МААМ-картинки

Картотека дидактических игр, направленная на формирование словаря

Наталья Борисова
Картотека дидактических игр, направленная на формирование словаря
▼ Скачать + Заказать документы

«Картотека дидактических игр, направленная на формирование словаря

УГАДАЙ ИГРУШКУ»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает 3—4 игрушки, а ребенок называет их. Надо сразу научить правильно, называть предмет: «Это. (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

Публикация «Картотека дидактических игр, направленная на формирование словаря» размещена в разделах

«ПРО КОГО Я ГОВОРЮ»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка. Волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их: «Это груша». Ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная». — «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». — «Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий».

«КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши. Одним словом можно сказать: заяц длинно. ухий (длинноухий). А хвост у зайца. (короткий, значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

«КТО БОЛЬШЕ СЛОВ СКАЖЕТ»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Воспитатель показывает детям картинку (белочка) и предлагает поиграть: сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру. Тем самым он дает детям простор для подбора слов разных частей речи и называния не только внешних черт персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки; запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок с длинным хвостом, любопытный.

«НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Узнайте, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. Дополните другими словами то, что я начну: «Снег белый, холодный. еще какой? Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная)».

— Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

— Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба. (плавает, кузнечик. (прыгает, уж. (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает, тигр. (рычит, мышь. (пищит, корова. (мычит).

— Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь. (низко)

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь. (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты. (храбрец).

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай. (конец).

— Теперь вы сами придумайте словам противоположные по значению

Углубленная работа над смысловой стороной слова помогает детям в точной передаче творческого замысла в самостоятельных рассказах.

«ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»

Цель: учить находить неточности в стихотворном тексте. — Послушайте стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?». Вы должны заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» — пел соловей.

— Быстро дайте мне ответ —

Это правда или нет?

— Послушайте, как говорили другие дети. Подумайте, можно ли так сказать, и скажите, как надо сказать правильно. «Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика: один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».

«НАЙДИ ДРУГОЕ СЛОВО»

Цель: учить точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую) А затем? (Крепкую, прочную.)

— Качели папа делал летом. Но вот наступила. (зима). Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).

— Как вы понимаете выражение крепкий орешек! (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: крепкий духом (значит — сильный, стойкий человек).

— Объясните, что значат слова: крепкая ткань (прочная, крепкий сон (глубокий, крепкий чай (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом крепкий вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)

— Придумайте предложения со словом крепкий.

— Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

— Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

Эти упражнения, игры, занятия можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова имеют разное значение, могут изменяться. Они по-разному звучат.

Публикации по теме:

Формирование нравственных качеств через дидактическую игру. Картотека дидактических игр Как отмечает автор учебника «Дошкольная педагогика» С. А. Козлова: «Игра в детском возрасте - норма, ребенок должен играть, даже если он делает.

Рекомендации для взрослых «Формирование словаря» ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ (Рекомендации для взрослых) Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения.

Картотека дидактических игр на активизацию словаря и развитие связной речи для второй младшей группы «ВЫПОЛНИ КОМАНДУ» Цель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета. Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо.

Картотека дидактических игр на развитие словаря Картотека дидактических игр на развитие словаря Игра «Потому что» Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека дидактических игр на развитие словаря во второй младшей ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №230 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ».

Картотека игр для развития активного словаря детей раннего возраста «Какая это машина?» 2-3 года Цель: Продолжать закреплять в активной речи названия видов транспорта (грузовая машина, легковая машина, автобус,.

Картотека игр на развитие пассивного словаря для раннего возраста Картотека игр на развитие пассивного словаряРанний возраст Румяные щёчки Цель: Уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей.

Консультация для родителей «Деятельность родителей, направленная на формирование у ребенка желания учиться» В скором будущем вашему ребенку предстоит пойти первый раз в первый класс. Вместе с гордостью за своего ребенка вы испытываете также и некоторое.

Развитие словаря у детей первой младшей группы посредством дидактических игр и упражнений в процессе ознакомления с природой Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр, направленная на формирование словаря
Опубликовано: 20 октября 2019 в 17:18
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр, направленная на формирование словаря» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Борисова (УИ 70351) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД