Марина Чекушина
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Блок «Мир вокруг меня»
Раздел Малая родина город Дзержинск
«Наш город»
Цель: развитие знаний о родном городе, воспитание коммуникативных качеств.
Подобраны четыре группы картинок :
• На одной изображены жители города;
• На другой – труд людей (строители, почтальон, водитель и т. п.)
• Транспорт (трамвай, автобус и т. п.)
• Здание города (почта, магазин и т. д.)
Публикация «Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Картинки раскладываются на столах в разных местах групповой комнаты.
При помощи считалочки, дети делятся на четыре группы. Каждой группе дается задание: одной группе собрать картинки с изображением людей, другой – на чем люди ездят, третьей – картинки, на которых воспроизведен разный труд, четвертой – картинки со зданиями города.
По сигналу дети идут по комнате и отбирают нужные картинки. Вернувшись, дети ставят картинки на подставку (каждая группа отдельно). Участники группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки.
Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина – Россия»
Дидактическое пособие “Россия – Родина моя” способствует возникновению интереса детей старшего дошкольного возраста к истории страны, родного города, государственной символике, культуре, обычаях и традициях российского общества.
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о Родине – России.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления о пространственных понятиях: город находится внутри области, область находится внутри страны.
Расширять и углублять представление о России как родной стране – как о месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
Расширять у детей представление о таком понятии, как «малая Родина»
Развивающие:
Развивать познавательный интерес старших дошкольников к истории и культуре своей страны, области и своего города.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине – России, «малой Родины».
Воспитывать бережное отношение к её культурным ценностям;
Воспитывать понимание масштабов нашей Родины, многообразие ее природы, многонациональность.
Описание игры:
Игра состоит из трех коробок. Каждая коробка может использоваться как самостоятельная игра или в сочетании с другими коробками. Весь игровой материал расположен по внутренним стенкам коробок.
Вопросы для составления описательных рассказов. (малая коробка – г. Дзержинск)
1. Как называется город, в котором ты живешь?
2. Расскажи, что ты знаешь о своем городе.
3. Какой у него герб?
4. Расскажи о достопримечательностях города. (фабрики, заводы, памятники, культурные заведения) (Рассматривание иллюстраций)
Вопросы для составления описательных рассказов (средняя коробка – Нижегородская область)
1. Область, в которой находится наш город. Что ты о ней знаешь?
2. Какой у нее герб?
3. Какие города кроме нашего еще находятся в нашей области? (рассматривание иллюстраций).
4. Что ты знаешь о главной достопримечательности главного горда области?
5. Какие промыслы существуют в нашей области?
Вопросы для составления описательных рассказов. (большая коробка _ Россия)
1. Наша страна. Как она называется? Что ты о ней знаешь?
2. Какие города есть в нашей стране? Какой у нее герб и флаг?
3. Расскажи о природе разных регионов России.
4. Расскажи о знаменитых людях России.
5. Что ты знаешь о быте на Руси? Традициях страны? Праздниках?
КОРОБКА №1 «Россия»
1. Дидактическая игра «Во что одевались на Руси?»
Цель: закрепить названия старинных предметов одежды и обуви; закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах; способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа, расширять кругозор, развивать любознательность. Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ, за ее культуру.
2. Дидактическая игра «Разгадай ребус»
Цель: закреплять умение выделять первый из слова, составлять слова из слогов. Для детей 6-7 лет; развивать познавательную активность, логическое мышление, учить располагать слова по предложенной схеме, воспитывать умение сосредотачиваться и повышать интерес к игре.
4. Дидактическая игра «Знаменитости России»
Цель: Расширять представления о знаменитых людях, прославившие Россию в различных сферах деятельности (космонавтика, искусство, военное дело). Развивать логическое мышление, связную речь, расширять словарный запас.
5. Дидактическая игра «Угадай город России» (загадки)
Цель: расширять представления о городах России; формировать речевые навыки.
6. Дидактическая игра «Армия России»
Цель: расширять представления детей о Российской армии, о видах, родах войск, их назначение, предназначением; расширять представления о профессиях людей, служащих в Вооруженных силах России, а также предметами, которые им нужны при выполнении их работы. Формировать патриотические чувства к своей Родине, Российской армии, интереса к истории нашего государства.
Углублять знания о Российской армии.
7. Дидактическая игра «Природные зоны России, места обитания животных и птиц»
Цель: расширять представления детей о природных зонах России. Закреплять умение детей систематизировать животных, птиц, рыб по приспособленности к природной зоне. Учить по внешнему виду животного, птицы, рыбы определять его место обитания. Способствовать развитию любознательности, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
8. Дидактическая игра «Праздники России»
Цель: Расширять знания о государственных праздниках.
9. Пословицы о Родине
Цель: знакомить с устным народным творчеством.
КОРОБКА №2 «Нижегородская область»
1. Дидактическая игра «Народные промыслы» (Найди лишнее)
Цель: расширять представления о народных промыслах Нижегородской области (Хохломская роспись, Городецкая роспись, Полхов-Майдан); закреплять умения находить роспись и отличать от других видов росписей по узорам. Закреплять умение находить лишний узор и объяснить, почему он лишний. Развивать логическое мышление.
2. Дидактическая игра «Собери пазл»
Цель: расширять представления о плане Кремля; расположение его башен; закрепить умение собирать картинку (пазл) из нескольких частей (с изображением достопримечательности города – Нижегородского Кремля); развивать мышление; внимание; память.
3. Дидактическая игра «Башни Нижегородского Кремля»
Цель: расширять представления детей об истории Нижегородского Кремля, знакомить с «легендами» строительства башен Кремля; рассказать о названиях его башен, их назначении; воспитывать чувство любви и уважения к историческому наследию. Побуждать восхищаться красотой архитектурных сооружений, ансамблей, достопримечательностями.
4. Стихотворения о Нижегородском крае
Цель: знакомить с устным народным творчеством.
5. Дидактическая игра «Города Нижегородской области»
Цель: Расширять представления о городах Нижегородской области, их названии и о том, что прославило это город. Развивать диалогическую речь детей, обогащать их словарный запас.
КОРОБКА №3 «Город Дзержинск»
1. Дидактическая игра «Достопримечательности города Дзержинска»
Цель: расширять представления детей у детей о достопримечательностях города; развивать внимание, память, связную речь, учить ориентироваться в родном городе
2. Дидактическая игра «Вчера и сегодня». Найди отличия
Цель. Воспитывать интерес к истории своего города.
Знакомить детей с прошлым и настоящим некоторых улиц, зданий. Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Развивать познавательную активность.
Развивать внимание, любознательность, наблюдательность.
3. Дидактическая игра «Что где производится?»
Цель: расширять представления детей о предприятиях города и их назначении. Развивать умение соотносить предприятие с производимой продукцией. Развивать познавательную активность. Развивать внимание, любознательность, наблюдательность.
5.«Вот моя улица, вот мой дом».
Цель. Учить детей называть улицы ближайшего окружения; знать, в честь кого они названы.
Предполагаемые результаты
Благодаря принципу матрешки дети лучше понимают абстрактные пространственные понятия. Поэтому значительно уменьшается процент ошибок в вопросе: «Что больше город или страна?». Упрощается понимание понятия «область». Игра позволяет дать детям разнообразные знания о городе, области и стране. Практика показала, что использование коробки дает ребенку осознать целостность каждого понятия. Это пособие позволяет поддерживать интерес ребенка к игре довольно длительное время, что способствует лучшему усвоению знаний.
«Наша страна».
Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстраций, фотографий
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
«Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области, областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
«Герб России»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области, областного центра) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей
Ход игры: воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб из частей картинки.
«Жилище человека»
Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека
Ход игры: воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба…
Пословицы о семье
• Где любовь и совет, там и горя нет.
• Чужая жена всем девицей кажется.
• Жена не гусли, – поиграв, на стену не повесишь.
• Семья сильна, когда над ней крыша одна.
• Муж без жены – что гусь без воды.
• Краса до венца, а ум до конца.
• Слепой щенок и тот к матери ползет.
• Всякая невеста для своего жениха родится.
• Слава сына – отцу отрада.
• Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
• Молитва матери со дна моря вынимает.
• Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.
• Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка.
• Родительское благословение в воде не тонет в огне не горит.
• Братская любовь крепче каменных стен.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
Блок «Я и моя семья»
Раздел Моя семья и традиции, Мужчина и женшина
Картотека дидактических игр
по формированию представлений о семье
«Кто главный?»
Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.
«Как зовут членов семьи».
Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Ход игры:
Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
«Маленькие помощники».
Цель: Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.
Материал: ящик, мишка.
Ход игры:
К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.
Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.
Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.
«Ласковое слово».
Цель: Способствовать умению детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
Материал: мяч.
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т. д.
«Клубочек волшебных слов».
Цель: Продолжать формировать у детей способность употреблять в своей речи волшебные» слова для родных и близких; воспитывать вежливость, доброжелательность.
Материал: клубочек из ниток.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов, которые они скажут своим родным и близким. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.
"Давай поменяемся "
Цель: Формировать представления о жизни семьи.
Игровое правило: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.
Ход игры:
Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.
Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.
Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.
Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.
В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.
"Семья"
Цель: Формирование у детей понятий о семье.
Ход игры:
- Ребята сегодня к нам придёт необычный гость. Жил он на луне совершенно один, и ему было очень грустно от того, что у него не было семьи. Вы уже догадались кто это?
Воспитатель: - Давайте позовём его! (Лунтик, Лунтик)
Лунтик: - Здравствуйте ребята! Я очень рад видеть всех вас! Недавно я прилетел на землю, и здесь у меня появилось много друзей. Сейчас я живу вместе с ними в сказочной стране. А вы ребята с кем живёте?
(ответы детей)
Воспитатель:- А как, назвать, одним словом?
Лунтик: - А что такое семья?
Воспитатель: - Ребята давайте покажем Лунтику на пальчиках, что такое семья?
Динамическая пауза (дети имитируют движения).
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Лунтик: - Что такое семья я понял!
Воспитатель: - Лунтик, а сейчас ребята расскажут тебе как интересно и весело жить в семье! Ребята я раздам вам большие карточки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, тёти и дяди. Маленькие карточки с предметами, на которых нарисовано, что делаю родственники мы положим в мешочек. Каждый из вас по очереди будет брать из мешочка по 1 маленькой карточке и говорить, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в мешочек, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем с мешочка маленькую карточку вытягивает следующий игрок и т. д. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки.
Воспитатель: - Лунтик, теперь ты знаешь, что делают родственники в каждой семье!
Лунтик: - Спасибо, ребята! Я решил никогда больше не улетать на луну! У меня нет папы и мамы, но в своей сказочной стране появились бабушка Капа и дедушка Шер. Они очень полюбили меня и стали моей семьёй. Что-то я задержался у вас, побегу я быстрей к бабушке и дедушке! До свидания ребята! Ещё увидимся!
"Моя семья"
Цель: Продолжать формировать у детей представления о членах семьи, понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья.
Ход игры:
Давайте посмотрим на картинку и вспомним кто живет в семье.
(дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок)
У меня есть домики. Сейчас мы поселим в них нашу дружную семью.
Кто у нас самый первый живет в домике?
Да это дедушка. Найдите картинку, на которой нарисован дедушка и покажите мне.
Славный дедушка родной
Самый добрый дорогой
Поселим дедушку в домик.
Кто еще живет в домике?
Да бабушка. Найдите картинку, на которой нарисована бабушка. Покажите ее мне
Как у нашей бабушки
Хороши оладушки.
Поселим бабушку в домик
Кто еще живет в домике?
Да папа, найдите картинку и покажите мне.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело
Поселим папу в домик
Кого нам еще надо найти?
Правильно маму найдите ее на картинке и покажите мне
Мама радость мама смех
Наша мама лучше всех
Поселим маму в наш домик
Кто у нас остался? Ребенок, поселим его в домик
Вся наша дружная семья в домике?
Давайте посмотрим на них и назовем.
Дедушка, бабушка, папа, мама и я это вся моя семья.
«Составь семью»
Цель: Формировать представление детей о том, что они имеют право на семью, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.
Оборудование: фигурки членов семьи.
Ход игры:
- Ребята, посмотрите на эти фигурки. Кого вы видите?
- Как можно их всех назвать одним словом (семья)
- Назовите членов своей семьи.
- Семья может быть большая или маленькая. В каждой семье могут жить люди разного возраста. А дети похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка
Этот пальчик - бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик мамочка
Это пальчик – я
Вот и вся моя семья.
А теперь, нужно расставить родственников мальчика (девочки) так:
Первый – дедушка, после дедушки – папа, перед папой – бабушка, после
папы – мама, между мамой и папой мальчик (девочка). Посчитайте,
сколько их? Скажите, кто и за кем стоит?
"Собери семью"
Цель: Формировать представление детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Развитие связной речи детей. Воспитывать любовь и уважение к своим родным.
Материал: карточки с изображением членов семьи (папа, мама, дочка, сын, бабушка, дедушка, карточки с изображением обуви, одежды.
Ход игры:
Правила: "Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы -
Зато эти фото - правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?
2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.
"Наша дружная семья"
Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья».
Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.
Ход игры:
Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто это?». Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий, красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).
Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.
Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)
Этот пальчик – я, (загните мизинчик)
Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)
По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно очень дружная.
"Моя семья"
Цель: Формировать представление о семье на примере людей, героев сказок, используя их заместители.
Ход игры:
Изображение героев надевается на средний и указательный пальцы при помощи отверстий. Дети могут инсценировать разные сюжеты, где есть данные герои. Это могут быть и сказки. Во время игры дети учатся строить диалоги, отвечать на вопросы и т. д.
Игры-состязания
Задание. Сказать больше добрых, красивых слов о маме, папе
Игры-состязания «Назовисмелую профессию»
«Кто составит небольшой рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам (веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь?».
Игры-состязания «Назовисмелую профессию»
«Кто составит небольшой рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам (веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь?». '
Символические игры
«Предмет-мужчина, предмет-женщина».
Символические игры «Сбор чемодана».
Моделирование ситуаций «Прими решение». Цель. Формировать умение самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталон мужского и женского поведения, принятый в обществе.
«Отгадай профессию»
Цель. Закреплять знания детей о профессиях. Формировать представление о разделении профессий на мужские и женские.
Что ты знаешь о профессиях?
Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Учить делать описание профессии по опорной схеме, разделять профессии на мужские и женские
«Как я дома помогаю?»
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Моделирование ситуаций Я и моя семья. Дети поочередно берут на себя роли членов семьи и свою собственную; проектируют возможную социальную ситуацию (дома или на улице) и способ поведения.