Григорьева Людмила
Картотека дидактических игр по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по ФЭМП
Игры для детей 3 лет.
Для того чтобы все заложенные в ребенке возможности могла реализоваться, чтобы он вырос умным и сообразительным, необходимо прислушиваться к малышу, стараться понять особенности, присущие его возрасту, оценивать его индивидуальные особенности.
Трехлетний возраст знаменует окончание раннего детства и начало дошкольного возраста. Малыш начинает осознавать себя отдельно от мира взрослых, он начинает более самостоятельную жизнь. Ребенок уже накопил некоторый опыт, он довольно много знает, умеет и, конечно, стремится к новым знаниям.
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
В познавательном развитии дошкольника главное - это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребенка.
Дидактическая игра «Что катится».
Цель: развитие внимания, восприятия, мышления.
Ход игры: Можно организовать веселую игру – соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурками, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выиграет тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и можно вместе с ребенком сделать вывод: «Шарик катится, а кубик – нет». Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. на рисунке они будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите и малыша рисовать их.
Дидактическая игра «Что здесь не так?»
Цель: развитие внимания, восприятия, мышления.
Ход игры: подготовьте заранее рисунок, в котором допущены 4 – 5 «ошибок». Например, на картинке, изображающей детей, играющих в лесу зимой, можно нарисовать цветы, мальчика в шортах, девочку с букетом цветов и т. п.
Дидактическая игра «Отыщи такой же»
Цель: развитие внимания, восприятия, наглядно – образного мышления.
Ход игры: предложите малышу выбрать из 4 – 6 кубиков точно такой же (по цвету, форме, размеру, как тот, который находится у вас в руках; повторите задание с любыми другими игрушками, геометрическими фигурами, картинками с изображением животных, растений и т. д.
Дидактическая игра «Оденем кукол»
Цель: знакомство с величиной предметов, развитие внимания, мышления.
Материалы: нарисованные на картоне куклы, одежда из бумаги для кукол
Ход игры: дайте малышу двух кукол (большую и поменьше) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите ребенку помочь куклам. Если ребенок распределит сначала вещи неправильно – не беда. Обратите внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчеркните: «Большие туфельки – большой кукле, маленькие – маленькой.
Дидактическая игра «Построим башню»
Цель: знакомство с величиной предметов, сравнение предметов по величине, развитие восприятия, мышления.
Материалы: кубики разных размеров.
Ход игры: в данной игре ребенок должен на собственном опыте убедиться, что для того, чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше – меньшие, а еще выше – совсем маленькие. Приучайте ребенка последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения по величине их надо прикладывать один к другому. Игра будет проходить намного интереснее, если дать ребенку маленькую куколку и показать, как она умеет залезать на башню. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.
Дидактическая игра «Воздушные шары»
Цель: развитие восприятия (цвет, форма, мышления.
Ход игры: предварительно необходимо наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6-7 разных цветов и вырезать круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги – шариками. Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.
Дидактическая игра «Спрячь мышку»
Цель: развитие мышления, восприятия, внимания.
Материал: большие прямоугольники 6-7 цветов. В середине каждого прямоугольника вырезается дырочка, а снизу подклеивается белый лист с нарисованной на нем мышкой – она выглядывает из окошка своего домика. Цветные квадраты по больше окошкам – дверцы.
Ход игры: покажите малышу игрушечную кошку, которая готовится идти на охоту. Чтобы спрятать каждую мышку, надо закрыть окошко дверцей того же цвета, что и домик, - тогда кошка не заметит окна. Дайте ребенку время спрятать мышек, пока кошка спит, и только тогда выпускайте ее на охоту. В случае неверного выполнения задания кошка заберет у малыша мышку. Но если боитесь, что это расстроит ребенка, дайте ему возможность исправить ошибку.
Дидактическая игра «Сравни предметы»
Цель: развитие внимания, восприятия, мышления.
Ход игры: перед ребенком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем – чем отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки. А отличаются они тем, что мишка - большой, а зайчик - маленький, мишка - коричневый, а зайчик - белый и т. д. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же можно сравнивать любые пары игрушек. Для усложнения игры можно поставить перед ребенком более похожие игрушки (две разные машины, два разных мячика)
Дидактическая игра «Найди такой же»
Цель: развитие внимания, мышления, восприятия.
Материал: шарики или кубики разных цветов и размеров.
Ход игры: малышу предлагается выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках, или выбрать такой же кубик, домик и т. д. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и делать при этом ошибки, которые ребенок обязательно заметит. Порадуйтесь вместе его догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.
Дидактическая игра «Сделай узор»
Цель: развитие внимания, восприятия формы, мышления.
Материал: одноцветные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и прямоугольники) одинакового размера, аппликации – образцы на которые ребенок должен ориентироваться.
Ход игры: ребенок должен выложить орнамент их одноцветных геометрических фигур, ориентируясь на образец. Обязательно рассмотрите с ребенком образец, пусть он обведет пальцем края каждой фигуры. Контур узора может быть таким:
Путем усложнения узора игра проводится с детьми и более старшего возраста.
Дидактическая игра «Запомни узор» (от 3 до 6 лет)
Цель: развитие восприятия, памяти, мышления.
Ход игры: ребенку даете рассмотреть узор в течении 1-2 минут, а затем просите его нарисовать такой же по памяти.
Дидактическая игра «Во что можно превратить»
Цель: развитие мышления, внимания, активизация творческих способностей.
Материалы: несколько предметов, не имеющих определенного назначения: палочка, коробочка, 1-2 камешка, картонка и т. д.
Ход игры: игра состоит в том, чтобы придумать, чем данные предметы могут быть, функции какого реального предмета они могут выполнять. Вы выбираете любой предмет (например, палочку) и предлагаете малышу придумать, во что она может превратиться. Ребенок сам назовет возможные варианты, ну а если у него возникнут затруднения, то предложите свои варианты. Палочка может быть «ручкой», «половником», «градусником», «ключом», «удочкой» … а вот кубик, например, не может быть «ложечкой», а камушком – нельзя «измерять температуру», т. к. одним из условий игры, которое необходимо соблюдать, является определенное сходство с реальных предметов.
* Можно предложить ребенку веселое соревнование: кто назовет больше способов использования данного предмета.
* Можно предложить поиграть в эту игру по обратной схеме: предложите малышу придумать, какие предметы могут играть роль ложки для куклы, кроватки, машины и т. п.
*Данная игра интересна детям и в более старшем возрасте.
Дидактическая игра «Кто Я?»
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления, творческих способностей.
Ход игры: «Кто я?»- спрашиваете у ребенка и жестами, мимикой, телодвижениями, звуками и т. п. изображаете, например, машину, зайца, самолет, телевизор, собаку, милиционера, кошку и т. д. Когда ребенок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.
*Игра «Кто Я?» с различными вариациями интересна детям и в более
старшем возрасте.
Игры для детей 4 – 5 лет.
Развитие познавательных процессов, безусловно, продолжается. Ребенок учится действовать последовательно, стремясь добиться определенной цели, подчиняется правилам. На 5-м году жизни ребенок начинает рассуждать, опираясь на свой собственный жизненный опыт, хотя эти рассуждения пока кажутся наивными и иногда вызывают улыбку взрослого, но они свидетельствуют о том, что малыш стремится установить взаимосвязь между событиями, догадаться о причинах того, что происходит с ним. Он уже способен отмечать отдельные свойства вещей, сравнивая их друг с другом, замечать сходство и различие между ними.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: развитие внимания, мышления.
Ход игры: нарисуйте крупный и яркий предмет или несложный сюжет (можно использовать открытки, затем разрежьте изображение на несколько частей – и пусть ребенок складывает картинку (но сначала лучше сделать это по образцу)
Для детей старшего дошкольного возраста можно усложнить задачу, сделав образец (нарисованные контуры) в «зеркальном отражении»
Дидактическая игра «Сложи квадрат»
Цель: развитие восприятие, мышления, пространственных представлений.
Вырезаем из картона несколько одинаковых по размеру, но разных по цвету квадрата, затем разрезаем каждый квадрат по – своему: на два треугольника, четыре треугольника, два прямоугольника, четыре маленьких квадрата и т. д.
*Для детей 3-4 лет.
