Рушина Алиядинова
Картотека игр для детей с синдромом Дауна
Картотека игр для детей с синдромом Дауна.
Игра «Животные»
Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.
Публикация «Картотека игр для детей с синдромом Дауна» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Темочки
Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.
В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.
— Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)
— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.
— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй со мной».)
В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).
Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.
— Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это? (Ку. — взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)
— А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем. (Петушок). Петя-Пету-шок кричит. (ку-ка-ре-ку).
Речевое упражнение «Попрощайся»
Педагог: Ребята, давайте закончим наш день ритуалом: каждый по очереди скажет: «До свидание!» друг – другу и воспитателю. Мы будем делать это для того, чтобы уходить с радостным чувством.
Игра с мишкой
Цель: формировать представление о схеме головы.
Ход: Покажите ребенку мишку и предложите с ним поиграть. При этом показывая и проговаривая у мишки есть: «голова», «глаза», «рот», «нос», «уши». Предложить ребенку показать сначала у мишки, а затем у себя эти части тела.
Игра «Назови что нарисовано на карточке»
Цель: закрепление в речи ребенка слов, обозначающих живые и неживые предметы.
Оборудование: предметные карточки, изображающие живые и неживые предметы.
Описание игры: Воспитатель выставляет все предметные карточки и просит ребенка внимательно их рассмотреть. После этого воспитатель дает задания:
1) назвать карточки с изображением живых предметов, поставить к ним вопросы;
2) назвать карточки с изображением неживых предметов, поставить вопрос.
Игра «Идем в гости к Егору»
Цель: уточнить название предметов мебели, ее назначение.
Оборудование: кукольная мебель.
Ход: Взрослый приглашает ребенка пойти в гости к Егору. У Егора есть дома разная мебель. Взрослый вместе с ребенком рассматривают мебель, определяют, из чего она сделана, уточняют значение. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: "Покажи, где стул? Для чего он нужен?».
Игра «Спаси зайчиков»
Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.
Ход:Сидит, сидит зайка,
Сидит, сидит серый
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут,
Едут, скачут в поле
Во пустом, во пустом.
- Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите:
Я не ваш, я ушел.
Присесть, изобразить зайца.
Руки перед собой сжаты в кулачки.
Показать, как скачут охотники на коне.
Ритмичные хлопки.
Повернуть голову в сторону «Хвостика».
Повороты вокруг себя.
Игра «Светины шары»
Цель: Развивать зрительное внимание, цветовое восприятие, мелкую моторику рук.
Материал: лист с изображением шаров, магнитики-кружки.
Ход: Воспитатель приглашает ребенка посмотреть какие цветные шары есть у Светы. Воспитатель предлагает ребенку помочь Свете разложить шары по цветам. После этого предлагает ребенку закрыть все шары одного цвета, а потом другого.
Игра «Ловкие пальчики»
Цель: развивать моторику руки.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворный текст Ребенка удерживать руку в кулачке. Отстукивать кулачком малыша по поверхности стола каждое слова потешки.
Тук-тук, тук-тук-тук,
Что за странный перестук?
Это пальчики стучат,
Поиграть они хотят
Игра «В гостях у сказки»
Цели: Развитие памяти, внимания, фразовой речи, ознакомление с худ. литературой.
Ход: Воспитатель держит в руках ларец и говорит: - русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, чтобы видеть добро и зло. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. В сказке оживают предметы, животные и совершаются чудесный превращения и волшебство.
Сегодня с нами тоже уже произошло чудо! к нам пришло письмо. Вы хотите узнать от кого оно? это письмо от курочки Рябы.
Звучит запись: "Ну что, ребятушки! Весело живется вам в детском саду? Поете, танцуете, дружно живете! А мне вот скучно. Вот поэтому и я решила с вами поиграть. Задала я вам задание.
Герои моей сказки попрятались кто куда. Давайте их найдем. Дети рассматривают помещение и находят героев. Проговаривая предлоги. Дед за машинкой, мышка между двумя пирамидками, Бабка около (возле) стола, Курочка под стулом. При нахождении дети говорят где нашли героя.
Нужно по домикам героев отвести. Воспитатель открывает плакат - на нем изображены фрагменты сказки. Там каждому герою соответствует окно - тень. Необходимо найти окно каждому герою.
Игра «Геометрическая мозаика»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, цветах, упражнять в их назывании.
Задачи: Учить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, группировать их по цвету. Совершенствовать умение определять положение геометрических фигур по отношению друг к другу. Ориентироваться на плоскости. Развивать зрительное внимание, память, наблюдательность. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.
Материал: геомет. фигуры из цветной бумаги, клей.
Ход: Воспитатель подготавливает карточки с мозаикой. Перед ребёнком лежат карточки с изображением геометрических фигур, в разной последовательности, с разными цветами. Ребёнок должен выложить фигуры в той последовательности, в какой они изображены на карточках.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Цель: Помочь ребенку выполнять роль пациента (поздороваться, сесть на стул, выполнять просьбы врача).
Ход: Воспитатель: ребята давайте поиграем в игру «Больница». Для начала выберем врача и пациента. После выбора каждый из детей играет свою роль, воспитатель помогает.
Врач (ребенок):
- Здравствуйте, проходите, садитесь. Расскажите, что случилось?
Пациент (ребенок):
-Здравствуйте. У меня болит живот.
Врач (ребенок):
- Давайте посмотрим, присаживайтесь. Послушаем больного: «Дышите, не Дышите» (врач осматривает больного). Пройдите к медсестре, возьмите таблетки от боли (таблетки – предметы-заместители). Выздоравливайте, до свидания.
Игра «Ловкие пальчики»
Материал: мозаика, фольга.
Цель: Учить заворачивать в фольгу мелкие предметы.
Ход: Воспитатель показывает ребенку набор мозаики и кусочки фольги. После предлагает выбрать мозаику одного цвета и завернуть каждую де-таль отдельно друг от друга в фольгу.
Игра «Поющие шарики»
Цель: Формирование правильного звукопроизношения (гласные звуки)
Оборудование: лабиринт-лесенка с разноцветными шариками.
Ход: красный шарик скатывается и поет: «А-а-а», синий «О-о-о», зеленый «И-и-и», желтый «У-у-у».
Игра «Ловкие пальчики».
Цель: учить манипулировать мелкими предметами.
Оборудование: бусинки, ниточки
Ход: «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь со-брать их в коробочку с маленьким отверстием. Нанизываем бусинки на ни-точку, изготовляя украшение для игры. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.
Музыкально дид. игра «Птичка и птенчики».
Цель: Побуждать к простейшему подражанию животных под музыку. Развивать двигательную активность.
Ход: Педагог обращает внимание на 4 разбросанные картинки - это потерялись птенчики от мамы, собирая со взрослым, целую картинку по образцу, ребенок поет вместе с мамой - низким голосочком, затем с птенчиками - высоким голосом, легко. Исходя от желания ребенка, можно повторить исполнить попевку - наоборот, с птенчиками или с мамой.
Игра "Покатаем шары"
Цель: Развитие тактильного восприятия.
Материал: Разноцветные, пластиковые шарики.
Ход: Воспитатель показывает шарики ребенку и предлагает потрогать их, потом покатать один из них по ладони. При этом объяснять, что шарик круглый он катится.
Игра «Нанизывание крупных бус на веревочку».
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: крупные бусины, шнур.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку собрать бусы. Ребенок при помо-щи воспитателя нанизывает бусины на шнурок. Похвалить ребенка за проделанную работу и результат.
Дид. игра по познавательному развитию «Назови, кто живет в лесу».
Цель: закрепить знание детей о обитателях леса-животных и птиц (за-яц, лиса, медведь, волк, белка, дятел, сова). Формировать понятие «дикие животные» и формировать реалистическое представление о диких животных. Учить рассказывать о зайце, медведе, белке и других животных строя предложение из 3-4 слов, согласуя их в роде, числе, падеже.
Материал: картинка лес, и картинки с животными.
Ход игры: перед ребёнком лежит картина с изображением леса и картинки с животными. Ребёнок берёт картинку с животным называет кто это, рассказывает где он живёт и размешает на картине (медведь-берлога, лиса- нора, белка- дупло и т. д.) На картине сделаны прорези в тех местах где живут животные, ребёнок вставляет картинку и в конце игры каждое животное размещено на своём месте.
Дид. игра по сенсорике «Вставь правильно».
Цель: учить подбирать предметы разной величины.
Ход: Воспитатель раскладывает карточки в хаотическом порядке картинками кверху, берет одну карточку и просит ребенка отыскать еще 2 с теми же геом. фигурами, но другого размера. Ребенок сравнивает изображенные фигуры по размеру, используя понятия «больше, меньше».
Дид. игра «Красивый букет».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, обогащать тактильно-сенсорный опыт детей, развивать умение различать основные цвета.
Материал: на карточках – аппликации горшков с листьями и стеблями, горшки основных цветов – жёлтый, красный, синий, зелёный и горшок разноцветный; цветы из цветной бумаги основных цветов большого и маленького размеров.
Ход игры: ребенок с помощью воспитателя выполняет задания.
- посади цветочки такого же цвета, как горшок;
- собери красивый букет – по желанию ребёнка.
Игра «Покатаем шарик».
Цель: Развитие тактильного восприятия.
Ход: Ребенок катает маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх, так и одним пальчиком (в последующих играх).
Дидактическая игра по обогащению словаря «Посуда».
Цель: Закреплять названия посуды
Материал: картинки с изображением посуды.
Ход игры: «Мы в гостях у бабушки Федоры. Она навела порядок у себя в избе. Давай посмотрим, что у неё на столе (используются картинки). Назови, что это (воспитатель показывает картинку посуды, ребёнок называет, что это). Как все эти предметы можно назвать одним словом? Для чего нужна посуда?
Дидактич. игра «Геометрическая мозаика»
Цель: Развитие зрительного и цветового восприятия.
Оборудование: карточки с мозаикой, набор вырезанных геометрических фигур.
Ход игры:
-Рассмотрите с ребенком картинки, расскажите из каких геометрических фигур они состоят, сколько их и какого цвета.
-Предложите ребенку выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а затем по памяти.
-Покажите ребенку карточку и предложите запомнить, какие фигуры использованы в изображении.
-Предложите ребенку выложить из геометрических фигур любое изображение.
Игра на развитие социализации, обогащение словаря «Профессии».
Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.
Ход игры. Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…. ?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу, а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.
Дидактическая игра «Мозаика».
Цель: Учить хватанию щепотью, познакомить с указательным типом хватания, развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец.
Оборудование: Набор мозаики (формы шестигранные) на каждого ребенка, мелкие сюжетные игрушки (матрешки, зайчики, куколки и др.).
Ход игры: Педагог показывает ребенку доску для мозаики, обращает внимание на дырочки. Берет один элемент мозаики и дает рассмотреть шляпку и штырек («как грибочек»). Показывает, как вставлять форму в отверстие доски. Предлагает вставить элементы в дырочки. Во время работы учит брать форму щепотью.
На последующих занятиях ребенок выкладывает дорожку для матрешки, и она по ней гуляет, затем домик для зайки, цветочек для куклы и т. п.
Дидактическая игра «Покормим куклу Машу, оденем на прогулку».
Цель: увеличение объёма понимаемой речи, слов, обогащающих окружающие предметы.
Оборудование: кукла, кукольная посуда, чашка, ложка, тарелка, чайник, салфетки, муляжи печенья и конфет, кукольная одежда, небольшой стол, кукольные стульчики.
Ход игры:
Сейчас к нам придут гости. Стук в дверь.
- Посмотрим, кто там стучит?
Воспитатель подходит к двери, вносит в группу куклу.
– Ой, какая красивая! Кто это?
Воспитатель просит поздороваться с куклой.
А как зовут куклу?
-Маша.
Ребенок подходит к столу. Воспитатель сажает ребенка за столик и предлагает ребенку накормить куклу, обращает внимание ребенка на кукольную посуду, которая стоит на столе. Предлагает ребенку вспомнить названия посуды. Вместе проговаривают названия посуды (чашка, тарелка, ложка….).
Воспитатель:
-Возьми тарелку, поставь кукле и т. д.
Когда посуда вся расставлена, предлагает накормить куклу.
- Дай кукле кашу. Скажи кукле – на, ешь Маша.
Воспитатель напоминает ребенку о том, что следует правильно пользо-ваться ложкой, салфеткой; кукла должна есть аккуратно, не крошить хлеб, не проливать кашу, чай. Кукла накормлена, она благодарит ребенка
-Спасибо.
Молодец, ты хорошо покормила куклу Машу.
-А сейчас кукла Маша пойдет гулять.
Воспитатель предлагает ребенку одеть куклу, потому что на улице холодно. Ребенок подходит к столу, на котором лежит кукольная одежда, повторяют вместе с воспитателем названия одежды,
-Сними кукле туфли.
Ребенок проговаривает по табличке поручение.
Далее воспитатель:
-Возьми штаны, надень кукле штаны.
Ребенок проговаривает и выполняет действие. Если затрудняется, воспитатель помогает. Так ребенок постепенно выполняет поручения в определенном порядке»: надень кофту, надень шапку, надень сапоги (туфли) и т. д. Перед тем как надеть проговаривают каждый предмет одежды.
- Молодец, верно одели куклу, она благодарит тебя.
Ребенок прощается с куклой.
Дидактическая игра «Вставим форму».
