Силкина Ирина
Картотека дидактических игр по экологии для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь.
Лото «Где что растет?».
Цель: Формировать элементарные представления о том, где растут овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы.
Материал: Игровое поле, в центре изображение огорода, леса, сада, и то, что там произрастает, предметные картинки- овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы.
Ход игры: Дети сидят за столом. У каждого ребёнка игровое поле с изображением леса, сада, огорода. Воспитатель показывает предметную картинку, дети находят нужную и ставят на своё игровое поле. Затем воспитатель уточняет, что где растёт.
«Кто знает- пусть продолжает».
Публикация «Картотека дидактических игр по экологии для средней группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Цель: Учить подбирать слова к обобщающему слову.
Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель начинает предложение, дети- заканчивают:
-Насекомые это…
-Птицы- это
-Дикие животные это
-Домашние животные это.
-Деревья это…
-Цветы это…
- Овощи это.
- Фрукты это.
-Грибы это.
-Ягоды это…
«С какой ветки детки?».
Цель: Закреплять знания о листьях и плодах деревьев и кустарников.
Материал: Иллюстрации с изображением деревьев и кустарников, предметные картинки- шишки, рябина, каштаны, жёлуди, семена клёна и берёзы, магнитная доска.
Ход игры: Воспитатель с детьми рассматривают иллюстрации с изображением деревьев и кустарников, называют их. Затем воспитатель прикрепляет какое- либо дерево на магнитную доску, предлагает найти соответствующую предметную картинку и поместить её на магнитную доску напротив дерева.
«Чей хвост?»
Цель: Расширять представление о некоторых диких, домашних и экзотических животных.
Материал: Картинки с изображением животных, разделённые на две части.
Дети сидят за столом. Воспитатель раздаёт детям картинки с туловищем животных и показывает хвосты по одному. Дети должны назвать своё животное и подобрать для него подходящий хвост.
Октябрь.
«Отгадай загадки о птицах».
Цель: Учить узнавать и называть птицу по описанию, закреплять представление о перелётных птицах.
Материал: Предметные картинки- перелётные птицы, магнитная доска.
Ход игры: Воспитатель читает загадки о птицах, дети называют их, затем находят картинки, с их изображением и прикрепляют на магнитную доску.
В конце игры воспитатель уточняет с детьми, что это перелётные птицы и почему их так называют.
«Сложи картинку».
Цель: Закреплять знание времён года.
Материал: Разрезные картинки «Времена года».
Ход игры: Дети собирают разрезные картинки и называют время года, которое изображено на картинке. Затем дети меняются картинками.
«Собери красивый букет»
Цель: Учить узнавать листья деревьев и кустарников по форме и называть деревья и кустарники.
Материал: Силуэты листьев берёзы, клёна, дуба, тополя, рябины, сирени.
Ход игры: На полу лежат силуэты листьев различных деревьев и кустарников. Воспитатель дает задание нескольким детям – один собирает листья дуба, другой- листья клена и т. д.
«Как звери готовятся к зиме?
Цель: Продолжать формировать представление о том, как дикие животные готовятся к зиме.
Материал: Предметные картинки с изображением диких животных, элементы моделирования, магнитная доска.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадку о животном, дети отгадывают ее, называют животное, например, заяц. Воспитатель выкладывает схемы- модели, о том, как заяц готовится к зиме- меняет шубку на более тёплую. Воспитатель уточняет, зачем заяц меняет шубку. Затем воспитатель загадывает загадку о медведе (дети отгадывают). Воспитатель прикрепляет картинку медведя на магнитную доску и схему- модель о том, как зимует медведь (медведь спит в берлоге). Воспитатель уточняет, почему медведь зимой спит. Игра продолжается.
Ноябрь.
«Четвертый лишний. Животный и растительный мир».
Цель: Продолжать формировать представление о животном мире. Учить детей классифицировать предметы.
Материал: Карточки по теме «Животный мир и растительный мир», красные фишки.
Ход: Из четырёх предложенных картинок ребёнок должен убрать лишнюю, закрыв это её красной фишкой. При этом ребёнок должен объяснить свой выбор.
«Угадай птицу»
Цель: Закрепить названия некоторых городских птиц.
Материал: Предметные картинки «Птицы», магнитная доска.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о птицах. Дети отгадывают загадки, называют птиц, находят соответствующую картинку и прикрепляют на магнитную доску. Далее воспитатель обращает внимание детей на то, что эти птицы живут в городе.
«Какое время года?»
Цель: Учить детей соотносить описание природы в стихах и прозе с определённым временем года.
Материал: Сюжетные картинки «Времена года», магнитная доска.
Ход игры: Воспитатель читает детям стихи или стихи- загадки о времени года. Дети отгадывают, находят на столе картинку, соответствующую этому времени года и прикрепляют ее на магнитную доску.
«Когда это бывает?»
Цель: Продолжать формировать представление детей о частях суток.
Материал: Сюжетные картинки «Части суток»
Ход игры: Воспитатель прикрепляет картинки, соответствующие какому- либо времени суток на магнитную доску, просит детей рассказать о том, что изображено на картинках, что делают дети и назвать часть суток.
