Мария Маршалко
Картотека игр для мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры
для развития
мелкой моторики рук
у детей 4-6 лет.
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Поэтому рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Педагог В. Сухомлинский писал: «Ум реб нка находится на кончиках его пальцев». Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры.
1. «Кто скорее свернет ленту?»
Публикация «Картотека игр для мелкой моторики» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Темочки
Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Оборудование: две ленты (одинаковой ширины и одного цвета, закрепленные одним концом на палочках.
Ход игры: педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента и ее надо свернуть ленту». «Раз, два, три - крути». В начале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту. Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент.
2. «Сделай бусы»
Цель: развивать точность движений и закреплять знание цветов.
Оборудование: крашенные макароны, длинный шнурок.
Ход игры: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.
3. «Картина из бусин»
Цель: развивать точность движений и творческое воображение.
Оборудование: лист картона, набор цветных бусин.
Ход игры: на листе картона выложить рисунок по желанию.
4. «Составь узор из спичек»
Цель: учить детей воспроизводить образец, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию рук и глаз. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.
Оборудование: спички в коробке; образцы узоров; квадраты белого картона для выкладывания узора.
Ход игры: эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек фигуру по образцу. Также нужно будет, сопоставить выполненную работу с образцом.
Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.
5. «Успевай-ка!»
Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.
Ход игры: в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь.
Правило: нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.
6. «Кто запомнит?»
Цель: развивать память, мелкую моторику.
Оборудование: спички, образцы, нарисованные на таблицах.
Ход игры: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены спички. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из спичек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.
7. Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»
Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: прищепки.
Ход игры: прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) при этом проговариваем такие слова:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
8. «Скользим на лыжах»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: пробки от пластиковых бутылок.
Ход игры: пробки кладем на стол вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», проговаривая такие слова:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать сделать двумя руками одновременно.
9. «Месим тесто»
Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Оборудование: кастрюля, 1 кг гороха.
Ход игры: насыпаем в кастрюлю гороха. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".
10. «Возьми горошины»
Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Оборудование: горох, блюдце.
Ход игры: насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
11. «Переверни коробку»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев и кисти рук.
Оборудование: коробок спичек.
Ход игры: коробок со спичками картинкой вверх кладется на край стола так, чтобы наполовину свисал с него. Дети по очереди бьют по свисающей части коробка снизу тыльной стороной большого пальца, заставляя его перевернуться и лечь на стол. Если коробок лег картинкой вниз, игрок получает - 1 призовое очко, если встал на длинное ребро – 5 очков, на короткое – 10 очков. В случае если коробок упадет на пол, все набранные очки обнуляются. Игра может продолжаться до 20 очков.
12. «Снег из салфетки»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, подготовить руку к письму.
Оборудование: салфетки.
Ход игры: каждый ребенок получает по одной салфетке. Дети берут салфетку в вытянутую руку и по команде взрослого начинают рвать е на мелкие кусочки, не помогая себе второй рукой. Кто быстрее и мельче нарвет салфетку - тот самый лучший помощник зимы. Во время проведения игры важно следить за тем, чтобы дети не нарушали правил и не помогали себе второй рукой.
13. «Покорми птичку»
Цель: развивать точность движений.
Оборудование: картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха.
Ход игры: в дырочку бросать по одному зёрнышку.
14. «Геометрическая мозаика»
Цель: развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.
Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.
15. «Выложи по контуру».
Цель: учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом.
Оборудование: набор картинок с изображением овощей и их контурное изображение.
Ход игры: детям раздается по несколько картинок с контурным изображением овощей. Задача детей – правильно найти картинку с изображением овоща.
17.«Подбери пару»
Цель: развивать логическое мышление и воображения.
Оборудование: набор картинок с изображением обуви.
Ход игры: детям предлагают набор картинок с изображением разной обуви. Каждый ребёнок выбирает обувь и подбирает к ней пару. Дети называют обувь и рассказывают, в какое время года её можно носить.
18.«Совмести силуэтное изображение»
Цель: учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному изображению.
