Получи документы

Картотека игр для мелкой моторики

Мария Маршалко
Картотека игр для мелкой моторики

Дидактические игры

для развития

мелкой моторики рук

у детей 4-6 лет.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Поэтому рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Педагог В. Сухомлинский писал: «Ум реб нка находится на кончиках его пальцев». Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры.

1. «Кто скорее свернет ленту?»

Публикация «Картотека игр для мелкой моторики» размещена в разделах

Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

Оборудование: две ленты (одинаковой ширины и одного цвета, закрепленные одним концом на палочках.

Ход игры: педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента и ее надо свернуть ленту». «Раз, два, три - крути». В начале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту. Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент.

2. «Сделай бусы»

Цель: развивать точность движений и закреплять знание цветов.

Оборудование: крашенные макароны, длинный шнурок.

Ход игры: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.

3. «Картина из бусин»

Цель: развивать точность движений и творческое воображение.

Оборудование: лист картона, набор цветных бусин.

Ход игры: на листе картона выложить рисунок по желанию.

4. «Составь узор из спичек»

Цель: учить детей воспроизводить образец, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию рук и глаз. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.

Оборудование: спички в коробке; образцы узоров; квадраты белого картона для выкладывания узора.

Ход игры: эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек фигуру по образцу. Также нужно будет, сопоставить выполненную работу с образцом.

Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.

5. «Успевай-ка!»

Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

Ход игры: в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь.

Правило: нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

6. «Кто запомнит?»

Цель: развивать память, мелкую моторику.

Оборудование: спички, образцы, нарисованные на таблицах.

Ход игры: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены спички. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из спичек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

7. Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»

Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: прищепки.

Ход игры: прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) при этом проговариваем такие слова:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

8. «Скользим на лыжах»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: пробки от пластиковых бутылок.

Ход игры: пробки кладем на стол вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», проговаривая такие слова:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать сделать двумя руками одновременно.

9. «Месим тесто»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: кастрюля, 1 кг гороха.

Ход игры: насыпаем в кастрюлю гороха. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".

10. «Возьми горошины»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: горох, блюдце.

Ход игры: насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

11. «Переверни коробку»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев и кисти рук.

Оборудование: коробок спичек.

Ход игры: коробок со спичками картинкой вверх кладется на край стола так, чтобы наполовину свисал с него. Дети по очереди бьют по свисающей части коробка снизу тыльной стороной большого пальца, заставляя его перевернуться и лечь на стол. Если коробок лег картинкой вниз, игрок получает - 1 призовое очко, если встал на длинное ребро – 5 очков, на короткое – 10 очков. В случае если коробок упадет на пол, все набранные очки обнуляются. Игра может продолжаться до 20 очков.

12. «Снег из салфетки»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, подготовить руку к письму.

Оборудование: салфетки.

Ход игры: каждый ребенок получает по одной салфетке. Дети берут салфетку в вытянутую руку и по команде взрослого начинают рвать е на мелкие кусочки, не помогая себе второй рукой. Кто быстрее и мельче нарвет салфетку - тот самый лучший помощник зимы. Во время проведения игры важно следить за тем, чтобы дети не нарушали правил и не помогали себе второй рукой.

13. «Покорми птичку»

Цель: развивать точность движений.

Оборудование: картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха.

Ход игры: в дырочку бросать по одному зёрнышку.

14. «Геометрическая мозаика»

Цель: развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.

15. «Выложи по контуру».

Цель: учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом.

Оборудование: набор картинок с изображением овощей и их контурное изображение.

Ход игры: детям раздается по несколько картинок с контурным изображением овощей. Задача детей – правильно найти картинку с изображением овоща.

17.«Подбери пару»

Цель: развивать логическое мышление и воображения.

Оборудование: набор картинок с изображением обуви.

Ход игры: детям предлагают набор картинок с изображением разной обуви. Каждый ребёнок выбирает обувь и подбирает к ней пару. Дети называют обувь и рассказывают, в какое время года её можно носить.

18.«Совмести силуэтное изображение»

Цель: учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному изображению.

Оборудование: набор картинок с реальным изображением домашних животных, с силуэтным изображением.

Ход игры: детям раздают карточки с реальным изображением животных, им нужно подобрать к своим изображениям силуэт животного.

19. «Кто такой?» (соедини точки)

Цель: развивать воображение, развивать моторику кисти; умение внимательно следить за расположением точек.

Оборудование: карточки с изображением животных точками.

Ход игры: воспитатель предлагает соединить все точки, получаются схемы обведенные карандашом, дети узнают животное. Потом можно предложить раскрасить его, дорисовать картинку.

20. «Лесные дорожки»

Цель: уметь зрительно найти дорожку к дому каждого животного, при затруднении можно карандашом провести по лабиринту.

Оборудование: карточки – лабиринты для каждого ребенка

Ход игры: воспитатель предлагает детям найти дорожку к домикам, кто справится быстрей, получает фишку.

21. «Разрезные картинки»

Цель: развитие логического мышления, мелкой моторики рук.

Оборудование: набор разрезных картинок.

Ход игры: ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с четырех, пяти). Задача ребенка собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.

22. «Массаж с помощью грецкого ореха»

С помощью грецкого ореха осуществляем массаж ладоней и при этом можно проговаривать стихотворения, скороговорки и т. д.

23. «Массаж с помощью губок»

Губки для мытья посуды имеют две стороны (гладкую и жесткую). Массировать руки сначала жесткой стороной, а затем мягкой.

24. «Массажные шарики СУ – ДЖОК»

Использование такого вида массажа способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. С помощью массажных шариков осуществляется массаж рук, а так же в этот момент можно проговаривать стихотворения, скороговорки. А массажными кольцами массировать пальцы и произносить определенные звуки, слоговые ряды, чистоговорки и т. п.

25. «Игры с карандашом»

Оборудование: карандаш.

1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

26. «Упражнение с пинцетом»

Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.

Оборудование: пинцет, мелкие «пуговички» (из картона, несколько маленьких мисочек.

Ход игры: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки.

27. «Волшебный мешочек»

Дидактическая игра.

28. «Игры с шариками»

Оборудование: разнообразные шарики.

1. Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.

2. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д.

3. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

29. «Игры с бусинками»

Оборудование: бусинки, ниточки, коробочка с дырочкой.

1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.

2. Нанизываем бусинки на ниточку.

30. «Игры по развитию тактильной памяти»

Цель: способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Оборудование: карточки с разной на ощупь поверхностью.

Наждачная бумага

Капли воска

Верёвка зигзагами

Целые палочки

Поломанные палочки

Фольга

Целлофан

Ход игры:

«Что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

«Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка с казать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

31. «Игры с прищепками»

Цель: развитие мелкой моторики; формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений); развитие чувства ритма; формирование положительного настроя на работу.

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Ход игры: можно подбирать прищепки по цвету или вырезать из картона бабочку, сердцевина цветка, солнце и т. д. и с помощью прищепок доделать фигуры (крылья, лучики, лепесточки и т. д.).

2 вариант: Проговаривать стихотворения с помощью прищепок (на каждый слог прищемляем палец выполнить с каждой рукой поочередно).

32. «Игры с макаронами»

Оборудование: макароны, шнурок.

Ход игры: нанизывать различные макароны на шнурок в любой последовательности.

Придумать слово с определенным звуком и нанизывать макаронину на каждое придуманное слово, нанизываем и считаем например: одна ворона, две вороны … десять ворон.

Макароны, горох, фасоль.

Ход игры: насыпьте фасоль и горох в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

«Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

33. «Игры с пуговицами»

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

Ход игры: «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

34. «Упражнение со скрепками»

Ход игры: цветные скрепки цеплять за полоску цветного картона соответствующего цвета.

Разложить скрепки по цветам.

35. Упражнение с песком (манкой)

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Оборудование: разнос с манкой или мукой.

Ход игры: ребенку предлагается разнос с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением – разровнять.

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики В своей работе большое внимание я уделяю развитию мелкой ручной моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Ёжики – застёжки Цель: Развития навыка ручной умелости. Тренировка тонких движений пальцев и кистей рук. Формирование координации движений,.

Картотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПРКартотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР «Сухой бассейн» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Оборудование: ёмкость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр для мелкой моторики
Опубликовано: 20 сентября 2024 в 11:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр для мелкой моторики» (включая файлы) размещена пользователем Мария Маршалко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД