Нина Александровна Волкова
Картотека игр и бесед с детьми 5–7 лет по познавательному развитию «Поведение птиц весной». Часть 1
▼ Скачать
Знакомство детей с птицами. Поведение птиц весной. Март. Часть 1.
Игровое упражнение «Песенка овсянки». (3 марта)
Задачи. Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Развивать слуховое внимание, память детей. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Упражнение.
— Дети, в народном календаре 3 марта славили красивую солнечную птичку овсянку. Овсянка – маленькая, с жёлтым оперением, птица. Сам бог Солнца – Ярило послал овсянку на Землю возвещать песней о приходе тепла.
Публикация «Картотека игр и бесед с детьми 5–7 лет по познавательному развитию „Поведение птиц весной“, Часть 1» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Весна. Беседы о весне
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Если ранней весной, когда темнеет снег и зеленеют проталины, выйти на просёлочную дорогу и послушать… то вскоре услышишь: «Синь-синь-синь!». Это на кусте вербы поёт желтогрудая овсянка. «Синь-синь-синь!», – всё чаще вызванивает она. Невольно оглядываешься по сторонам, и верно: вокруг бездонная синь. Синие дали в перелесках. Синее, васильковое небо над головой. А из оврага поднимается и медленно течёт по лугу синий туман.
Александр Барков «Голоса весеннего леса».
— Дети, песенку овсянки запоминаем «Синь-синь-синь!», тепло призываем, весело напеваем «Синь-синь-синь!»
Педагог чётко произносит слоги.
— Песенку овсянки, дети, повторите, слоги чётко произнесите.
Дети поочерёдно повторяют песенку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Очаровательно! Птичьи трели изобразили, песню овсянки повторили.
Наблюдение «Почему весной птицы поют?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Расширять знания детей о поведение птиц весной. Вызвать желание детей слушать пение птиц. Развивать слуховое внимание и восприятие детей, умение различать на слух голоса птиц.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите?
— Наступила весна. Всё ярче светит солнышко, тает снег. Птицам стало жить веселее. День длиннее, корм найти легче. Радостным пением встречают птицы весну.
Вы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы,
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет тех песенок чудесней.
— Дети, как вы думаете, почему весной птиц поют?
— Для птиц весенние песни – это очень серьёзное и важное дело. Поют только самцы. Весной маленький певун во весь голос заявляет: «Я здесь! Я прилетел и занял этот участок!» Своей песней птица устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка. А если рядом раздаётся песня соперника-сородича, хозяин участка, распушив перья, кинется на него и прогонит. Есть у птичьей песни ещё одно назначение. Самец-папа, подыскав подходящее место для гнезда, начинает звонкой песней звать самку, маму будущих птенцов. Он поёт: «Я нашёл отличное место для гнезда. Здесь много корма. Лети скорее сюда. Мы вместе построим гнездо и будем расти птенцов». Послушает птица-мама одну песенку, послушает другую, какая песня ей понравится, туда она и полетит. Дети, что мы нового узнали о птицах? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что весной птицы поют, чтобы привлечь внимание друг друга.
— Дети, как вы думаете, нам продолжать подкармливать зимующих птиц или нет?
— Снег покрывает землю, насекомых нет – птицам нужна наша помощь. Педагог насыпает корм в кормушки.
— Дети, за птицами наблюдайте, интересное замечайте.
В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Целевая прогулка по участку детского сада
«В Иванов день птицы гнёзда обретают». (9 марта).
Задачи. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Поддерживать интерес детей к народным приметам. Воспитывать бережное отношение детей к птицам. Развивать познавательный интерес детей, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, в путешествие приглашаю, за птицами понаблюдать предлагаю. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят изменения в поведении птиц. Вспомним правила наблюдения за птицами.
1. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
2. Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
Во время прогулки вокруг здания детского сада, педагог обращает внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.
— Дети, весной воробьи галдят – места для гнёзд делят. По народному календарю, сегодня, 9 марта, по народному календарю – Иванов день. Народные приметы говорят, что в Иванов день птица гнездо обретает. Как вы думает, что это означает?
— В Иванов день птицы гнездо обретают. Обретает, то есть птица подыскивает место для гнезда, начинает строить. Дети, как вы считаете, почему птицы строят гнёзда?
— Птицы заботливые родители. Гнездо – это птичий домик, домик для птенцов. Разные птицы строят гнёзда по-своему, но чаще всего гнездо напоминает чашу, сплетённую из веток и травы. Внутри гнездо выстлано свежей травой и пухом. Дети, как вы думаете, где птицы строят гнёзда?
— Птицы строят гнёзда в укромном месте: на земле и в кронах деревьев, под крышами домов и в обрывистых берегах рек. Люди помогают птицам: поправляют старые скворечники в садах, сооружают новые. Народная примета говорит, если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне — лето будет холодным. Дети, что мы нового узнали о птицах?
