Тамара Петрова
Календарь природы
Календарь природы
Как показывает опыт, многие дети испытывают трудности при определении времен года по их характерным признакам. Чтобы помочь ребятам усвоить материал был сделан календарь природы.
Задачи:
- учить определять время года по его характерным признакам и называть их в определенной последовательности;
- закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;
Публикация «Календарь природы» размещена в разделах
- Календарь погоды и природы
- Природа, планета Земля, экология
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что изображено на картинке и когда это бывает»;
- развивать зрительную память, внимание, речь;
- учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе.
Игра представляет собой поле с вращающейся стрелкой, разделённое на четыре сектора. Каждый сектор соответствует определённому сезону календарного года. Для каждого времени года подобраны наклеенные на прищепки карточки.
Календарь многофункционален. Он используется как пособие по ознакомлению с природой, развитию речи, логике, в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми.
Детям нравится манипулировать прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. Усложняя и модифицируя основное содержание календаря, его можно использовать во всех возрастных группах.
Примеры игр.
«Подбери карточки»
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе, их влиянии на мир растений и животных.
Игровая задача: подобрать карточки-модели, отражающие характерные признаки сезонных явлений в мире живой и неживой природы.
«Времена года»
Цель: закреплять знания признаков различных времён года, воспитывать познавательный интерес.
Игровая задача: распределить карточки по секторам и назвать приметы каждого сезона года.
«Кто нам повстречается»
Цель: закрепить знания детей об образе жизни диких животных и птиц в разное время года.
Игровая задача: после произвольной остановки стрелки подобрать картинки с изображением тех диких животных и птиц, которых можно встретить в то или иное время года.
«Путаница»
Цель: развивать у детей внимание, наглядно-образное мышление, речь-доказательство, умение замечать несоответствие.
Игровая задача: найти и объяснить ошибки, допущенные воспитателем при размещении карточек с изображением сезонных признаков.
«Составь рассказ»
Цель: активизировать речевую деятельность детей.
Игровая задача: ребенку предлагается выбирать время года, выбирать соответствующие этому сезону картинки. Соединить картинки с игровым полем сезона, рассказывая об основных изменениях в природе, в одежде и занятиях детей в это время года.
«Отгадай загадку»
Цель: развивать слуховое внимание, мышление.
Игровая задача: воспитатель загадывает детям загадки, нужно найти отгадку на карточках и прикрепить к нужному сектору.