Надежда Владимировна Мутчаева
Картотека бесед с детьми 6–7 лет (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
«Как стать большим»
Задачи: расширять представления детей об их обязанностях по дому. Воспитывать трудолюбие. Приучать к самостоятельности суждений. Воспитывать культуру речевого общения, способность отождествлять себя с персонажем литературного произведения. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Методика проведения
Воспитатель спрашивает у детей, считают ли они себя большими и почему. Выслушав ответы, читает рассказ Е. Пермяка «Как Маша стала большой». По окончании чтения спрашивает у детей, случалось ли им поступать так же, как Маша в начале рассказа. Дает возможность всем желающим рассказать о своих попытках казаться взрослее. Затем спрашивает, когда в семье заметили, что Маша подросла. Выслушивает ответы и помогает детям сделать вывод о том, что о человеке судят по его делам. Знакомит детей с пословицами: «От желанья к исполненью приложи уменье», «О дереве судят по плодам, а о человеке — по делам». Затем предлагает посмотреть мультфильм «Как стать большим».
Публикация «Картотека бесед с детьми 6–7 лет (1 часть)» размещена в разделах
«Кто умнее?»
Задачи: развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать усвоению морально-нравственных норм, принятых в обществе. Учить инсценировать литературное произведение.
Методика проведения
Воспитатель читает детям сказку В. Осеевой «Кто всех глупее?». Затем обсуждает с детьми содержание сказки и предлагает ответить на вопрос, поставленный в ее заглавии.
Педагог предлагает детям инсценировать сказку и показать сценку воспитанникам старшей группы. К участию в инсценировке воспитатель привлекает конфликтных детей. После показа обсуждает с воспитанниками старшей группы, кто из персонажей им понравился и почему.
«Долог день до вечера, когда делать нечего»
Задачи: развивать умение самостоятельно находить общие интересные занятия, привычку играть сообща. Приучать к самостоятельности суждений. Закреплять умение рассказывать о своем восприятии поступков литературного персонажа. Развивать интерес к художественной литературе.
Методика проведения
Ситуация: воспитатель наблюдает за детьми, которые не знают чем заняться в ходе самостоятельной деятельности.
Воспитатель предлагает детям подумать, как можно с пользой провести свободное время. Знакомит их с пословицей «Долог день до вечера, когда делать нечего» и просит объяснить ее смысл.
Педагог читает детям сказку В. Одоевского «Мороз Иванович» и спрашивает, у кого день проходил быстрее: у ленивицы или работницы. Интересуется, на кого из героинь дети хотели бы быть похожими, с кем из них им хотелось бы подружиться. Затем воспитатель помогает детям в выборе занятия.
«У нас везде порядок"
Задачи: побуждать участвовать в коллективной трудовой деятельности. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместного труда, следовать в своих поступках положительному примеру. Познакомить детей с новым литературным произведением.
Методика проведения
Воспитатель обращает внимание детей на то, как красиво на территории детского сада. Спрашивает, кто создает уют на детских площадках. Выслушивает ответы детей и подводит их к тому, что они хозяева детского сада и поэтому должны поддерживать в нем порядок.
Педагог читает детям отрывок из повести Ю. Дьяконова «Рената». Уточняет, почему рабочий назвал ребят хозяевами. Затем предлагает детям навести порядок на участке.
«Зачем нужны прибаутки, потешки, докучные сказки»
Задачи: развивать умение совместно развертывать игру, согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Познакомить детей с докучными сказками, побуждать использовать их в игре. Развивать чувство юмора.
Методика проведения
Воспитатель читает детям русские народные потешки, прибаутки, докучные сказки. По окончании чтения спрашивает, какое настроение вызвали у них произведения, весело им было слушать их или грустно.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Семья», отметив, что в игре можно использовать прибаутки, песенки, потешки, докучные сказки. В процессе наблюдения в случае необходимости оказывает косвенное воздействие на ход игры, побуждая детей использовать в сюжетной игре произведения русского фольклора.
«Поможем малышам полюбить детский сад»
Задачи: формировать представление о себе как об активном члене коллектива. Воспитывать заботливое отношение к малышам. Развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Развивать интерес к произведениям русского фольклора и художественной литературы.
Методика проведения
Воспитатель читает детям стихотворение З. Александровой «Катя в яслях»
После обсуждения стихотворения воспитатель предлагает детям помочь воспитанникам младшей группы освоиться в детском саду. Спрашивает, что для этого можно сделать. Напоминает детям о потешках, прибаутках, докучных сказках, которые можно использовать для того, чтобы позабавить малышей.
Педагог предоставляет возможность высказаться всем желающим, а затем предлагает выбрать несколько человек, которые отправятся к малышам. Педагог обсуждает с воспитателем младшей группы время и день прихода на прогулку старших воспитанников. Просит его дать детям положительную оценку, подчеркнуть, как важна для малышей их помощь.
«Мы любим наш детский сад»
Задачи: формировать интерес к учебной деятельности. Учить проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Приучать к самостоятельности суждений. Развивать интерес к художественной литературе.
Методика проведения
Воспитатель читает детям стихотворение Э. Успенского «Что мы делали в детском саду» :
— Что мы делали в детском саду?
— Вот что мы делали в детском саду:
Сначала себе разносили еду. Потом плакат рисовали,
Потом себя отмывали.
Потом водили хороводы…
Потом мы ели бутерброды…
Цветы из лейки поливали
И ничего не проливали.
Чистили клетки
Для разных зверюшек
И занимались ремонтом игрушек.
Еще мы бегали вперегонки,
Учились завязывать шнурки. Потом мы пол подметали…
И ни капельки, И ни капельки,
Ну ни капельки не устали.
По окончании чтения воспитатель спрашивает у детей, чем они обычно занимаются в детском саду, что им особенно нравится, что нового они узнали. Выслушивает ответы детей и интересуется, о чем они еще хотели бы узнать, что увидеть, нарисовать, какие книги прочитать. Воспитатель обсуждает с детьми, каким образом можно удовлетворить их пожелания.
Педагог подбирает соответствующую литературу для детей, открытки, фотографии, материал для проведения опытов и т. п.
«Что значит быть отзывчивым»
Задачи: развивать у детей отзывчивость. Познакомить с новым рассказом. Развивать интерес к смыслу слова; способность излагать свои мысли понятно для окружающих. Формировать умение передавать в рисунке сюжет рассказа.
Материалы: бумага, карандаши, краски, фломастеры.
Методика проведения
Воспитатель спрашивает у детей: «Кого можно считать отзывчивым человеком? Есть ли в группе отзывчивые ребята? В каких литературных произведениях встречаются отзывчивые герои?» Затем читает детям рассказ В. Осеевой «Просто старушка» и предлагает нарисовать иллюстрации к нему.
«Поручения»
Задачи: формировать умение действовать по плану, предложенному взрослым. Воспитывать культуру речевого общения. Развивать умение поддерживать беседу.
Методика проведения
Воспитатель поручает кому-либо из детей отнести книги в младшую группу. Предварительно он вспоминает с детьми формы речевого этикета. Если в группе есть застенчивый ребенок, можно поручить ему отнести книги. Педагог предупреждает воспитателя младшей группы о приходе ребенка, отмечает, что он застенчив. После возвращения из младшей группы ребенок рассказывает о том, как он выполнил поручение.
«Что можно приготовить из овощей»
Задачи: развивать умение слушать сверстника, не перебивать его. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации. Развивать интерес к познавательной литературе. Расширять представления о рациональном питании.
Методика проведения
Воспитатель загадывает детям загадки об овощах и показывает соответствующие картинки с их изображением. Уточняет, какую пользу организму человека приносят овощи. Спрашивает, что можно из них приготовить. Выслушивает ответы детей и уточняет, что некоторые овощи едят сырыми, а некоторые — вареными. Выясняет у детей, готовили ли они когда-либо блюда из овощей сами.
Педагог предлагает детям приготовить овощной салат. Спрашивает, знают ли они, как готовить это блюдо и где можно узнать его рецепт. Воспитатель показывает детям книги с рецептами овощных салатов. Вместе с детьми он выбирает подходящий рецепт и составляет список необходимых продуктов.
