Вакурина Светлана Владимировна
Картотека игр и упражнений «Построение грамматических конструкций, отражающих взаимоотношения внешних объектов и тела»
▼ Скачать + Заказать документы
«Выше - ниже». Ребёнок и взрослый встают рядом лицом к зеркалу. Взрослый выполняет упражнение с мячом, лентой или любым другим предметом перед зеркалом, каждый раз, четко проговаривая свои действия. Например, «Мяч (лента, кубик, флажок) выше головы», «Мяч (лента, кубик, флажок) ниже колен» и так далее. Ребёнок следит за действиями взрослого, копирует упражнения и проговаривает (повторяет) инструкции за взрослым. Затем взрослый выполняет упражнения перед зеркалом молча, а ребёнок копирует и проговаривает (озвучивает) их. Если ребенок уверенно повторяет и называет действия взрослого, то он может выполнять упражнение один, только по словесной инструкции педагога.
Публикация «Картотека игр и упражнений „Построение грамматических конструкций, отражающих взаимоотношения внешних объектов и тела“» размещена в разделах
«Над – под». Ребёнок и взрослый встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием выполняют одни и те же действия с колокольчиком. Например, «Позвонить над головой», «Позвонить под носом». И так далее.
«Ближе – дальше». Вначале взрослый проговаривает расположение предметов относительно ребёнка, а затем ребёнок самостоятельно выполняет упражнение и проговаривает: «Мяч близко, а кубик далеко». Затем упражнение выполняется из исходного положения «стоя к предметам боком».
«Впереди – сзади» (ходьба через предмет, лежащий на полу, в направлении вперёд – назад, стоя к нему лицом). Сначала взрослый проговаривает расположение предмета (кубика, верёвки) по отношению к ребёнку. Затем задаёт вопрос: «Где находится кубик?» Ребенок отвечает: «Кубик (веревка) впереди». Взрослый: «Сделай шаг вперед. Где находится кубик (веревка?» Ребенок: «Кубик (веревка) сзади».
«Слева – справа» (ходьба через предмет, лежащий на полу, стоя к нему боком). Вначале взрослый выполняет упражнения проговаривая: «Мяч слева от меня», «Мяч справа от меня». Ребёнок копирует упражнение и тоже проговаривает его. Затем взрослый выполняет упражнение молча, ребёнок копирует его и проговаривает. И наконец ребёнок должен выполнить упражнения самостоятельно.
«Вперед – назад». Взрослый предлагает ребёнку вытянуть руки перед собой, выставить поочередно правую, левую ногу вперёд убрать руки за спину и т. п. Аналогично выполняется упражнение с предметами. Например, «Мяч вперёд (перед собой)», «Мяч назад за спину». Ребёнок, выполняя упражнение, проговаривает расположение предмета относительно своего тела.
«Вправо – влево». Ребёнку предлагается вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову направо наклонить голову к правому плечу, сделать 3 наклона вправо, присесть на правое колено и так далее. Также отрабатывается направление «слева».
«Кто где стоит». Дети строятся в колонну, обозначается место человека стоящего в колонне впереди или сзади. Например, взрослый спрашивает: «Где стоит Ваня?», Ребенок: «Ваня стоит впереди». Взрослый: «Где стоит Соня?» Ребенок: «Соня стоит сзади». И так далее. По сигналу дети меняются местами, игра продолжается.
Эту же игру можно провести в шеренге, только положение детей будет определяться словами «справа», «слева».
«Что находится справа от меня?» Ребёнка просят не поворачиваясь перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Аналогично отрабатывается направление слева.
«Слушай и выполняй». Ребенку предлагается точно и правильно выполнить команду взрослого. Например, один шаг вперёд, два шага направо, прыжок вверх, 3 шага налево, вниз (присесть) и так далее.
Эту игру можно проводить, передвигая ребенка по игровому полю в виде шахматной доски (разметка игрового поля нанесена на пол).
«Передай мяч». Дети встают в круг, но друг за другом. Взрослый дает инструкцию, как передать мяч: передать мяч назад, передать мяч вперед, передать мяч сверху, снизу, справа, слева. Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч. Затем молча.
Литература:
1. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н. Я. Семаго. — М. : Айрис-пресс, 2007.— 112 с.
2. Семаго Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы// Дефектология. №1, М. : Школа-Пресс, 2000.