Затем воспитатель прикрепляет картинки, соответствующие другому времени суток, игра повторяется.
Декабрь.
«Ромашка»
Цель: Учить детей составлять рассказ о зиме, с опорой на схемы-модели.
Материал: Ромашка, на лепестках которой изображены схемы- модели зимней погоды, природы зимой, зимних развлечений и праздников.
Ход игры: Ребёнок отрывает лепесток ромашки, смотрит на схему- модель, изображенную на лепестке, и составляет рассказ о зиме.
«Кто во что одет?»
Цель: Установить связь между одеждой людей и временем года.
Материал ; Предметные картинки «Одежда» большие карточки с изображением времени года.
Ход игры: Воспитатель показывает детям по одной карточке с предметами одежды и обуви и спрашивает «Когда это носят»? Ребёнок, у которого время года соответствует данному предмету одежды, забирает её и объясняет свой выбор.
«Бывает- не бывает»
Цель: Систематизировать знания детей о зиме как времени года.
Материал: Мяч.
Ход игры: Воспитатель кидает ребёнку мяч и задает вопрос, на который ребёнок должен ответить -бывает или не бывает.
- Снег зимой бывает?
-Дождь зимой бывает?
- Мороз зимой бывает?
- Можно ли купаться зимой? И т. д.
«Берегите природу»
Цель: Формировать представление об охране природы.
Материал : Предметные картинки.
Ход игры: На столе разложены предметные картинки по теме «Растительный и животный мир». Воспитатель предлагает детям взять по одной картинке и рассказать о растении или животном, изображённом на картинке и о том, как человек должен обращаться с ним. В конце игры, воспитатель подводит детей к выводу, что природу нужно беречь и охранять.
Январь.
«Разрезные картинки».
Цель: Закреплять знания о строении домашних животных.
Материал: Разрезные картинки, с изображением домашних животных.
Ход игры: Дети сидят за столом. Воспитатель предлагает детям собрать домашнее животное из частей и назвать его.
«Кто где живёт?».
Цель: Закреплять знания детей о диких животных.
Материал: Карточки с двумя окошечками, в одном дикое животное, другое- пустое, карточки, с изображением места обитания животных.
Ход игры: Дети сидят за столом, воспитатель раздает детям карточки, с двумя окошечками. В центре стола- карточки, с изображением среды обитания диких животных. Воспитатель предлагает в пустое окошечко положить карточку, с изображением среды обитания данного животного.
«Бывает или не бывает?».
Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Материал: Мяч.
Ход игры: Воспитатель кидает мяч ребёнку и произносит некоторые суждения, как верные, так и неверные. Ребёнок должен определить, верное суждение или нет.
- Птица по небу летает.
-Дочка папу одевает.
-Волк на дереве сидит.
«Чьи детки?».
Цель: Учить детей называть животных и их детёнышей.
Материал: Карточки, с изображением диких и домашних животных и их детёнышей, магнитная доска.
Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом. На столе лежат карточки, с изображением животных и их детёнышей. Воспитатель прикрепляет на магнитную доску карточку с изображением какого- либо животного, дети называют его. Воспитатель предлагает ребёнку найти карточку, с изображением его детёныша и назвать его.
Февраль.
«Найди по названию».
Цель: Учить различать и называть зимующих птиц.
Материал: Картинки с изображением зимующих птиц, магнитная доска.
Ход игры: Дети сидят полукругом. На столе у воспитателя картинки с изображением зимующих птиц. Воспитатель называет птицу, ребёнок ищет карточку, с ее изображением и прикрепляет к магнитной доске. Затем воспитатель уточняет, что все эти птицы- зимующие и почему они так
называются.
«Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Материал: Магнитная доска, картинки по временам года, стихи- загадки о временах года.
Ход игры: Воспитатель читает детям стихи- загадки о разных временах года, дети отгадывают и прикрепляют на магнитную доску соответствующую картинку.
.
«Кто что любит?»
Цель: Уточнить представления о том, чес питаются дикие животные.
Материал: Карточки, с двумя окошечками, карточки - чем питаются дикие животные.
Ход игры: Дети сидят за столом, воспитатель раздаёт карточки с двумя окошечками. В одном окошечке изображение животного, другое окошечко пустое. Необходимо найти карточку, с изображением того, чем питается животное и закрыть ей пустое окошечко.
«Овощи и фрукты».
Цель: Учить детей классифицировать овощи и фрукты, закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов.
Материал: Муляжи овощей и фруктов, корзинка, 2 блюда под овощи и фрукты.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя ходила на базар и купила овощей и фруктов. Из овощей она хочет сварить борщ, а из фруктов- компот. Предлагает детям помочь Кате разобрать покупки- овощи на одно блюдо, фрукты- на другое блюдо. Дети выполняют задание, называя при этом овощ или фрукт. Затем воспитатель уточняет знания детей о пользе овощей и фруктов.
Март
«Магазин цветов»
Цель: Учить описывать комнатные растения, которые ребёнок хочет купить.
.
Материал : Комнатные растения, касса, карты для расчёта.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в магазин цветов. Продавец- ребёнок, дети- покупатели. Покупатель описывает растение, которое хочет купить, продавец называет это растение. Затем продавец «продаёт» понравившийся цветок.
«Съедобное- несъедобное»
Цель: Закреплять представление о съедобных и несъедобных растениях.
Материал: Мяч
Ход игры: Воспитатель кидает мяч ребёнку и называет съедобное или несъедобное растение. Ребёнок ловит мяч и говорит, съедобное или несъедобное это растение.
«Какую пользу приносит.»
Цель: Закреплять знания о домашних животных, о пользе, которую они приносят.
Материал: Картинки «Домашние животные», картинки, изображающие то, что дает человеку это животное, магнитная доска.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель прикрепляет карточку с изображением домашнего животного на магнитную доску, просит ребёнка найти карточку, изображающую то, что даёт человеку это животное. Ребёнок находит нужную карточку и прикрепляет ее на магнитную доску, напротив этого животного.
«А что потом?»
Цель: Закреплять знания детей о частях суток.
Материал: Картинки, с изображением частей суток, карточки – красная, чёрная, желтая, синяя, магнитная доска.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадки о частях суток, дети угадывают, выбирают соответствующую картинку на столе и прикрепляют на магнитную доску. Затем воспитатель предлагает обозначить части суток цветными карточками : ночь- черная, вечер- синяя, утро- жёлтая, день – красная и поставить карточки напротив картинок. Потом воспитатель убирает картинки, ставит на доску одну из цветных карточек, просит определить, какая часть суток обозначена этой карточкой и задаёт вопрос «А что потом?». Дети отвечают.
Апрель.
«Перелётные птицы»
Цель: Закреплять знания детей о перелётных птицах.
Материал: Силуэты перелётных птиц, два дерева- зимнее и весеннее на магнитной доске.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассадить птиц на деревья. На зимнее дерево- птиц, которые прилетают к нам зимовать, на весеннее дерево- птиц, которые прилетают весной. Воспитатель просит детей назвать перелётных птиц.
«Летает, ползает, прыгает»
Цель: Формировать представление о некоторых насекомых.
Материал: Карточки, с изображением насекомых.
Ход игры: Воспитатель показывает детям карточку, просит назвать насекомое. Затем ребёнок показывает как передвигается то или иное насекомое- летает, ползает или прыгает.
«С какого дерева лист?».
Цель: Закрепить название некоторых деревьев, развивать умение узнавать растение по листу.
Материал: Предметные картинки листьев и деревьев, магнитная доска.
Ход игры: Воспитатель показывает детям предметную картинку, с изображением дерева, дети называют его. Воспитатель прикрепляет картинку на магнитную доску. Далее воспитатель просит ребёнка среди листьев лежащих на столе, найти лист от данного дерева и прикрепить на доску напротив картинки, с изображением дерева. Игра продолжается
«Собери цветок».
Цель: Учить детей собирать целое из частей.
Материал: Части цветка, вырезанные из картона, живой цветок или предметная картинка.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть цветок и назвать его части. Затем воспитатель предлагает составить цветок из частей.
Май
«Чья это тень?»
Цель: Закреплять название некоторых диких и домашних животных, определять животных по силуэту, закреплять умение классифицировать диких и домашних животных.
Материал: Силуэты диких и домашних животных, фланелеграф, дом и лес на фланелеграфе.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям узнать животное по силуэту, назвать его и определить, где живет это животное, в лесу или рядом с человеком. Затем ребёнок прикрепляет животное на фланелеграф или рядом с домиком, или там, где находится лес.
Лото «Растительный мир» .
Цель: Учить классифицировать некоторые растения, называть их.
Материал: Большие и маленькие карточки, с изображением различных представителей растительного мира.
Ход игры: Дети сидят за столом. У каждого из них большие карточки. Воспитатель показывает маленькие карточки, ребёнок определяет свою карточку, называет растение и ставит её на свое игровое поле.
«Составь рассказ о весне» .
Цель: Учить детей составлять рассказ о весне, с опорой на схемы.
Материал: Схемы «Приметы весны», магнитная доска.
Ход игры: Воспитатель прикрепляет карточки на магнитную доску, уточняет, что означает каждая из них. Предлагает детям составить рассказ о весне с опорой на схемы.
«Да- нет».
Цель: Формировать представление о том, как вести себя в лесу.
Материал: Мяч.
Ход игры: Воспитатель кидает мяч ребёнку и задает вопросы по теме «Весна». Ребёнок должен ответить да или нет и вернуть мяч воспитателю.
- В лесу на машине ты будешь кататься? Нет.
-Музыку слушать и громко смеяться? Нет.
-А можно с друзьями в лесу пообедать? Да.
-Из дома еду там приятно отведать. Да.
-Пакеты, коробки и мусор другой оставишь в лесу? Нет.
- Заберёшь с собой? Да.
-Зверюшку лесную домой заберёшь? Нет.
- Если костер был разожжён, его ты оставишь, пусть горит он? Нет.
- Лес для животных и птиц – это дом? Да.
А люди в нем гости, помни о том!