«Готовим овощной салат»
Задачи: формировать трудовые навыки. Побуждать участвовать в совместной трудовой деятельности. Развивать умение оказывать друг другу помощь. Учить сравнивать предметы по назначению и материалу, из которого они изготовлены.
Материалы: овощи для приготовления салата, деревянные и пластмассовые доски, ножи, салатница, фартуки, колпаки.
Методика проведения
Воспитатель напоминает детям о том, что сегодня они собирались готовить овощной салат. Он просит всех надеть фартуки, колпаки, вымыть руки. Затем вместе с детьми проверяет по списку, все ли готово для приготовления салата. Дети договариваются, кто какую работу будет выполнять. В ходе работы воспитатель обращает внимание детей на предметы посуды, которую они используют для приготовления салата, просит сравнить их (назначение и материал, из которого они изготовлены). Когда салат будет готов, воспитатель вместе с детьми накрывает на стол и предлагает им попробовать салат.
«Знакомимся с деревянной скульптурой»
Задачи: расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Знакомить с творческими профессиями, с профессией скульптора. Развивать способность отождествлять себя с персонажем литературного произведения. Учить созерцать красоту окружающего мира. Развивать эстетическое восприятие.
Методика проведения
Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии с изображением произведений скульптора С. Конёнкова. Замечает, что все работы выполнены из дерева. Рассказывает, что скульптор, бывая в лесу, обращал внимание на ветки, коряги, поваленные деревья, искал в них сходство с человеком или животными, а затем создавал деревянные скульптуры.
Педагог предлагает детям рассмотреть имеющийся в группе природный материал и подумать, что из него можно сделать. Выслушивает ответы детей и подводит к тому, что для реализации их замыслов этого материала недостаточно. Воспитатель предлагает детям собрать на прогулке недостающий материал.
Воспитатель читает детям отрывок из повести В. Путилиной «Дашины письма» (глава «На реке Марице»). По окончании чтения советует детям быть такими же наблюдательными, как Даша и ее одноклассники.
«Что такое скромность»
Задачи: воспитывать скромность. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Совершенствовать диалогическую форму речи. Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять.
Методика проведения
Воспитатель просит детей объяснить, что значит быть скромным. Затем читает сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница». В ходе обсуждения прочитанного спрашивает, почему лягушка не прилетела на юг вместе с утками. Выслушав ответы детей, подчеркивает, что лягушка стала громко хвастаться, что это она придумала лететь на юг вместе с утками, поэтому не удержалась и упала вниз.
Педагог знакомит детей с пословицей «Не кричи о себе громко, пусть другие о тебе хоть тихо скажут», просит объяснить ее смысл и спрашивает, встречали ли они людей, чье поведение напоминало бы поведение лягушки-путешественницы.
Воспитатель предлагает детям сделать коллективную композицию из пластилина по мотивам сказки «Лягушка-путешественница». Дети договариваются о том, кто какую часть работы будет выполнять, и готовят все необходимое для лепки. В ходе работы взрослый при необходимости оказывает помощь. Когда каждый ребенок выполнит свою часть работы, все фигуры объединяются в общую композицию.
Композиция используется для украшения раздевалки.
«День рукавичек»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: развивать дружеские взаимоотношения между детьми (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»). Расширять представления о правах детей (образовательная область «познавательное развитие»). Продолжать развивать коллективное творчество, умение составлять узоры из геометрических фигур (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»).
Материалы: кукла Незнайка, силуэтные изображения рукавичек, цветная бумага, ножницы, клей, кисти для клея, салфетки, клеенки.
Методика проведения
Воспитатель предлагает детям объяснить Незнайке, что такое права (то, в чем не ограничивается свобода действий человека, какие права им известны (право на образование, право на медицинскую помощь, право на отдых). Затем педагог спрашивает у детей, знают ли они, что такое досуг. В ходе разговора приходят к выводу: «Досуг — это свободное время. Однако это не значит, что нужно сидеть просто так и ничего не делать. В свободное время нужно заниматься какими-нибудь интересными делами». Спрашивает, чем в свободное время занимались жители Солнечного города, какой праздник они устроили.
