Валентина Ермолаева
Картотека дидактических игр для младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. В условиях реализации ФГОС в работе дошкольных учреждений дидактические игры занимают важное место. Они используются на занятиях и в свободной деятельности детей.
Дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
1. Дидактическая игра "Назови ласково"
Публикация «Картотека дидактических игр для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Темочки
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Описание игры: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением, животного, например лиса и спрашивает что это? (лиса). Затем просит ребенка назвать волка ласково (лисенок).
2. Дидактическая игра " Кто, где спрятался?"
Цель: формировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.
Оборудование: любое животное (игрушка).
Описание игры. Взрослый прячет игрушку на стул, за дверь, около шкафа и т. д. После того, как ребенок нашёл игрушку, взрослый спрашивает: "Куда спряталась игрушка? (под стол). Правильно! Игрушка под столом". Взрослый выделяет предлог голосом, затем предлагает малышу спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизируя речь ребенка вопросом: "Куда ты спрятал игрушку?".
3. Дидактическая игра «Отгадайте, что в руке»
Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.
Оборудование: овощи и фрукты.
Описание игры: дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.
4. Дидактическая игра «Кто в лесу живет»
Цель: закрепление знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.
Оборудование: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».
Описание игры: воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.
5. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Цель: закрепление умение детей называть животное; развивать зрительную память, внимание.
Оборудование: «волшебный мешочек», животные (лисичка, волк, медведь, белка, заяц, еж).
Описание игры: воспитатель предлагает детям по очереди достать из «волшебного мешочка» животное, назвать его. Воспитатель может предложить, не заглядывая в мешочек, найти то, что он скажет. По очереди играют все дети.
6. Дидактическая игра «Бабочки»
Цель: закрепление знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный).
Оборудование: изображение поляны с цветочками (красного, синего, зеленого и желтого цвета, бабочки (красного, синего, зеленого и желтого цвета)
Описание игры: У каждого ребенка по бабочке.
Воспитатель просит детей спрятать бабочек, и объясняет, как это сделать (надо посадить бабочку на цветок такого же цвета).
Воспитатель спрашивает малышей: «Куда ты посадил бабочку?» (На желтый цветок); Затем воспитатель просит посадить бабочек под цветочки. Красную бабочку под красный цветочек, синюю бабочку под синий цветочек и т. д. «Куда посадил красную бабочку?» (под красный цветочек).
7. Дидактическая игра «Кто лишний»
Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.
Оборудование: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.
Описание игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она - домашнее животное».
8. Дидактическая игра «Чей малыш?»
Цель: знакомить детей с животными и их детенышами, упражнять в умении соотносить карточки с взрослым животным и с малышом.
Оборудование: карточки с разными цветами, карточки с изображением животных.
Описание игры: дети берут по одной карточке с взрослым животным, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение детеныша этого животного, который ему соответствует.
9. Дидактическая игра «День и ночь»
Цель: развитие зрительных ощущений, формировать представления о свете и темноте.
Описание игры: это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий. Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет, и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете ходить, играть, танцевать. А когда я выключу свет, и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать».
В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей не пропадет к ней интерес.
10. Дидактическая игра «Фонарик»
Цель: развитие зрительных ощущений, формировать представления о свете и темноте.
Оборудование: электрический фонарик.
Описание игры: когда стемнеет, походите вместе с детьми по темной комнате, освещая её лучом фонарика. Путешествуя по темной комнате, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей.
11. Дидактическая игра «Цветная вода»
Цель: знакомить детей с цветом.
Оборудование: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.
Описание игры: в ряд на столе расставлены стаканы, наполненные водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Предложите детям выбрать понравившуюся краску, взять кисточку. Пусть они сами попробуют развести краску в воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.
На следующих занятиях можно давать детям по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать несколько красок в одном стакане с целью получения нового цвета. Делать растворы разной консистенции, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.
12. Дидактическая игра «Цветные парочки»
Цели: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Оборудование: пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др., коробка.
Описание игры: перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (красные кубики, желтые шарики зеленые карандаши и др., затем разные (красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок и др.) . Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.
В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парам, группируя их по цвету. Количество цветных пар следует увеличивать постепенно.
13. Дидактическая игра «Разложи фигурки по домикам»
Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Оборудование: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал). Много маленьких таких же фигур.
Описание игры: разложите перед ребенком большие фигуры- домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить».
Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.
Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.
14. Дидактическая игра «Башни»
Цель: познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.
Оборудование: пластмассовые или деревянные вкладыши – пирамидки квадратной и круглой формы.
Описание игры: сначала эту игру лучше проводить индивидуально с каждым ребенком.
Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни – пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы – квадратные и круглые. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.