Вывод. Дети, мы узнали, что весной птицы строят гнёзда.
— Дети, за птицами наблюдайте, интересное замечайте.
В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Разговор-размышление «Грачи». (17 марта).
Задачи. Расширять знания детей о грачах. Обогащать представления детей о значении птиц для окружающей природы. Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Развивать познавательный интерес детей, общую моторику, координацию речи детей с движением.
Беседа.
— Дети, недавно я услышала такую народную примету «Грач на горе — так и весна на дворе». Как вы думаете, почему так говорят?
— Грач – это кто?
— Грач – это птица. 17 марта, по народному календарю, день Герасима Грачевника. Ещё в полях лежит снег, но уже появились первые проталины. Весной в старину дети малые по улицам бежали, грачей закликали.
Грачи - киричи
Летите, летите,
Дружную весну
Несите, несите!
— Как только появляются проталины, грачи первыми возвращаются в родные края. Грач – крупная птица. Перья чёрные, с фиолетовым отливом. Питаются грачи червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Гнездятся грачи на деревьях. Гнезда строят из сухих сучьев, выстилают сухой травой. Грачи строят гнёзда близко друг к другу, чтобы вместе защищаться от врагов. Дети, как вы думаете, можно ли увидеть грача в городе?
— Почему грачи живут ближе к деревням?
— Грачи питаются червяками, насекомыми, поэтому они селятся там, где легче найти себе пищу. Народная примета гласит: если грачи, прилетев, сразу принимаются за починку своих гнёзд, то весна будет скорой да дружной. А если птицы, посидев на гнёздах, снова взлетают, холода продержатся ещё несколько дней. Земледельцы говорят: если грачи сели на гнёзда, то уже через неделю можно начинать пахать. Дети, что мы узнали о грачах?
Вывод. Дети, мы узнали, что грачи первыми возвращаются из тёплых стран.
Весёлые упражнения «Грачи».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Грачи в поле прилетали,
Руки в стороны, взмахи руками вверх-вниз.
Червячков везде искали.
Руки на пояс, наклон, выпрямились.
Важно по полю ходили,
Не одного не пропустили.
Руки в стороны, ходьба на месте, с высоким подниманием колена (бедра).
Дружно взлетели,
К деревьям полетели.
Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).
Гнезда строить начинают,
Остановились, поворот лицом в круг.
Веточки собирают.
Руки на пояс, наклон вперёд, выпрямились.
Вот такие молодцы,
Поворот туловища вправо.
Чёрные грачи.
Поворот туловища влево.
Чтение рассказа. Юрий Коваль «Грач».
Задачи. Расширять знания детей о грачах. Продолжать развивать интерес детей к познавательной литературе о птицах. Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ «Грач».
Когда приходит весна и солнце начинает пригревать старый снег, а с крыш отрастают сосульки, витые, как бараньи рога, тогда-то и прилетает грач. Он расхаживает по проталинам, по деревенским дорогам, высматривая случайного червяка. Грач чёрен как смоль, а на солнце оперенье его вспыхивает фиолетовым светом. У грача лобастая голова, умный взгляд, а клюв его крепок и жёлт.
За деревней, на ветках старых берёз висят лохматые грачиные гнёзда, сплетённые из толстых прутьев. С прилётом грачей начинается на берёзах галдёж. Грачи кричат, горячатся, поправляя прошлогодние гнёзда.
Оживают старые берёзы, и, невидимый глазу, течёт уже по их жилам сладкий берёзовый сок.
— Рассказу конец, а кто слушал молодец! А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Дети, когда прилетает грач из тёплых стран?
— Когда приходит весна и солнце начинает пригревать старый снег, а с крыш отрастают сосульки, витые, как бараньи рога, тогда-то и прилетает грач.
Дети, как выглядит грач?
— Грач чёрен как смоль, а на солнце оперенье его вспыхивает фиолетовым светом. У грача лобастая голова, умный взгляд, а клюв его крепок и жёлт.
Дети, чем питается грач?
— Он расхаживает по проталинам, по деревенским дорогам, высматривая случайного червяка.
Дети, где гнездится грач?
— За деревней, на ветках старых берёз висят лохматые грачиные гнёзда, сплетённые из толстых прутьев. С прилётом грачей начинается на берёзах галдёж. Грачи кричат, горячатся, поправляя прошлогодние гнёзда.
— Замечательно, дети! О граче читали, много нового узнали.
Чтение рассказа. Георгий Алексеевич Скребицкий «Грач».
Задачи. Расширять знания детей о грачах. Обогащать представления детей о значении птиц для окружающей природы. Продолжать развивать интерес детей к познавательной литературе о птицах. Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского писателя Георгия Алексеевича Скребицкого «Грач».