Составлять квадраты, накладывая детали на нарисованные контуры, на начальном этапе задание можно упростить, обозначив внутри контура линии, по которым разрезан данный квадрат.
*Для детей 4-5 лет задание усложняется путем увеличения количества частей, сделав разрезы несимметричными.
*Для детей 5-6 лет вырезаются несколько одинаковых квадратов по размеру, но разных по цвету. Все квадраты разрезаются на несколько частей (разрезы могут быть как симметричными, так и несимметричными). Детали всех квадратов складываются в один конверт. Дети должны не только распределить детали по цвету, но и сложить из деталей каждого цвета квадрат. На начальном этапе можно составлять квадраты, накладывая детали на нарисованный контур.
*Таким же образом можно составлять любую другую геометрическую фигуру, например, круг, прямоугольник, овал.
Дидактическая игра «Картинки - вкладки».
Цель: развитие внимания, мышления, пространственных представлений.
Ход игры:
• Из несложной картинки вырезается несколько частей, наклеивается картинка на чистый лист бумаги, чтобы закрыть вырезы вкладками с подходящими частями изображения, ребенку нужно не только найти место каждой вкладки, но и повернуть ее в нужную сторону.
• Еще более сложный вариант этой игры – это «пазлы», имеющиеся в продаже и представляющие собой разрезанную на множество частей картинку, которую необходимо сложить, имея перед собой образец.
Дидактическая игра «Выставка форм» или «Сложи рисунок из спичек или счетных палочек»
Цель: развитие мышления, восприятия
Материал: спички с отрезанными головками или счетные палочки и рисунки – образцы.
Ход игры: ребенку предлагается образец, глядя на который, он выкладывает рисунок на столе. Позднее ребенок сможет самостоятельно придумывать различные узоры, формы и выкладывать их.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек
Цель: развитие восприятия, мышления, память зрительную и тактильную (память ощущений, сравнение зрительных и осязательных впечатлений.
Ход игры:
1 вариант. Для игры необходимо два комплекта одинаковых предметов – геометрических фигур, вырезанных из плотного картона, шишек, кубиков и мелких игрушек. Один комплект положить в мешочек из плотной ткани, затянутый резинкой. Задача ребенка – на ощупь отыскать в мешочке фигурку, которую он видел.
2 вариант. Второй набор предметов нарисован на бумаге.
3 вариант. Ведущий называет предмет, который надо найти: «Найди кубик» «Найди шишку».
4 вариант. Ребенок на ощупь определяет и называет предмет.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие логического мышления.
Ход игры: положите перед ребенком 4 картинки с изображением предметов, 3 из которых можно объединить общим понятием. Ребенку необходимо убрать «лишнюю», т. е. не подходящую к остальным.
*Наборы картинок могут быть самыми разными: стол, стул, кровать, чайник; кролик, кошка, собака и щука и т. п.
Необходимо выслушать все объяснения ребенка, даже если он не прав.
*Если у ребенка вызывает затруднение словесное объяснение своих действий, взрослый сам называет обобщающее слово.
Игры для детей 6 лет.
Дидактическая игра «Сравнение»
Цель: формирование навыков анализа и сравнения.
Ход игры:
* Начать можно с такого упражнения, когда ребенку даются две картинки, на которых изображено одно и тоже, но с несколькими различиями. Например, на обеих картинках нарисован кораблик, плывущий по морю, только на одной картинке у этого кораблика есть флажок на верхней мачте, а на другой – нет; на одной нарисованы две чайки, на другой – одна. Ребенку предлагается найти все различия между картинками.
*Следующим упражнением могут быть предложенные ребенку два предмета, которые похожи между собой, но имеют некоторые отличия. Например, это могут быть две чашки из разных сервизов. Ребенку предлагается найти все имеющиеся различия между предметами.
*Когда ребенок легко будет находить эти различия, можно переходить к более сложным сравнениям, т. е. к предметам, имеющим менее очевидные различия. Во время прогулки предложите найти как можно больше различий между двумя домами или между двумя деревьями.
Дидактическая игра «Сделай сам»
Цель: формирование навыков анализа и сравнения.
