку и быстро реагирует приседанием и опусканием рук на всякий подозрительный шум, тем более случайное прикосновение, то есть осуществить "коварный" замысел и проникнуть незамеченным весьма непросто.
Если же цель достигнута, и ребенок уже находится в центре круга, он хлопает в ладоши, все открывают глаза и с удивлением обнаруживают проникшего в их закрытое от всех царство. Теперь задача - выйти из круга. Все снова закрывают глаза и повторяют не менее решительно, что ни за что никого и никогда не выпустят.
Следует несколько попыток, и ребенок, очутившись вне круга, радостно хлопает в ладоши. Все опять широко открывают от изумления глаза и отдают должное ловкости и храбрости того, кто решился на это.
Игра «Проникновение» помогает устранить страх замкнутого пространства.
5. Слепой и поводырь.
Дети встают по парам. Договариваются, кто из них будет «слепым» - ему завязывают глаза или можно просто попросить закрыть глаза и не подглядывать, а кто «поводырем» - сопровождает «слепого». Эта игра дает ощущение поддержки в незнакомых, новых ситуациях, развивает чувство безопасности.
6. Не боюсь. Игра сопровождается хаотичным перекидыванием мяча. Тот, кто поймал мяч, громко говорит, чего он не боится.
7. Я храбрый, потому что…
Игра сопровождается хаотичным перекидыванием мяча. Тот, кто поймал мяч, громко говорит: «Я храбрый, потому что…» При затруднениях педагог обязательно поддерживает ребенка и направляет его ответ.
8. Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь.
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором слова: «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь». Водящий называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, Человека-паука, волка, льва и т. п., детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного, тот становится водящим и продолжает игру.
9. Упражнение «У страха глаза велики».
Педагог: А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.
10. Игра «Поймаем репейники». Дети делятся на 2 команды – «Ловушка» и «Репьи». Команда «Ловушка» держится за руки, образуя круг. «Репьи» за кругом. По сигналу колокольчика «Репьи» начинают бегать из круга в круг. По команде «стоп» «Ловушка» приседает и опускает руки. Пойманные «Репьи» становятся в круг. По окончании игры дети меняются ролями.
11. Этюд-релаксация. Дети берутся за руки. Педагог: «Представьте, что светит ярко солнце, оно согревает каждого из вас. Подставьте лицо теплым лучам. Что чувствуете? Протяните ручки к свету, солнцу. Улыбнитесь ему и друг другу. Пожелайте себе и ребятам в группе всего самого хорошего. А теперь скажем хором: «Э-ге-ге, э-го-го – не боимся НИЧЕГО!»
12. Белые медведи. Выбирается ведущий. Он догоняет участников, которые разбегаются по залу. Те, которых ведущий «заденет», берутся за руки, образуя цепочку. Следующих «медведей» ловят «цепочкой».
Эта игра помогает быстро снять напряжение.
13. Дракон кусает свой хвост.
Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост». «голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.
Игры на развитие положительных эмоций.
1. Дети и взрослые становятся в круг (игра рассчитана на детей от трех лет и старше) и начинают перебрасывать друг другу мяч. На каждый бросок участник, у которого мяч оказывается в руках, должен сказать, когда он смеется. Это может звучать так: «Я смеюсь, когда смотрю мультфильмы», «Я смеюсь, когда папа рассказывает смешные истории», «Я смеюсь, когда вижу, как кот гоняется за хвостом», «Я смеюсь, когда играю с друзьями» и так далее.
2. Второй вариант игры — «Рассмеши Несмеяну». Ведущий (это может быть как ребенок, так и взрослый) садится на стул и изображает из себя надутого и обиженного человека. Задача всех участников игры — рассмешить ведущего. Они могут строить смешные рожицы, рассказывать анекдоты, даже щекотать его — лишь бы ведущий улыбнулся. Как только он «сдается» — его место занимает тот, кто добился улыбки «Несмеяны».
Повышение самооценки ребенка.
И конечно необходимо повышать у ребенка самооценку, уверенность в себе. Для этого можно использовать такие игры, как:
- Аплодисменты по кругу. (Все становятся в круг. Педагог подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего (выбирает тот, кому аплодировали). Игра продолжается, а овации становятся все громче и громче. Важно услышать овации не только ушами, но и почувствовать их всей душой.
- Комплименты (Дети по кругу говорят друг другу ласковые и добрые слова, хвалят друг друга)
- Хоровод смелых ребят.
Дети, взявшись за руки, водят хоровод и поют песенку.
Мы шагаем дружно,
Вместе нам не скучно
Весело шагаем,
Песню напеваем. (Далее происходит диалог педагога и детей, которые отвечают хором.)
- Кто смелый? Я!
- Кто здесь самый сильный духом? Я!
- Кто из вас победитель? Я!
Игра «Обнимашки». Дети поочередно обнимаются друг с другом, улыбаясь.
Упражнения на снятие мышечного напряжения.
1. Упражнение для рук. Предложите ребенку на вдохе сильно-сильно сжать кисти рук в кулачки, как будто он зажимает в ладони ледышку. Досчитайте вместе с ним до десяти. На выдохе предложите ему расслабить кисть. В руке должно появиться ощущение тепла — «Ледышка растаяла». Повторите упражнение 2-3 раза.
2. Упражнение для плеч. Встаньте напротив малыша, вытяните руки ему навстречу, попросите его сделать то же самое. На вдохе тяните руки навстречу друг к другу, стараясь коснуться кончиками пальцев. На выдохе опустите руки вдоль тела. Повторить также два-три раза.
3. Упражнение на лопатки. Объясните ребенку, что такое лопатки и где они находятся. Пусть он увидит, как двигаются лопатки на вашей спине, попробует пошевелить своими. Затем предложите ему представить, что он — бабочка, и на вдохе попросите его «сложить крылышки» на спине (сдвинуть лопатки). Досчитайте до десяти и на выдохе вместе с ним «раскройте крылышки» (разведите лопатки).
4. Упражнение на верхнюю часть спины. Теперь можно поиграть в черепашку — на вдохе вместе с ребенком поднимите плечи как можно выше («черепашка прячет голову»). Досчитайте до десяти и опустите плечи («Черепашка выглянула из домика»).
Не забудьте, что все упражнения выполняются по два-три раза.
5. Упражнения на мышцы лица. Сначала предложите ребенку потренироваться у зеркала — пусть он изобразит на своем лице крайнюю степень досады и обиды (ребёнок должен нахмурить брови, вытянуть губы дудочкой, затем — крайнюю степень радости (лоб разглаживается, рот растягивается в самой широкой улыбке). А теперь сначала на вдохе —радуемся (растягиваем рот в улыбке, поднимаем брови, через пять секунд, на выдохе, расслабляемся, а потом повторяем упражнение, на вдохе уже хмуря брови, а на выдохе вновь расслабляясь.
Такой курс гимнастики на напряжение и расслабление можно повторять, насколько у вас хватит желания, хоть каждые полчаса. Главное, не навязывать его ребенку, а предлагать как игру, вызывая в нем искренний интерес. Почувствовав, каким образом мышцы сжимаются, а каким — расслабляются, ребенок сможет управлять ими и в минуты стресса, снимая зажим и отвлекая эмоции на простые физические действия.