Ещё кругом лежит снег, а на потемневших, подтаявших дорогах уже разгуливают чёрные белоносые грачи. Весной они первыми возвращаются к нам с юга. Целые дни грачи копаются в навозе, отыскивая еду, а по вечерам с громкими криками: «Гра-гра-гра!» осматривают в роще свои старые гнёзда.
Грачам вовсе нетрудно раньше других птиц вернуться на родину. Ведь они не улетают далеко за море, а зимуют тут же рядом: в Крыму, на Украине. Возврата холодов грачи не боятся, им холод не страшен — была бы еда. Едят они всё, что попадётся, так же, как галки и вороны. С теми и с другими грачи находятся в родстве — все они принадлежат к одному семейству вороньих птиц.
Из этого семейства грачи самые общительные птицы. Чёрные вороны и серые вороны устраивают гнёзда вдалеке друг от друга; галки, хотя и не боятся соседства, но всё же гнездятся каждая пара сама по себе. А вот грачи селятся всегда целой компанией.
Выберут где-нибудь в деревне или на окраине города старый парк или рощу и займут её под свою колонию. Застроят гнёздами все вершины деревьев, а то ещё на одном дереве совьют сразу по пять-шесть гнёзд, совсем рядом одно возле другого. Такое сожительство помогает грачам общими силами прогонять врагов от своих гнёзд. Стоит появиться поблизости ястребу, как грачи слетают с гнёзд и гонят врага прочь.
Однажды я был свидетелем того, как грачи свои гнёзда защищают. Это случилось в деревне. В саду возле нашего дома росли старые высокие берёзы, и грачи свили на них гнёзда. Все вершины застроили. Бывало, рано утром откроешь окно в сад, а грачи каркают возле своих гнёзд, хлопочут. Сразу почувствуешь, что весна на дворе.
Рядом с нашим садом в доме у соседей был кот. Такой разбойник — постоянно птиц ловил. Притаится, бывало, где-нибудь за углом и караулит. Как только воробушки слетятся крошки клевать, он выскочит, мигом схватит. И по деревьям он очень ловко лазил, прямо из гнёзд птенчиков доставал.
Вот как-то весною, должно быть, услышал он, что грачата в гнезде кричат, и полез на берёзу. Всё выше, выше лезет. Уже к самым гнёздам подбираться стал. Тут-то грачи кота и заметили, да как накинулись на него, как начали носами долбить и щипать его. Заорал кот не своим голосом. Скорее соскочил вниз на землю, и помчался пулей прямо домой. С тех пор кот сразу перестал по деревьям лазить. Даже к нам в сад с большой опаской заходить начал. Вот как его грачи проучили.
Весною, когда грачиное гнездо отремонтировано или выстроено заново, самка кладёт в него четыре-пять яиц и садится их насиживать. А как выведутся птенцы, родители целые дни носят им корм – разных червяков и личинок насекомых.
Немало достаётся от грачей и вредителям леса – жирным белым личинкам майских жуков. Самих жуков грачи тоже поедают.
Грачи — полезные птицы. Правда, деревенские жители сердятся на них за то, что они ощипывают первые ростки огурцов и других огородных и полевых растений, но зато грачи уничтожают такую массу полевых вредителей, что этим птицам можно многое простить.
К осени грачи собираются в большие стаи и с наступлением холодов улетают от нас на юг до будущей весны.
— Рассказу конец, а кто слушал молодец! А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Дети, когда прилетаю грачи с юга?
— Ещё кругом лежит снег, а на потемневших, подтаявших дорогах уже разгуливают чёрные белоносые грачи. Весной они первыми возвращаются к нам с юга.
Дети, где зимую грачи?
— Грачам вовсе нетрудно раньше других птиц вернуться на родину. Ведь они не улетают далеко за море, а зимуют тут же рядом: в Крыму, на Украине.
Дети, с какими птицами грачи в родстве?
— Галки и вороны. С теми и с другими грачи находятся в родстве — все они принадлежат к одному семейству вороньих птиц.
Дети, как селятся грачи?
— Грачи селятся всегда целой компанией. Выберут где-нибудь в деревне или на окраине города старый парк или рощу и займут её под свою колонию. Застроят гнёздами все вершины деревьев, а то ещё на одном дереве совьют сразу по пять-шесть гнёзд, совсем рядом одно возле другого.
Дети, почему грачи селятся вместе?
— Такое сожительство помогает грачам общими силами прогонять врагов от своих гнёзд. Стоит появиться поблизости ястребу, как грачи слетают с гнёзд и гонят врага прочь.
Дети, какую пользу приносят грачи?