Ход игры:
*Ребенку предлагается контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур, вырезанных из картона. Например, собаку можно сложить вот так:
* Игра должна быть по сложности такой, чтобы ребенок обязательно справился с заданием. Задание можно облегчить, если, например, на контуре – образце внутренними линиями показать, как составлять картинку.
*Если сделать образец не в натуральную величину (по размеру фигур, а мельче, задача усложнится. Ее сложность так же может зависеть и от того, какое количество фигур используется: если их больше, чем необходимо, ему придется отбирать нужные.
Д/и «Угадай предмет».
Цель: развитие внимания, памяти зрительную и тактильную, мышление.
Материал: предметы различной формы: шары, кольца, пирамиды, кубики.
Ход игры: ребенку предлагается несколько предметов – игрушек (можно начать с трех и постепенно увеличивать их число, которые он может потрогать, подержать в руках, внимательно рассмотреть и даже понюхать и попробовать на вкус. Затем ребенок закрывает глаза, так чтобы не подглядывать, ему дают в руки один из этих предметов и просят отгадать, что это за предмет.
*Усложненный вариант игры состоит в том, что ребенку предлагается с закрытыми глазами тщательно ощупать эти предметы, изучить их со всех сторон, а затем нарисовать их на листе бумаги.
Дидактическая игра «Угадай, что спрятано»
Цель: развитие наглядно - образного мышления.
Ход игры: в этой игре от ребенка потребуется умение представлять предметы по их словесному описанию.
*Сначала опишите ребенку внешний вид хорошо знакомой ему игрушки, например, «Желтого цвета, туловище круглое и мягкое, голова круглая, клюв острый» (цыпленок). Предметы можно прятать и, если ребенок угадал, отдавать ему их.
* Игру можно усложнить: прятать предметы в «чудесный мешочек» и предлагать ребенку, после того как он отгадает найти загаданный предмет на ощупь.
Игра «Что бывает»
Цель: развитие мышления.
Ход игры: детям предлагается назвать предметы, отвечая на вопросы:
- Что бывает красным;
*синим; * зеленым;
*квадратным; *прямоугольным;
*холодным; * горячим;
*жидким; *твердым;
*гудящим; *звенящим.
Игры с контурными изображениями.
Цель: развивают восприятие, мышление, внимание, координацию руки, воображение.
Ход игры:
1 вариант. «Раскрась разными цветами»
Дети должны раскрасить выданные объекты разноцветными карандашами (используя целый объект)
2 вариант. «Дорисуй внутри контура»
Детям раздаются карточки с черно – белыми контурами объектов. Дети должны простым карандашом дорисовать недостающие детали (используя целый объект, затем цветными карандашами раскрасить.
3 вариант. «Что это? Кто это?»
Детям раздаются картинки с контурным изображением. Пусть они пофантазируют и придумают то, на что они могут быть похожи, затем постараются изобразить свою фантазию, дорисовав контуры и раскрасив цветными карандашами.
Дидактические игры с цифрами.
Весёлый счёт
Цель: учить детей прямому и обратному порядковому счёту в пределах десяти.
Материал: карточки с изображением животных – 10 шт., карточка с изображением парусника – 1 шт.
Ход игры
Прочитать детям рассказ «Веселый счёт», где козлёнок поочерёдно считает животных. Вместе с детьми помочь козлёнку посчитать животных, показывая их картинки. Определить цель счё та: для чего считал козлёнок животных. Помочь животным сойти на берег: упражнять детей в обратном счёте.
Домино «Весёлая зарядка»
Цель: учить детей прямому, обратному, смешанному (вразнобой) счёту в пределах десяти. Развивать внимание, логическое мышление.
Материал: карточки – фишки
Ход игры
Ход игры, такой же, как в игре «Домино». Только вместо цифр - картинки. Дети находят соответствующую картинку и таким образом игра продолжается.
Домино «Белоснежка и семь гномов»
Цель: учить детей прямому, обратному, смешанному (вразнобой) счёту в пределах десяти. Развивать внимание, логическое мышление.
Материал: карточки – фишки
Ход игры
Ход игры такой же, как и в игре «Домино». Только вместо цифр - картинки. Дети находят соответствующую картинку и таким образом игра продолжается.
Мои первые цифры
Цель: учить детей количественному счёту до 20.
Материал: карточки – цифры – 20 шт., карточки – животные - 20 шт.
