Тамара Москвина
Картотека дидактических игр по теме «Родной край. Родное село»
▼ Скачать +Заказ
по теме : «Родной край. Родное село».
«Знаешь ли ты свое село?»
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о родном селе.
Публикация «Картотека дидактических игр по теме „Родной край, Родное село“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Дидактические игры и пособия
- Темочки
Содержание игры: Воспитатель раздает каждому ребенку по три иллюстрации с изображением различных достопримечательностей родного села и задает вопросы. За правильный ответ ребенок получает фишку и закрывает ту иллюстрацию, которую угадал. Выигрывает тот игрок, который первым закроет все иллюстрации.
«Кто подберет больше слов»
Цель: Формировать быструю реакцию на слово. Развивать умение быстро подбирать подходящие по смыслу слова. Закреплять знания о родном селе.
Содержание игры: Воспитатель называет существительное, дети подбирают подходящие по смыслу определения (прилагательные).
Довольное - красивое, любимое.
Храм – нарядный, светлый, златоглавый.
Улица – широкая, длинная, шумная, праздничная.
Дом – большой, высотный, многоэтажный, красивый.
Мемориал – величественный, торжественный, красивый.
Почта – нужная, большая.
Библиотека – светлая, уютная, нужная, большая.
Детский сад –любимый, уютный, большой, родной.
Музей – интересный, необычный, большой, красивый…
Дидактическая игра «Кто трудится в родном селе?»
Цель: Систематизировать и обобщать знания о профессиях родного села. Развивать умение различать профессии, находить на фотографии здание, где трудятся люди данной профессии. Развивать способность к умозаключениям, суждениям. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Дидактический материал : Фотографии социальных объектов села (школа, банк, почта, милиция, аптека, поликлиника, больница, магазин, детский сад, швейное ателье, вокзал, картинки с изображением инструментов труда, картинки с изображением представителей разных профессий.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.
Ход игры.
1 вариант.
Играть можно как индивидуально, так и с небольшой группой детей. Ребёнку предлагается картинка, на которой изображён представитель профессии, Ведущий показывает картинку с изображённым инструментом труда. Ребёнок должен назвать этот предмет, подумать, какой профессии и почему он соответствует.
2 вариант.
Играющие получают картинки с изображением представителей разных профессий. Ведущий показывает фотографии с изображением разных социальных объектов села. Игроки должны разместить свои картинки под соответствующей фотографией (найти социальный объект, где работает представитель данной профессии). При этом они называют профессию и социальный объект, объясняя свой выбор.
Дидактическая игра «Я и моя семья».
Цель: Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней; умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.
Дидактический материал : Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением членов семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра, карточка со списком родственников, плоскостные многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.
Ход игры.
1 вариант.
Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?». Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов взрослого, рассказывает о своей семье.
Вопросы – помощники:
— Он (она, они) какой (какая, какие?
— Кто самый младший (старший) в твоей семье?
— Что вы делаете все вместе?
— Как ласково называет тебя мама? И т. д.
2 вариант.
Детям раздаётся по одной карточке с родственниками. Карточки с предметами переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по одной карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней. Если ребёнок ответил правильно, он оставляет карточку, если нет – возвращает её обратно.
Вопросы – помощники:
— Как я помогаю маме (бабушке и т. д.).
— Чем мама занимается дома?
— Кто дома готовит, стирает, гладит? И т. д.
3 вариант.
Ведущий берёт карточку со списком родственников. По очереди задаёт вопросы детям. Если тот, кто должен отвечать затрудняется, право ответа передаётся следующему игроку.
Вопросы – помощники.
— Кто такая внучка?
— Как называют брата отца?
— Кто такой дедушка? И т. д.
4 вариант.
Ведущий берёт семейные фотографии (например, бабушки, мамы и т. д.). Игроки по очереди называют имя, отчество, фамилию своих близких. Игра заканчивается, когда ведущий показал все семейные фотографии.
Дидактическая игра «Кто, кто в нашем краю живёт?»
Цель: Закрепить знания детей о животных, проживающих в Новосибирской области. Развивать логическое и образное мышление, совершенствовать связную речь при составлении рассказа. Воспитывать чувство любви к своему родному краю, бережное отношение к природе.
Дидактический материал : Карта-схема Новосибирской области, картинки с представителями животного мира края, картинки с представителями животного мира не нашей местности; мнемотаблицы.
Игровые правила: Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.
Ход игры.
1 вариант.
Детям предлагается выбрать из всех картинок только животных нашего края и разместить их на карту-схему, сопровождая рассказом.
2 вариант.
Воспитатель загадывает загадку о животном.
Ребенку предлагается выбрать объект (животное, составить мнемотаблицу по схеме (слева-направо, сверху-вниз) и рассказать о нём.
Дидактическая игра «Знаю все профессии».
Цель: Закреплять представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых ими. Развивать познавательный интерес к труду взрослых в детском саду. Развивать внимание, логическое мышление, речь. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Дидактический материал : Фотографии сотрудников детского сада. Картинки с изображением профессий сотрудников детского сада, картинки с изображением инструментов труда.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.