— Как выведутся птенцы, родители целые дни носят им корм – разных червяков и личинок насекомых. Немало достаётся от грачей и вредителям леса – жирным белым личинкам майских жуков. Самих жуков грачи тоже поедают. Грачи — полезные птицы.
— Чудесно, дети! О граче читали, много нового узнали.
Чтение рассказа. Виталий Валентинович Бианки
«Синичкин календарь. Март».
Задачи. Расширять кругозор детей. Продолжать развивать интерес детей к познавательной литературе о птицах. Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского писателя Виталия Валентиновича Бианки «Синичкин календарь».
Полетела Зинька в поле. Синичке ведь где хочешь жить можно: были бы хоть кустики, а уж она себя прокормит. В поле, в кустах, жили серые куропатки – красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зерна из-под снега выкапывала.
— А где же тут спать? — спросила у них Зинька.
— А ты делай, как мы, — говорят куропатки. — Вот гляди.
Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче – да бух с разлёту в снег!
Снег сыпучий, – обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом.
"Ну нет, – думает Зинька, – синички так не умеют. Поищу себе получше ночлега".
Нашла в кустах кем-то брошенную плетёную корзиночку, забралась в неё, да и заснула там. И хорошо, что так сделала. День-то простоял солнечный. Снег наверху подтаял, рыхлый стал. А ночью мороз ударил. Утром проснулась Зинька, ждёт – где же куропатки? Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит – ледяная корка. Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей и выйти не могут. Пропадут там под ней все до одной! Что тут делать? Да ведь синички – боевой народ. Зинька слетела на наст – и давай долбить его крепким своим, острым носиком. И продолбила, – большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы. Вот уж они её хвалили, благодарили! Натаскали ей зёрен, семечек разных:
— Живи с нами, никуда не улетай!
Она и жила. А солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче. Тает, тает в поле снег. И уж так его мало осталось, что больше не ночевать в нём куропаткам: мелок стал. Перебрались куропатки в кустарник спать, под Зинькиной корзинкой. И вот, наконец, в поле на пригорках показалась земля. И как же все ей обрадовались! Тут не прошло и трёх дней – откуда ни возьмись, уж сидят на проталинах чёрные, с белыми носами грачи. Здравствуйте! С прибытием! Ходят важные, тугим пером поблёскивают, носами землю ковыряют: червяков да личинок из неё потаскивают. А скоро за ними и жаворонки и скворцы прилетели, песнями залились.
Зинька с радости звенит – захлёбывается:
— Зинь-зинь-на! Зинь-зинь-на! К нам весна! К нам весна! К нам весна!
Так с этой песенкой и прилетела к Старому Воробью. И он ей сказал:
— Да. Это месяц март. Прилетели грачи, – значит, правда весна началась. Весна начинается в поле. Теперь лети на реку.
— Рассказу конец, а кто слушал молодец! А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Дети, как называется третий месяц года?
Третий месяц года – март. Дети, о каком времени года рассказывает писатель?
Время года – весна. Март – третий месяц года, первый месяц весны. Дети, какие изменение происходят в природе в марте?
С какими птицами познакомилась синичка?
Что Старый Воробей сказал синичке Зиньке?
— Это месяц март. Прилетели грачи, – значит, правда весна началась. Весна начинается в поле.
— Замечательно, дети! Рассказ Бианки читали, много нового о птицах узнали.
Наблюдение «Всякая птица по-своему поёт».
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Упражнять детей в умении различать голоса птиц, образовывать от звукоподражаний глаголы. Развивать слуховое внимание и восприятие детей, умение различать на слух голоса птиц.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите?
— Я слышу пение птицы. Интересно, какая птица спряталась на дереве. Дети, вы как думаете?
— В городе очень сложно услышать голоса птиц. Шум машин, голоса людей заглушают пение птиц. Но если хорошо прислушаться, то можно услышать птичьи голоса. Попробуем?
Дети слушают пение птиц.
— Дети, какие птичьи голоса вы услышали?
— Можете ли вы по пению птицы узнать, какая птица спряталась на дереве?
Речевая игра «Голоса птиц».
— Дети, угадайте, какая птица произносит такие звуки:
«Чик-чирик, чив-чив»? Что делает воробей?. (Чирикает).
«Стр-стр, ча-ча-ча!»? Что делает сорока?. (Стрекочет).
«Кар-кар»? Что делает ворона?. (Каркает).
«Свири-свир»? Что делает свиристель?. (Свиристит).
«Рюм-рюм-рюм»? Что делает снегирь?. (Рюмит).
— Дети, всякая птица по-своему поёт. По пению птицы можно узнать, какая птица спряталась недалеко от нас. Грачи, приветствуя друг друга, кричат «Гра-гра-гра!».
— Дети, за птицами наблюдайте, что заметили, запоминайте.
В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.