Оборудование: набор картинок с реальным изображением домашних животных, с силуэтным изображением.
Ход игры: детям раздают карточки с реальным изображением животных, им нужно подобрать к своим изображениям силуэт животного.
19. «Кто такой?» (соедини точки)
Цель: развивать воображение, развивать моторику кисти; умение внимательно следить за расположением точек.
Оборудование: карточки с изображением животных точками.
Ход игры: воспитатель предлагает соединить все точки, получаются схемы обведенные карандашом, дети узнают животное. Потом можно предложить раскрасить его, дорисовать картинку.
20. «Лесные дорожки»
Цель: уметь зрительно найти дорожку к дому каждого животного, при затруднении можно карандашом провести по лабиринту.
Оборудование: карточки – лабиринты для каждого ребенка
Ход игры: воспитатель предлагает детям найти дорожку к домикам, кто справится быстрей, получает фишку.
21. «Разрезные картинки»
Цель: развитие логического мышления, мелкой моторики рук.
Оборудование: набор разрезных картинок.
Ход игры: ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с четырех, пяти). Задача ребенка собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.
22. «Массаж с помощью грецкого ореха»
С помощью грецкого ореха осуществляем массаж ладоней и при этом можно проговаривать стихотворения, скороговорки и т. д.
23. «Массаж с помощью губок»
Губки для мытья посуды имеют две стороны (гладкую и жесткую). Массировать руки сначала жесткой стороной, а затем мягкой.
24. «Массажные шарики СУ – ДЖОК»
Использование такого вида массажа способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. С помощью массажных шариков осуществляется массаж рук, а так же в этот момент можно проговаривать стихотворения, скороговорки. А массажными кольцами массировать пальцы и произносить определенные звуки, слоговые ряды, чистоговорки и т. п.
25. «Игры с карандашом»
Оборудование: карандаш.
1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.
26. «Упражнение с пинцетом»
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Оборудование: пинцет, мелкие «пуговички» (из картона, несколько маленьких мисочек.
Ход игры: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки.
27. «Волшебный мешочек»
Дидактическая игра.
28. «Игры с шариками»
Оборудование: разнообразные шарики.
1. Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
2. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д.
3. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.
29. «Игры с бусинками»
Оборудование: бусинки, ниточки, коробочка с дырочкой.
1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
2. Нанизываем бусинки на ниточку.
30. «Игры по развитию тактильной памяти»
Цель: способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.
Оборудование: карточки с разной на ощупь поверхностью.
Наждачная бумага
Капли воска
Верёвка зигзагами
Целые палочки
Поломанные палочки
Фольга
Целлофан
Ход игры:
«Что на что похоже»
Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.
«Кто какой на ощупь»
Попросить ребёнка с казать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.
31. «Игры с прищепками»
Цель: развитие мелкой моторики; формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений); развитие чувства ритма; формирование положительного настроя на работу.
Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.
Ход игры: можно подбирать прищепки по цвету или вырезать из картона бабочку, сердцевина цветка, солнце и т. д. и с помощью прищепок доделать фигуры (крылья, лучики, лепесточки и т. д.).
2 вариант: Проговаривать стихотворения с помощью прищепок (на каждый слог прищемляем палец выполнить с каждой рукой поочередно).
32. «Игры с макаронами»
Оборудование: макароны, шнурок.
Ход игры: нанизывать различные макароны на шнурок в любой последовательности.
Придумать слово с определенным звуком и нанизывать макаронину на каждое придуманное слово, нанизываем и считаем например: одна ворона, две вороны … десять ворон.
Макароны, горох, фасоль.
Ход игры: насыпьте фасоль и горох в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.
Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
«Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.
33. «Игры с пуговицами»
Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок
Ход игры: «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
34. «Упражнение со скрепками»
Ход игры: цветные скрепки цеплять за полоску цветного картона соответствующего цвета.
Разложить скрепки по цветам.
35. Упражнение с песком (манкой)
Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.
Оборудование: разнос с манкой или мукой.
Ход игры: ребенку предлагается разнос с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением – разровнять.