Ход игры.
1 вариант.
Дети делятся на две команды.
Игроки первой команды получают конверты с фотографиями сотрудников детского сада. Каждый играющий должен рассказать о том, кто изображён на фотографии, не называя его специальность, чем занимается, что у него есть в кабинете, какие орудия труда. Игроки второй команды должны отгадать имя, отчество, профессию сотрудников детского сада.
2 вариант.
Дети получают комплекты: картинки с изображением профессий сотрудников детского сада и картинки с изображением инструментов труда. Игроки должны расположить картинки по парам в их соответствии – изображение профессии и изображение принадлежащих данной профессии инструментов.
Вопрос – помощник:
— Расскажите, кому, что нужно для работы и зачем?
«Профессии».
Цель: Развивать представление о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие воображения, мышления, навыков словообразования.
Инвентарь: Не требуется.
Содержание: Ведущий начинает предложение, дети должны его закончить, вставляя недостающие слова. Или задает вопрос, а дети отвечают. Вариантов таких игр много, ниже - несколько примеров.
Содержание игры:
Ведущий описывает различные профессии. Задача детей -назвать профессию.
-Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это?
- Повар!
- Водит машину.
-Водитель! и т. п.
«Плавает, бегает, летает»
Цель: Закрепить знания о животном мире Новосибирской области. Учить выбирать из множества изображений животных только тех, которые обитают в области. Учить распределять животных по способу передвижения и помещать их в нужную среду обитания. Развивать навыки работы в микро-группе, коммуникативные качества при общении со сверстниками. Составлять описательные рассказы о животных.
Материал: 3 разноцветных панно – голубое с белыми облаками (небо, синее (вода, зеленое (земля). Небольшие изображения животных, рыб, птиц, обитающих в Новосибирской области и не только (можно использовать изображения животных жарких стран).
Содержание игры: Воспитатель предлагает детям карточки 3х цветов : голубого, синего и зелёного. Дети делятся на команды и получают поле такого же цвета, как карточки их команды : голубого с белыми облаками, зеленого, синего и объясняет детям, что эти панно изображают небо, землю и воду. А из всех животных, что лежат на отдельном столе, им нужно выбрать только тех, которые живут в новосибирской области, и распределить по местам их обитания. То есть те дети, у которых панно изображает воду, должны выбрать только тех рыб, которые водятся в водах области и т. п.
Затем дети каждой из команд кратко рассказывают каждый о своем животном, и почему именно сюда его поместил. В конце игры воспитатель соединяет все 3 панно, и говорит, что получилась своеобразная карта – схема животного мира Новосибирской области.
«Кто носит эту шубку?».
Задачи: Учить угадывать животное, опираясь на некоторые признаки внешнего вида. Углубить представление о характерных чертах живого объекта. Развивать память, монологическую речь, зрительное восприятие. Воспитывать силу воли.
Используемый материал: Карточки с одной стороны с изображением животного, с другой стороны – кусочек меха или перо.
Содержание игры:
Воспитатель раздаёт участникам по одной карточке (мехом вверх).
- Ребята, давайте потрогаем, погладим кусочек меха или перо и нужно угадать: «Кто носит эту шубку?».
-Алиса, потрогай это перо, как ты думаешь у кого есть такие перья?
-у птиц…
После того, как ребёнок назвал птицу или животное, карточка переворачивается. Ведущий предлагает описать характерные признаки внешнего вида.
-Алиса, а что есть у птиц? Перья есть? Крылья есть? Клювик?
Также можно использовать загадки при угадывании животных.
«Птицы в природе»
Цель: Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей в природе.
Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев (экологическая пирамида).
Материал: Макет дерева с изображением птиц. Кубики с картинками : земля, вода, солнце, воздух, деревьев разных пород, корм для птиц, птицы разных видов. Опорные картинки : будка дерево, кора, пень, клетка, озеро, червяк, лягушка, шишка, мышка, рыбка, земля, вода, солнце, воздух.
Правила игры:
Выберите любую из птиц на картинке или предложите это сделать ребенку. Задайте вопросы: Что это за птица? Где живет?
(Предлагаются соответствующие опорные картинки).
Найдите кубики с изображением деревьев.
• Что нужно дереву, чтобы оно росло? (Земля, вода, солнце).
• Найдите кубики с изображением земли, воды, солнца. Определите их место в экологической пирамиде. (Дети находят соответствующие кубики и ставят их в основании пирамиды под кубиками с изображением деревьев).
• Чем питается птица? (Предлагаются соответствующие опорные картинки)
• Где находит себе корм?
В результате должна получиться пирамида, которая выстраивается в соответствии с этажами природы.
Как вы думаете, что случится с птицей, если исчезнет вода? (земля, солнце, воздух).
«Кто дружит с деревом?»
Цель: Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.
Материал: Панно с изображением леса. Карточки с картинками животных, птиц, насекомых. Кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.
Правила игры: На столе стоит панно и разложены карточки с картинками. Дети по очереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает почему это животное дружит с деревом.
Например:
Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму.
Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.