Педагог читает детям отрывок из сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» (глава «День рукавичек») и предлагает тоже устроить такой праздник. Воспитатель обсуждает с детьми последовательность изготовления рукавичек, и они приступают к работе. Педагог при необходимости оказывает им помощь. По окончании работы дети обмениваются рукавичками. Воспитатель сообщает им о том, что теперь у каждого из них есть солнечные братья и сестры, и они все будут вежливыми и доброжелательными по отношению друг к другу.
Воспитатель приглашает детей в общий хоровод (песня «Большой хоровод», слова Л. Жигалкиной, А. Хайта, музыка Б. Савельева)
«В гостях у сказки»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к пожилым людям (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»). Познакомить детей с новой сказкой. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям произведения (образовательная область «речевое развитие»). Формировать умение передавать в рисунке сюжет сказки (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»).
Материалы: бумага, краски, карандаши, фломастеры, кисти, салфетки.
Методика проведения
Воспитатель спрашивает у детей, какие русские народные сказки они знают и почему их называют русскими народными. Педагог предлагает детям послушать сказку «Серебряное блюдечко и наливное яблочко». По окончании интересуется у детей: «Понравилась ли вам сказка? Кто из ее героев понравился вам больше всего? Почему?» Выслушав ответы, отмечает, что Машенька была добрая, трудолюбивая, отзывчивая, поэтому старушка дала добрый совет ей, а не сестрам. Затем спрашивает: «Какие были сестры у Машеньки? Оцените их поступки. Как бы вы поступили на месте сестер Машеньки? Как вы думаете, справедливо ли поступил царь в конце сказки?»
Воспитатель предлагает детям нарисовать иллюстрации к сказке и предоставляет им возможность самостоятельно подобрать материал для рисования. Наблюдая за работой детей, в случае необходимости оказывает им помощь.
Все рисунки размещаются на выставке.
«Поможем малышам отремонтировать книги»
(совместная деятельность детей младшей
и подготовительной групп в ходе
самостоятельной деятельности)
Задачи: воспитывать заботливое отношение к малышам. Развивать умение оказывать помощь младшим дошкольникам (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»). Помогать осваивать формы речевого этикета (образовательная область «речевое развитие»).
Материалы: цветная бумага, клей, кисти для клея, ножницы.
Методика проведения
Воспитатель напоминает детям о недавнем посещении младшей группы и просит поделиться впечатлениями. Отмечает, что малыши еще не умеют бережно обращаться с книгами, поэтому очень часто книги требуют ремонта. Воспитатель предлагает пойти в младшую группу и вместе с малышами отремонтировать книги. Взрослый вместе с детьми обсуждает, что понадобится для такой работы, подбирает необходимые материалы, затем уточняет правила поведения и речевого этикета. По согласованию с воспитателем младшей группы назначается время посещения. Старшие дошкольники ремонтируют книги, рассматривают вместе с малышами иллюстрации.
«Новая жизнь старых вещей»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: развивать умение следовать в своих поступках положительному примеру. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»). Учить детей объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой и рассказом. Приучать к самостоятельности суждений (образовательная область «речевое развитие»). Продолжать учить детей создавать в аппликации предметное изображение (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»).
Материалы: альбомные листы, силуэтные изображения ваз, разрезанные на несколько частей, клей, кисти для клея, салфетки, клеенки.
Методика проведения
Воспитатель читает детям рассказ А. Масс «Прогулка под дождем». По окончании чтения спрашивает у детей, что они сейчас слушали — сказку или рассказ — и просит объяснить свою точку зрения. Затем обсуждает с детьми содержание рассказа, в ходе которого отмечает, что мальчик с папой сделали доброе дело: они превратили старую кушетку в новую, подарили старой вещи новую жизнь.
Педагог раздает детям силуэтные изображения ваз, разрезанных на несколько частей, и предлагает собрать «разбившуюся» вазу, наклеив ее на лист бумаги. По окончании работы воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся работы, хвалит ребят.
Затем вместе с детьми внимательно осматривает игрушки и книги, имеющиеся в группе, и выбирает те из них, которые нужно отремонтировать. Обсуждает, что дети могут отремонтировать сами, а где требуется помощь взрослых (к ремонту привлекаются родители).
