Анна Колышева
Картотека бесед по самопознанию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
БЕСЕДЫ ПО САМОПОЗНАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
"Мне нравится.
Играют две равные по количеству команды девочек и мальчиков. В игре участвуют взрослые (родители) мужского и женского пола -- тоже участники "своих" команд. На первом этапе воспитатель ставит перед командами вопрос "Почему нам, мальчикам (девочкам, нравится быть мальчиками (девочками?". Девочки отвечают на вопрос о девочках, мальчики - о мальчиках. На втором этапе команды меняются позициями и отвечают на вопрос "Почему им, девочкам (мальчикам, не хочется стать мальчиками (девочками?". Команды опять поочередно отвечают на него (мальчики - о девочках и наоборот). На третьем этапе отвечает самостоятельно каждый ребенок.
Публикация «Картотека бесед по самопознанию в средней группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» февраль 2024
"Персонажи".
В индивидуальной игре ребенку показывается набор карточек, на которых в пиктографической форме (чтобы нивелировать восприятие половых различий) изображены ситуации различного типа (в большей или меньшей мере специфичные для мальчиков и девочек) : "двое детей играют в куклы (в машинки)", "ребенок помогает маме (папе)", "мама (папа) грозит пальцем ребенку", "взрослый и ребенок в магазине детской одежды собираются купить брючки (юбочку)", "один ребенок обижает другого", "ребенок стоит перед зеркалом, держит в руках бантик" и т. д. Ребенка просят назвать, где изображены мальчики, а где -- девочки и почему. В приведенном варианте задание удобно в установлении отклонений в идентификации, но его легко превратить в формирующее, если психолог выступит в качестве комментатора.
"Братья и сестры".
Проводится с целью выявления знаний об особенностях ролевого поведения в форме беседы с заданными ситуациями типа "У мамы были дочка и сынок -- Катя и Ваня. Однажды мама попросила их помочь убирать квартиру. Как ты думаешь, что делал Ваня, а что -- Катя?", "У близнецов Вани и Кати ( вариант: Вани и Сережи; Кати и Оли) день рождения. Как ты думаешь, что им подарили? А что они хотели бы получить в подарок?", "Катя и Ваня гуляли во дворе и увидели, что Витька (Светка) обижает маленькую Олечку (маленького Игорька, отбирает игрушки. Как ты думаешь, кто из них поможет Олечке (Игорьку?", "Катя и Ваня (варианты) едут на лето к бабушке. Мама разрешила им взять по одной, самой любимой, игрушке. Как ты думаешь, что возьмет Ваня? А Катя?" и т. д.
"Выбор".
Игра с картонными куклами, моделирующими соответствующую ситуацию-дубль, подразумевающую необходимость выбора, например, кукла-папа ремонтирует машину, а кукла-мама печет на кухне пирожки -- ребенка просят присоединиться к одному из персонажей; кукла-воспитатель предлагает ребенку на утреннике исполнить роль мальчика или девочки -- чью роль предпочтет ребенок; в парикмахерской ребенок видит женский зал, где сидят девочки, и мужской -- ребенок должен выбрать, где он будет стричься; команды кукол-мальчиков и кукол-девочек перетягивают веревку -- к какой из команд присоединится ребенок, чтобы она выиграла?
"Сказка про мальчика (девочку)".
Это динамичные истории, создаваемые по индивидуальным для каждого ребенка сценариям, но во всех случаях подчеркивающие преимущества того пола, к которому принадлежит ребенок. Основные требования к сказке: наличие двух персонажей противоположного пола (ребенок всегда совпадает со своим полом, а сочиняющий с ним сказку психолог берет на себя роль оставшегося персонажа, выполняющих вместе одну и ту же работу (достигающих одну и ту же цель); персонажу противоположного пола, хотя он тоже смелый, сильный, умелый, все же постоянно требуется помощь, поддержка, смекалка другого; в сказке задействованы ситуации, где требуются мужские (для мальчиков) и женские (для девочек) умения и виды деятельности. :
"Если бы. ".
Педагог разговаривает с ребенком о том, какие сказки и истории он знает и любит. Выбрав одну из таких сказок (где герой одного пола с ребенком, он расспрашивает ребенка, за что он любит именно этого героя, какими качествами он обладает как представитель своего пола и т. д. Затем психолог выбирает сказку с главным героем противоположного пола и предлагает вместе порассуждать, как изменилась бы сказка, если бы, например, Белоснежка в ней превратилась в мальчика (Буратино в девочку).
"Найди и исправь ошибки".
Педагог предлагает ребенку рассмотреть большую картинку, где изображены группки детей, играющие или занимающиеся подходящими полу делами (например, панорама дачного отдыха возле озера). На картине намеренно допущены ошибки (например, в руках у мальчика кукла, хотя у других мальчиков в группе в руках предметы для игры "в войну"; девочка привязывает мальчику бантик в группке других девочек; мальчик в кругу девочек, которых женщина учит вышивать; в окне дома видна повариха, возле которой стоит мальчик; на скамеечке сидят женщины с колясками и рядом с ними -- мальчик с кукольной коляской и т. п.) Вместе с психологом, который комментирует занятие, ребенок ищет и исправляет "ошибки", подчеркивая интересность и полезность соответствующих полу занятий.
"Символы".
Педагог показывает детям изображения разных животных (бабочка, кошка, щенок, олень, жираф, орел и др.) и предметов (ружье, автомобиль, книга, плоскогубцы, кастрюля, иголка, цветок и др.) и просит аргументированно соотнести их с определенным полом. Если у ребенка возникают затруднения, психолог подсказывает аргументы, апеллируя к опыту и эмоциональному отношению ребенка.
"Подарки для родителей".
Ребенку дается разделенный пополам лист бумаги. На каждой половине имеется по 4-6 одинаковых незавершенных графических фрагментов (элементы 2, 5, 6, 7, 8 взяты из теста Вартегга). Психолог просит ребенка нарисовать, используя эти фрагменты, подарки для мамы (слева) и подарки для папы (справа).
"Чемодан".
Педагог просит ребенка представить, что папа (мама) собирается в командировку (в отпуск) и укладывает чемодан. На листе бумаги нарисованы два "прозрачных" чемодана, которые с помощью карандашей надо "наполнить" соответствующими полу вещами. Вариант игры: папа (мама) привезли подарки сыну (дочке).
"Имена".
Педагог выкладывает перед ребенком вырезанные из бумаги фигурки мальчиков и девочек и предлагает игру: он будет называть имена, а ребенок будет решать, кому какое имя подойдет. В списке имен психолога есть обычные имена для детей разного пола (Сережа, Юля, Наташа) и имена, которые дают как мальчикам, так и девочкам (Саша, Женя, Валя). Психолог следит за выбором ребенка, в неоднозначных случаях в беседе с ребенком выясняет, кому -- мальчику или девочке -- имя подходит больше; хотел бы он, чтобы у него было такое "двойное" имя и т. д.
"Чьи вещи?".
Педагог предлагает ребенку карточки с изображениями предметов, соотнесенных с полом (одежда, игрушки, орудия, которые нужно разложить в три группы : "только для мальчиков (мужчин)", "только для девочек (женщин)", "общее".
"Страна мальчишек (девчонок)".
Педагог предлагает ребенку пофантазировать: будто бы он, мальчик, попадает в волшебную страну, где живут только девочки. Как он станет себя вести? Будет поступать, как девочки, или продемонстрирует преимущества сильного пола?
"Профессии".
Педагог показывает детям картинки с изображением разных видов профессионального труда (субъект труда ребенку не виден) -- школа, больница, библиотека, завод, космодром и т. д. Его просят ответить, какая профессия ему по душе; кому больше подходит та или иная профессия -- мужчинам или женщинам - и почему.
"Тебе бы хотелось?".
Ребенка просят аргументированно ответить на вопросы типа "Ты скоро пойдешь в школу. Тебе бы хотелось, чтобы учителем был мужчина (женщина? Почему?", "Школьники могут записаться в разные кружки. Девочки записываются в кружок домоводства, там они учатся шить, вязать, готовить, красиво причесываться, ухаживать за малышами и т. п. А мальчики записываются в кружок, где научат столярничать, чинить электроприборы, ремонтировать сантехнику и т. д. В какой кружок тебе бы хотелось?", "Представь, что ты простудился и тебе вызвали врача. Тебе бы хотелось, чтобы врачом оказался мужчина или женщина?", "Представь, что в детском саду ставят спектакль про зверей-мальчиков (зайчат, медвежат) и зверей-девочек (белочек, мышек). Тебе бы хотелось играть роль зайчонка или белочки?", "Когда ты вырастешь, тебе бы хотелось выбрать профессию, как у мамы или как у папы?" и т. д.
"Близкие".
Используются фрагменты методики Рене Жиля для выявления предпочтения ребенком взрослых того или иного пола.
Использование подобных игр показывает, что привлечение внимания ребенка к преимуществам своего пола, расширение системы признаков, составляющих психосексуальный образец пола, ознакомление с различными вариантами "сильного" и "слабого" поведения представителей своего пола и т. д. стимулирует глубинную работу по самоидентификации и способно дать компенсационный эффект.
«Найди правильно»
Цель: подобрать картинки с учетом интересов мальчиков и девочек.
Оборудование: несколько несложных сюжетных картинок.
Девочка :шьет, вышивает, плачет, варит, прыгает через скакалку и т. д.
Мальчик: строит, копает, пилит, режет, носит тяжести и т. д.
Описание игры: на столе разложены картинки, детям дается задание -определить, что делают мальчики, а что – девочки.
«Наша семья»
Цель: подобрать картинки с учетом роли и занятости всех членов семьи.
Оборудование: несколько несложных картинок.
Девочка: прыгает, читает, плачет, вышивает и др.
Мальчик: выжигает, строит, плывет, приколачивает и др.
Мама: варит, моет, вяжет, шьет и др.
Папа: пилит, читает, копает, сажает и др.
Описание игры: на столе разложены картинки, детям дается задание определить, что делают члены семьи.