Цель: Формировать умение брать предметы разной формы, двигать ими, складывать, снимать.
Оборудование: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона карточки с контурами 5 геометрических фигур.
Ход: Педагог показывает ребенку фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание ребенку.
-У тебя на столе лежат карточки, на которых нарисованы фигуры раз-ной формы, и такие же фигуры на подносе. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались.
Просит ребенка обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает (прятать) ее на начерченную фигуру.
Театрализованная игра «Теремок» с привлечением других детей.
Цель: учить ребёнка выполнять несложную роль героя сказки.
Ход мероприятия:
Действующие лица:
ведущий – воспитатель;
персонажи –дети: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь.
Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. Вы любите сказки?
В мире много сказок - грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка – впереди.
Сказка в гости к нам стучится,
Скажем сказке «Заходи!»
Чтобы узнать какая сказка придет к нам в гости нам нужно выполнить несколько заданий.
(В руках у воспитателя красивая коробочка, внутри маски по сказке).
Воспитатель: Дети! По дорожке я шла, красивую коробочку нашла. А коробочка-то не простая, она волшебная - вот какая!
(Звучит волшебная музыка).
- Какая красивая коробочка, интересно, что в ней? (Пытается открыть, но она не открывается).
- Может сказка? Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуем, отгадать. Если верной будет отгадка, сказка к нам придет!
(Воспитатель зачитывает детям загадки).
- Под полом таиться, кошки боится. (Мышка)
- Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).
- Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Зайка).
- Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Все зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый… (Волк).
- Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый!
Как зовут ее? (Лиса).
- Зимой спит, летом ульи сторожит. (Медведь).
(Дети отгадывают загадки и коробочка под волшебную музыку открыва-ется. В коробочке маски животных. Воспитатель показывает их задает вопросы).
Воспитатель: Ребята, а в какой сказке можно встретить этих животных. Как эта сказка называется? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте сами превратимся в персонажей и поиграем в игру. Выбирать персонажей будем по считалочке.
(Дети по считалочке самостоятельно выбирают персонажей по сказке, воспитатель помогает раздает детям маски. Остальные дети водят хоровод и поют).
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок- не высок,
Вот по полю-полю мышка бежит
У дверей остановилась и стучит…
Мышка: Кто-кто в теремочке живет,
Кто-кто в невысоком живет…
Воспитатель: Стала мышка в тереме жить.
(Дети, которые вели хоровод впускают мышку в серединку хоровода и поют дальше. Мышка берет зеркальце, расческу и двигается в противопо-ложную сторону хоровода).
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок- не высок,
Вот по полю-полю мышка бежит
У дверей остановилась и стучит…
Лягушка: Кто-кто в теремочке живет,
Кто-кто в невысоком живет…
Мышка: Я мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка: А я лягушка квакушка…
Мышка: Заходи вместе будем жить.
Воспитатель: Стали они жить вдвоем.
(Мышка приглашает лягушку в «теремок» и образуют внутри основного хоровода свой маленький хоровод, идут в противоположную сторону. И так с каждым персонажем… Лягушка имитирует движениями ловлю мух; зайка-побегайка берет муляжи морковки и капусты; лисичка-сестричка игрушку курочки; волчок серый-бочок игрушку петуха; медведь косолапый берет бочонок с медом и ложку. Когда очередь доходит до медведя, заходит в круг съедает бочонок с медом, теремок не выдерживает и разваливается. Дети водящие хоровод и персонажи садятся на корточки показывая что «теремок» развалился).
Воспитатель: Ребята скажите какой конец у сказки радостный или печальный? (Ответы детей).
- А как можно все исправить?
Дети: Построить «теремок» для всех друзей.
Воспитатель: Я предлагаю вам игру «Строим теремок».
(Дети встают в круг с воспитателем и по данному тексту по содержанию выполняют движения).
Тук-тук, тук-тук!
Застучал молоток. Дети ударяют кулачками друг о друга
Будем строить теремок
С высоким крыльцом. Опуская руки от пояса до пола
С окнами большими, Кладут одну ладонь на другую
Со ставнями резными. Разводят руки в стороны
Тук-тук, тук-тук! Дети ударяют кулачками друг о друга
Замолчал молоток. Опускают руки
Вот готов наш теремок. Соединяют руки над головой(«крыша»)
И построили теремок новый, красивый, просторный!
Лучше прежнего выстроили!
Мы теперь здесь все друзья! Прикасаются ладонями к груди и
Всем гостям мы рады! вытягивают руки вперед.
Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. Мы с вами молодцы, помогли выстроить животным теремок, теперь они заживут все счастливо.