Арина Сергеева
Картотека игр для разных возрастных групп
Картотека игр
Игры для детей млaдшей группы
1. Угадай предмет, по его описанию
Задачи: Формировaть умение нaходить предмет, игрушку, вещь, ориентируясь на их основные признаки.
Ход игры: Воспитатель предлaгает вниманию детей несколько игрушек. Дети нaзывают их. Затем он сообщает, что будет рассказывать об игрушке (предмете, вещи, но о какой не скажет. Дети должны прослушать описание и догадаться какую игрушку (предмет, вещь) ребёнок загадал.
Публикация «Картотека игр для разных возрастных групп» размещена в разделах
Внaчaле воспитателю следует указывать на незначительное число признаков (один-два, в случае необходимости их число можно увеличить до трех-четырех.
2. Скажи, какой предмет
Задачи: Учить выделять и называть признаки предметов.
Ход игры: Воспитатель вынимает из коробки предметы, называя их, а дети указывают на какой-либо признак, например:
– Это кубик.
– Он синий.
Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает: Это кубик. Он… (какай).
3. Кто больше назовёт предметов
Задачи: Научить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, процессы.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, а дети, отвечая на них, подбирают глаголы. За каждый правильный ответ дается цветная ленточка. В конце игры побеждает тот, кто собрал ленточки всех цветов.
Что можно делать с цветами? –Рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.
Что делает дворник? –Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.
Что можно делать с мячом? –Играть, бросать, ловить, пинать.
4. Домик для зверят
Задачи: Активизировать употребление в речи детей названий детенышей животных.
Наглядный материал: Поднос с игрушками, изображающими детенышей животных: бельчат, зайчат, утят, мышат и т. д. – по количеству детей. Строительный материал.
Ход игры: Воспитатель вносит поднос с игрушками. Дети окружают его.
О – К нам в гости пришли зверята. Мы сегодня будем строить для них домик. Хотите? Выберите, для кого будите строить домик, и попросите правильно: «Дайте мне, пожалуйста, утенка» или «Дайте мне, пожалуйста, бельчонка».
О – Кого тебе дать, Оля? А тебе?
Ребенок получает игрушку, если правильно называет детеныша. В случае необходимости воспитатель подсказывает слово или его начало, просит повторить наименование.
На ковре раскладывается строительный материал. Дети строят для своих зверят домики, играют с ними.
Игры для детей средней группы
1. Скажи, какой?
Цель: Упражнять детей выделять признаки предмета
Материал: Коробочка, кубик, мячик, ложка, тетрадка и т. д)
Ход игры: Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
2. Закончи фразу
Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.
Не послушал зайка папу, отдавили зайке. (лапу).
Дети в скверике сидели и мороженое. (ели).
А возле этой елки бродили злые. (волки).
Часто к озеру напиться ходит рыжая. (лисица).
Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не надо. (плакать)».
Мы не ели, мы не пили, бабу снежную. (лепили).
Я не бегаю к врачу, я сама его. (лечу).
Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал. (щенок).
Как у нашей дочки розовые. (щечки).
Лучше мама не пищи, ты мне няньку. (поищи).
3. Назови ласково
Цель: Упражнять образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры: Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - …
4. Посчитай
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: Один мяч, два мяча, пять мячей; две куклы… .
Игры для детей старшей группы
1. Где начало рассказа?
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Материал: серия сюжетных картинок
Ход игры: Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
2. Что изменилось?
Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.
Ход игры: На столе расположены предметы в определенной последовательности.
В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
– Описать предмет, которого не стало
– Рассказать о месте, где он стоял
– На какой звук начиналось название этого предмет
– В названии каких еще предметов есть этот звук?
3. Почемучкины вопросы
Цель: развивать у детей связную речь, мышление.
Ход игры:
1. Почему птицы улетают на юг?
2. Почему наступает зима?
3. Почему ночью темно?
4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
5. Почему летом жарко?
6. Почему медведь зимой спит?
7. Почему заяц зимой белый?
8. Почему дома нельзя играть с мячом?
9. Почему из трубы идет дым?
10. Почему в доме делают окна?
11. Почему листья на деревьях появляются весной?
4. Потому что…
Цель: развивать у детей связную речь, мышление.
Ход игры:
Рассуждения и ответы на вопросы:
«Я мою руки потому, что…»
– Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.
Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
– Объясни, почему кошка недовольна?
Игры для детей подготовительной группы
1. Какая картинка не нужна?
Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры: Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
2. Если бы.
Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.
Ход игры: Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то.»
«Если бы я стал невидимым.»
«Если весна не наступит никогда.»
3. Пословицы и поговорки
Цель: развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.
Ход игры: Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.
– Скучен день до вечера, коли делать нечего.
– Аккуратность человека красит.
– Маленькое дело лучше всякого безделья.
– За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
4. А я бы…
Цель: развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию
Ход игры: После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.