«Мой любимый мультфильм»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»). Побуждать детей делиться впечатлениями от просмотренных мультфильмов. Воспитывать культуру речевого общения (образовательная область «речевое развитие»). Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Учить использовать средства выразительности (мимика, жесты и т. п.) (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»).
Предварительная работа: ситуативные разговоры с детьми о любимых мультфильмах.
Методика проведения
Воспитатель предлагает детям рассказать о своих любимых мультфильмах, о том, кто из персонажей нравится больше всего. Педагог следит за тем, чтобы они терпеливо выслушивали говорящего, не перебивали его. Хорошо, если своими впечатлениями от мультфильмов поделится и воспитатель.
Педагог просит детей изобразить своих любимых героев, используя жесты, мимику, слова. Затем предлагает детям представить, что герои разных мультфильмов встретились и захотели познакомиться друг с другом.
Дети вместе с воспитателем встают в круг и, передавая друг другу мяч, представляются от имени выбранного персонажа (игра «Давайте познакомимся»).
«Сочиняем сказку»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»). Совершенствовать умение сочинять сказки на заданную тему (образовательная область «речевое развитие»). Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»).
Материалы: цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисти для клея, салфетки, клеенки.
Методика проведения
Воспитатель предлагает детям сочинить сказку. Вместе с детьми он обсуждает, кто будет ее главным героем, и начинает рассказывать, например: «Жил-был в лесу зайчик. Однажды он пошел гулять и встретил.». Дети придумывают, что произошло дальше. Воспитатель записывает высказывания детей и читает получившуюся сказку, а дети придумывают ей название.
Далее педагог предлагает детям изготовить из цветной бумаги и картона персонажей сказки. В ходе работы воспитатель оказывает детям необходимую помощь. Когда сказочные герои будут готовы, дети распределяют роли и разыгрывают сказку.
«Мы делаем декорации к сказке»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»). Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Продолжать развивать коллективное творчество (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»).
Материалы: бумага формата А4, краски, цветные карандаши, гуашь, восковые мелки, кисти, цветная бумага, клей, кисти для клея, ножницы, салфетки, клеенки.
Методика проведения
Воспитатель предлагает детям сделать декорации к придуманной ими сказке (см. занятие «Сочиняем сказку»). Обсуждает с ними, что будет изображено на этих декорациях и кто какую работу будет выполнять. Предоставляет детям возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал. В процессе работы взрослый при необходимости оказывает детям помощь и сам принимает участие в создании декорации. По окончании работы вместе с детьми рассматривает получившиеся декорации и отмечает, что теперь играть в сказку будет значительно интереснее.
Дети разыгрывают сказку, предварительно распределив между собой роли.
«Сказочный герой»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: развивать дружеские взаимоотношения между детьми (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»). Закреплять умение создавать поделки из природного материала, передавая выразительность образа. Развивать фантазию (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»).
Материалы: природный материал.
Методика проведения
Воспитатель рассматривает с детьми природный материал и предлагает подумать, каких сказочных героев из него можно сделать.
Дети приступают к изготовлению игрушек. Воспитатель наблюдает за их работой, при необходимости оказывает помощь, дает советы.
По окончании работы рассматривает с детьми поделки, дает возможность обменяться впечатлениями. Затем предлагает детям объединить сказочных героев на фоне одной из сделанных ими ранее декораций и украсить раздевалку.
«Когда бывает обидно»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: развивать дружеские взаимоотношения между детьми (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»). Познакомить детей с новым рассказом. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать культуру речевого общения (образовательная область «речевое развитие»). Формировать умение передавать в рисунке сюжет рассказа (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»).
Материалы: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, акварель, кисти, салфетки.
Методика проведения
Воспитатель читает детям рассказ А. Раскина «Как папа обижался». По окончании чтения спрашивает: «Почему обижался мальчик? Испытывали ли вы когда-либо чувство обиды и по какой причине? Обижали ли вы сами кого-нибудь? Как это произошло? Нужно ли долго помнить свои обиды или лучше поскорее о них забыть? Как нужно поступить, если случайно обидел товарища? Как вы поступали в подобных случаях?»
Педагог предлагает детям нарисовать иллюстрации к рассказу. По окончании работы дети рассматривают рисунки и рассказывают о них.