Елена Зайкина
Календарно-тематическое планирование по экологическому образованию в группе для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно - тематическое планирование по экологическому образованию в группе для детей младшего дошкольного возраста
Сентябрь, I неделя
Цветы на клумбе
Подвести итоги прошедшего времени года (лета). Знакомство с цветами, растущими на клумбах участка детского сада. Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, имеет запах. Воспитывать бережное отношение к растениям. Целевая прогулка по участку детского сада
Наблюдения
Дидактические игры: «Назови цветочек», «Собери букет»
Аппликация "Букетик осени"
Публикация «Календарно-тематическое планирование по экологическому образованию в группе для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
Сентябрь, II неделя
Овощи
Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей.
Расширять представления о выращивании овощных культур.
Учить лепить овощи в определённой последовательности: раскатывание шара, сплющивание, вытягивание хвостика, прикрепление листьев и т. д.
Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка»
Рассматривание овощей
Тематические загадки об овощах «Что растет на грядке», «Сбор урожая»
НОД: лепка «Овощной парад»
Игровые ситуации: «Купим в магазине овощи для Мишки», «Покормим кукол овощным супом»
Сентябрь, III неделя
Листопад
Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснять, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.
Учить детей замечать настроение, царящее в природе и отображать его в красках.
Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях.
НОД: рисование: «Падают, падают листья»
Наблюдения: за состоянием погоды, облаками, солнцем, листопадом
Д/игры: «К дереву беги», «Угадай по описанию».
Беседы: «Осень в гости к нам пришла»
Художественное слово: стихи, песенки по тематике
Сентябрь, IV неделя
Неживая природа осенью
Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужны солнце, воздух, вода, почва.
Учить видеть удивительное, интересное в окружающем мире, раскрывая причинно-следственные отношения между наблюдаемыми явлениями. Закрепить знания о минералах (камень, песок, уточнить их свойства и качества.
Наблюдение за состоянием погоды, за солнцем, ветром, дождём
Опытно-исследовательская деятельность с песком, почвой, водой, камнями
Дидактическая игра: «Солнышко и туча».
Игровое упражнение «Солнечный зайчик». Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Октябрь, I неделя
Деревья и кустарники осенью
Познакомить детей с деревьями и кустарниками (береза, рябина, клен, шиповник, где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень.
Формировать желание и умение беречь деревья и кустарники.
Экскурсия по экологической тропе. Наблюдения за деревьями. Беседа о деревьях
Дидактические игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу»
Труд в природе: сбор осенних листьев
Сравнивание игрушечной елки с живой елью на участке
Октябрь, II неделя
Комнатные растения
Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Дать понятие о том, что растения, как живые существа нуждаются в создании необходимых условий, познакомить с разными способами ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Желание помочь в уходе за ними.
Наблюдение, рассматривание
Труд по уходу за комнатными растениями
Просмотр слайдовой презентации
Дидактические игры: «Покажем уголок природы», «От какого растения листья?» (с использованием моделей)
Октябрь, III неделя
Грибы
Дать понятие о грибах. Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных, дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки). Закрепить правила безопасного поведения в природе.
Рассматривание иллюстраций
Просмотр мультипликационных фильмов
Отгадывание загадок
Пальчиковые игры
НОД: лепка и рисование «Грибы»
Октябрь, IV неделя
Перелётные птицы
Познакомить детей с перелётными птицами (гуси, утки, журавли). Расширять знания детей о жизни птиц, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.
Рассматривание иллюстраций с изображение птиц
Наблюдение за отлётом птиц на участке
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».
Игра-забава «Наседка и цыплята». Слушание голосов птиц «Рассматривание картин по теме
Дидактическая игра «Найди пару»
Ноябрь, I неделя
Пес Палкан, курочка Ряба и кот Барсик
Дать первоначальное представление о домашних животных. Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Рассматривание картин с изображением домашних животных и птиц
Чтение сказок «Бычок – смоляной бочок», «Петушок и бобовое зернышко», рассказа «Маленький утенок»
Дидактические игры: «Чьи это детки», «Кто живет на бабушкином дворе»,
«Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково».
Игры-инсценизации, игры-иммитации
Просмотр видео по теме
Ноябрь, II неделя
Поздняя осень
Расширять знания детей об осени, уточнить приметы поздней осени. Закреплять знания о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды.
НОД: Познание (ознакомление с окружающим). «Осень на дворе»
Д / и с листочками, с плодами: «Разложи по порядку», «Найди листок», «Что выросло на грядке»
Чтение художественной литературы: стихи русских поэтов о природе осенью
Ноябрь, III неделя
Золотая рыбка
Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить называть вуалехвоста, отличать его от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки рыбок. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.
Беседа о рыбках
Наблюдения за рыбками Рассматривание иллюстраций с рыбками
Игра «Хорошо - плохо».
НОД: рисование «Рыбки в аквариуме»
Чтение «Где спит рыбка» И. Токмаковой
Ноябрь, IV неделя
Кто в лесу живет
Дать первоначальное представление о диких животных Кузбасса (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них.
Рассматривание иллюстративного материала о подготовке животных к зиме
Проектная деятельность «Зайка серый, зайка белый»
Чтение художественной литературы: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Волчишко», «Зачем зайчику другая шубка»
Драматизация русской народной сказки «Теремок».
Сказка на фланелеграфе «Три медведя» Хороводная игра «Зайка беленький сидит»
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Найди детеныша»
Декабрь, I неделя
Зима пришла
Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы, об особенностях неживой природы зимой (солнце, небо). Учить определять ветреную погоду.
Беседа, наблюдение
Чтение А. С. Пушкина «Ветер, ветер»
Игры с султанчиками, бег с ленточками
Чтение В. Бианки «Холодно в лесу»
Просмотр видеоуроков от Совы «Уроки безопасности»
Декабрь, II неделя
Вода-жизнь
Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду.
Рассматривание фото - материалов «Наш друг – вода»
Заучивание потешек о воде: «Водичка-водичка», «Ай лады-лады-лады»
Беседа «Для чего нужна вода?».
Опытно-исследовательская деятельность: «Таяние снега, замерзание воды» «Превращение воды в цветные льдиноки»
Беседа по ОБЖ: «Чем опасен снег и лёд?» - уроки Мишутки
Декабрь, III неделя
Кормим птиц зимой
Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Показать детям кормушку для корма. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Наблюдение за птицами на участке.
Вывешивание кормушки. Подкормка птиц.
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот». Рассматривание иллюстраций с изображение птиц.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний». «Угадай по голосу»
Декабрь, IV неделя
Ёлочка
Показать хвойных деревьев в зимний период. Привлекать внимание детей к красоте деревьев в зимнем уборе. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами Заучивание стихотворений о ёлочке
НОД: рисование, аппликация «Украсим ёлочку»
Целевая прогулка к елочке, растущей на территории детского сада
Выставка совместного творчества «Ёлочка – краса»
Январь, II неделя
Пузырьки
Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха, ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.
Беседа, наблюдение
Опыт «Что в пакете?»
Игры с воздушным шаром и соломинкой.
Надувание мыльных пузырей
Январь, III неделя
Волшебница зима
Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.
Наблюдение за погодой. Облаками, осадками во время прогулки
Беседа «Зима – это хорошо или плохо?»
Чтение художественной литературы Воронкова Л. «Снег идет», Берестов В. «Снегопад»
Рисование «Вот зима, кругом бело»
Д/и «Времена года», «Не сорока, не ворона»
Подвижная игра «Ловим снежинки», «Зайка беленький сидит»
Январь, IV неделя
Секреты Снеговичка
Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла
НОД: познание «Превращения снега»
НОД: рисование «Снеговик»
Рассматривание картины с зимним пейзажем.
Беседа о зиме
Игра «Когда это бывает?»
Опыты со снегом «Куда пропал снег?»
Постройка снеговика на участке
Февраль, I неделя
Жизнь под снегом
Продолжать формировать простейшие связи между сезонными изменениями в природе. Развивать интерес ко всему живому, умение радоваться зимнему времени года. Воспитывать доброжелательное, осторожное отношение ко всему живому.
Беседы: «Зимний сон растений», «Кто как зимует?»
Наблюдения за деревьями, птицами
Чтение литературы, просмотр видеоматериалов по теме
Д/и «Что сначала, что потом?»
Опыты со льдом, снегом
Труд на участке: сгребание снега к стволам деревьев
Февраль, II неделя
Жизнь на подоконнике
Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними. Вызывать чувство благодарности к комнатным растениям.
Наблюдение и труд в уголке природы по уходу за комнатными растениями
Д/и «Угадай по описанию»
Рассматривание луковицы
Труд: высадка лука, наблюдение за его ростом
Февраль, II неделя
Домашние животные и детеныши
Продолжить знакомить с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным
Чтение литературы по теме
Отгадывание загадок
Аппликация «Утка с утятами»
Тематический альбом «Наши любимцы»
Инсценировка В. Сутеев «Кто сказал «мяу?»
Февраль, III неделя
Поздняя зима
Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Дать представление о том, что февраль – последний месяц зимы. Закреплять знания детей о неживой природе. Формировать желание помогать птицам в зимний период.
Проблема «Чего не хватает растениям зимой?»
Наблюдение на прогулке за небом, солнцем, ветром, за снежным покровом
Опыты со снегом и льдом
Рассматривание иллюстративного материала на тему окончания зимы
Март, I неделя
Весна-красна пришла
Показать особенности весеннего неба.
Показать, что весенний дождь может быть разным. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Чтение стихотворения Клоковой М. «Зима прошла», А. Плещеева «Весна», А. Мошков
Рисование «Сосульки длинные и короткие»
Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?»
Март, II неделя
Кругом вода
Закреплять знания детей о свойствах воды. Учить детей беречь водопроводную воду. Дать понятие о том, что для получения чистой воды приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.
Чтение стихов и рассказов по теме «Вода»
Работа с мнемобадлицами
Трудовые поручения
Игры с водой
Опыты с водой «Течёт – течёт, не вытечет»
Рисование «Ручеёк»
Март, III неделя
Секреты глины и песка
Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства почвы, показать детям водопроницаемость песка и глины. Формировать у детей понятие экологической культуры по отношению к окружающему миру неживой природы
Рассматривание песка и глины
Опыты с песком и глиной
Выставка глиняных игрушек
Игры с песком
Лепка пирожков и печенья
Лепка из глины «Угощение»
Март, IV неделя
Я – человек
Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрану и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. Воспитывать в детях чувство единства с природой.
Беседа «Я – человек»
Рассматривание книги «Мое тело» Дидактические игры: «Строение человека», «Угадай на вкус», «Запахи», «Кто я?», «Узнай по голосу», «Мы – помощники»
Развлечения: «Веселые человечки играют»
Рисование «Нарисуй свой портрет»
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Апрель, I неделя
О растениях весной
Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Закреплять представление о кустарниках. Развивать умения и навыки при посадки овощей. Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой и первоцветами.
Наблюдения за деревьями, кустарниками и травянистыми растениями
Рассматривание иллюстративного материала
Посадка овощей
Рисование «Весенние цветы»
Чтение художественной литературы
Апрель, II неделя
Лес весной
Знакомить с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях весной. Познакомить детей с особенностями жизни диких животных в весенний период по уходу за потомством. Воспитывать желание помогать слабым беззащитным, бережно относиться к природе
Чтение художественной литературы
Рассматривание иллюстраций о диких животных
Слушание аудиозаписей «Голоса весеннего леса»
Работа с мнемодорожками «Звери», «Птицы»
Просмотр «Видеорепортаж из весеннего леса»
Пальчиковые игры по теме
Апрель, III неделя
Комнатные цветы
Вызывать интерес у детей к выполнению простейших индивидуальных поручений.
Формировать желание помогать взрослому в уходе за комнатными растениями.
Научить детей делать выводы о том, когда нужно поливать растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Наблюдение за цветущими растениями в группе.
Д/и «Найди такой же», «Угадай по описанию»
Опыт «С водой и без водой»
Труд «Полив растений совместно со взрослым»
Апрель, IV неделя
Цветы
Дать понятие детям о первоцветах, научить и определять по описанию. Учить находить связь между цветами и насекомыми. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать умение любоваться природными явлениями, любить флору.
Наблюдение за цветущими растениями на территории детского сада и участка
Труд: высадка рассады астр, бархатцев на клумбы
Викторина загадок о цветах
Рассматривание тематических альбомов, гербариев
П/и «Раз, два, три - к цветку беги!»
Д/и «Назови цветочек»
Май, I неделя
Поздняя весна
Закрепить знания детей о весне, о том, какие изменения произошли в природе: деревья – живые существа, у которых от тепла весной пробуждаются почки, распускаются листочки. Напомнить, что дерево - это дом для насекомых, птиц. Расширить знания детей о травянистых растениях (живут в земле, есть корень, листья). Воспитывать бережное отношение к миру живой природы.
Целевая прогулка по объектам экологической тропинки
Чтение стихотворений Александровой «Одуванчик», Благининой «Яблонька»
Разучивание стихотворений и загадок о природе весной
Рассматривание картины «Весна» Рисование «Одуванчики на траве»
Выставка совместного творчества «Весна-красна»
Май, II неделя
Насекомые
Подвести детей к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать у дошкольников доброе отношение к миру природы.
Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых
Мимио-технология «Маленькие помощники»
Чтение рассказа «Пестрые крылья» из книги Плешакова «Зеленые страницы»
Отгадывание загадок
Чтение и заучивание потешек и стихов о насекомых
Лепка «Божья коровка»
Художественный труд «Бабочка»
Май, III неделя
Огородик
Дать представление о семенах растений. Формировать навык посадки гороха и бобов. Закреплять умение рыхлить землю, знание названий садового инвентаря. Воспитывать интерес и желание ухаживать за цветами и растениями.
Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек, семян настурции
Отгадывание загадок
Чтение художественной литературы
Наблюдение за ростом и развитием посаженных семян
Зарисовки ростков
Май, IV неделя
Береги живое!
Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым и беззащитным, бережно относиться к природе.
Дидактическая игра «Хорошо-плохо». «Путешествие на полянку» - экологическое развлечение
Труд: «Убери мусор на поляне»
Лето
Люблю я край родной!
Познакомить детей с новым временем года, его погодными особенностями, природными явлениями. Закреплять умение определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность и интерес к природе. Воспитывать любовь к природе. Учить детей бережному отношению к природе.
Наблюдение на прогулке
Целевые прогулки в парк
Тематические альбомы «Наше лето», «Растения нашего участка», «Цветы и насекомые»
Фотоэтюды «Цветущие клумбы», «Деревья», какое небо голубое"
Рисуем мелом на асфальте
Экологический праздник