Ход игры
Воспитатель раздаёт карточки с цифрами детям (5 – 6 чел., карточки с животными лежат на столе. Тот, кто быстрее подберёт к карточкам цифрам, карточки с разным количеством животных в соответствии с заданной цифрой, тот и выиграл.
Дидактическая игра «Неделька»
Цель: формировать у детей пространственно-временные представления
Воспитатель. Вика, подойди к столу и возьми любую карточку. Какие грибы изображены на твоей карточке?
Вика. На моей карточке изображены мухоморы.
Воспитатель. Сколько мухоморов изображено на твоей карточке?
Вика. На карточке изображено 5 грибов.
Воспитатель. Это съедобные или ядовитые грибы?
Вика. Эти грибы ядовитые.
Воспитатель. (Вызывает 7 детей, они берут карточки, на которых изображено от 1-7 грибов.) Сейчас мы с вами построим живую недельку, количество грибов на ваших карточках, обозначает ваше место в шеренге. (Воспитатель дает команду). В шеренгу слева направо становись (Дети строятся в шеренгу, пересчитываются, называя свой порядковый номер: первый, второй….седьмой)
Воспитатель. Вика, на котором ты месте по счету стоишь?
Вика. Я стою на третьем по счету месте.
Воспитатель. Почему?
Вика. Потому что на моей карточке изображено три гриба.
Воспитатель. А какой день недели стоит на третьем по счету месте?
Вика. На третьем по счету месте, стоит среда (воспитатель опрашивает 3-4 детей)
Воспитатель. Дети, а сколько всего дней в неделе?
Дети. 7 дней.
Воспитатель. А сейчас мы с вами вместе по порядку назовем все дни недели.
Дети. Понедельник, вторник…воскресенье.
Воспитатель. Гномику очень понравилось, что вы знаете не только названия грибов, но и дни недели.
Дидактические игры с геометрическими фигурами.
Составление геометрических фигур из счётных палочек
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола: анализ и обследование их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук, 2 толстые нитки (длина 25-30см)
Ход игры
Составить квадрат и треугольник маленького размер.
Составить маленький и большой квадраты
Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
Составить 3 равных квадрата из10 палочек.
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники).
Только одно свойство
Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Ход игры
У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
Найди и назови
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Ход игры
На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например, большой круг, маленький синий квадрат и т. д.
Геометрическая мозаика
Цель: развивать воображение, знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат).
Материал: плоские геометрические фигуры разной величины.
Ход игры
С помощью воспитателя дети выкладывают из геометрических фигур различные узоры на полосе, квадрате, прямоугольнике.
Закрой двери в домиках
Цель: обучение выделению параметров предметов, сравнению предметов путём наложения
Материал: карточки с изображением домиков для трёх поросят карточки - двери, одинаковой высоты, но разной ширины
Ход игры
Детям рассказывают, что в домиках живут поросята, а двери открыты. Надо помочь поросятам надёжно спрятаться от волка в домиках, закрыв двери. Дети подбирают каждому из домиков соответствующую дверь.
Кто, где живёт
Цель: знакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Обучать приёму обследования формы – обведение пальцем фигуры.
Материал: картонные – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Пять карточек с изображением птиц в каждой геометрической фигуре той же величины (гнёздышке).
Ход игры
Вместе с детьми поочерё дно рассмотреть фигуры в следующем порядке: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Особенно фиксируется внимание на углах и пропорциях фигур (овал и прямоугольник – вытянутые). Детям раздаются карточки с изображением птиц в гнёздышках. Птичек надо уложить спать, т. е. разложить все геометрические фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.
Аппликация
Цель: учить детей правильно называть геометрические фигуры, количественному счёту. Развивать внимание, логическое мышление.
Материал: большие карточки – 10 шт., маленькие – 4- шт.
Ход игры
Воспитатель раздаёт большие карточки детям (5 – 6 чел., маленькие лежат на столе. Тот, кто из 40 карточек подберёт 4 подходящих и правильно в соответствии с геометрическими фигурами их соединит, так, чтобы они логически дополняли центральную карточку, и будет победителем. Но воспитателю надо обращать внимание детей ещё и на счёт карточек с фигурами.