Анастасьева Ольга
Каким должен быть репетитор по английскому языку и чего он точно не должен делать
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь и тестирование новых учеников навеяли тему статьи. Давно я не видела детей с таким уровнем знаний после года занятий с репетитором. Скажу сразу, что речь пойдёт о здоровых, по возрасту развитых детках, способных впитывать в себя информацию "в штатном режиме", то есть о тех, кто мог бы достичь хороших результатов, но кому просто очень не повезло с педагогом. Так вот, дорогие родители, пишу о некоторых моментах, которые вас должны очень насторожить не только при выборе репетитора, но и в процессе занятий. Сразу скажу, что данные рекомендации ориентированы на родителей учеников младшего школьного возраста (для детей старше есть нюансы).
Темочки:
1. Как выбрать репетитора?
Возраст и пол подбирается очень и очень индивидуально. Здесь вам поможет наблюдение за ребёнком и откровенный разговор с ним. Очень важно, чтобы ученик чувствовал себя психологически комфортно с репетитором. Не рекомендую пренебрегать этим пунктом и выбирать только по опыту педагога. Знаю лично маму, у которой старшая дочь прекрасно занималась у женщины пожилого возраста, поступила с её помощью в хороший ВУЗ, а младшего сына трясёт от одной мысли, что ему ещё когда-нибудь придётся сходить к ней на занятие
Опыт и образование педагога.
Тут я бы быстрее посоветовала обратить внимание в первую очередь на образование! Объясню почему. Опыт - дело наживное. Молодые специалисты иногда работают с бОльшим воодушевлением, потому как нет еще выгорания внутреннего и они заботятся о своей репутации. Опытные педагоги иногда расслабляются в этом плане (потому как мнение о них и так уже хорошее, да ещё и устают порядком. Вывод: молодых не пугаемся, для начальной школы смело выбираем, но наблюдаем и следим
А вот с образованием немного сложнее. Что это значит? А значит это ровно следующее : не каждый хорошо знающий язык человек может его преподавать. В идеале должен быть документ о педагогическом образовании. И это не просто формальность. Мы с вами прекрасно разговариваем и пишем на родном языке, но далеко не все из нас могут помочь своим детям сделать домашнее задание по русскому (особенно в средней и старшей школе, а уж объяснить какие-то правила, да и в принципе взяться обучить иностранца готовы единицы. И, я уверена, что 99.9% из них имеют спец образование, дающее им представление КАК это делать. В оставшихся 0.01% живёт с рождения педагог, который интуитивно делает все правильно. Такое тоже бывает)
Итак, надеюсь, что отношение моё к мегапопулярному рекламному ходу языковых курсов " Английский с носителем" вполне понятно из вышесказанного. Не каждый носитель способен научить, а вот привлечь клиентов и увеличить прибыль может каждый)
Носитель или нет?
Если "правильный" носитель (тот, что знает как научить, если занятие не менее 1,5 часов в день, если не реже 4 раз в неделю, если в оставшееся время вы можете говорить с ребёнком на английском, то, безусловно, да!
Но, как показывает практика, азы в условиях ограниченного времени и финансов, эффективнее дает русскоговорящий педагог.
Быть Skype или не быть?
Я не рекомендую занятия по английскому языку Skype для детей до 10 лет примерно. Родитель должен чётко понимать, что Skype- идеальная платформа для изучения разговорного языка. Если же говорить о комплексом обучении, особенно в 1-3 классах, необходим личный контакт. Часто требуется взять в свою руку детскую и вместе прописать буквы или знаки транскрипции, которые нелегко даются даже взрослым, или, например, вовремя проследить правильную постановку руки при письме. Также личный контакт открывает безграничные возможности для обучающих игр) Сторонники Skype могут мне возразить и сказать, что все это можно и на компьютере проверить, но я за развитие мелкой моторики у детей, за здоровьесберегающее обучение, и безусловно за личный тактильный контакт с детьми младшего школьного возраста. Но выбор, конечно, за вами, родители. А вот когда основы усвоены и ребёнок подрос, можно смело переходить на Skype, если для вас и ребёнка так комфортнее.
2. Что вас должно насторожить при выборе репетитора?
Не очень грамотная русская речь.
Ребёнок впитывает в этом возрасте все как губка! Потому не будем "лечить одно, колечить другое". Развиваем ребёнка гармонично во всех направлениях.
Нежелание показать документы об образовании. Это отдельный момент, который меня всегда удивлял! Родители, не стесняйтесь спрашивать потенциального репетитора о его образовании! За 15 лет моей практики, меня ни разу никто не попросил показать диплом! Ни разу. И только 4 мамы за все это время попросили рассказать о себе, но до документов об образовании дело так и не дошло. И помним, что высокий уровень собственных знаний не гарантирует высокий уровень передачи этих знаний ученикам)
Предлагаемое время занятий 18.00 и позже для детей до 10 лет. Вы должны знать, что это не самое плодотворное время для занятий. Уставшие дети плохо воспринимают информацию. Репетитор должны предупредить вас об этом. Если же он утверждает, что время не важно, прощайтесь.
Диагностика ребёнка (если идёте к репетитору не с нулевым уровнем). Как правило, опытный педагог делает её быстро, качественно и бесплатно. Просто для информации.
Выбор учебного пособия. Если вашим мотивом для поиска репетитора является помощь ребёнку в освоении школьной программы, то имейте ввиду, что даже в этом случае, педагог должен использовать какие-то пособия кроме школьных учебников. В школьных учебниках для начальной школы очень мало упражнений на отработку и закрепление материала, и очень мало грамматики. Учтите это.
3. Когда пора сказать "Прощайте" своему репетитору?
Если ребёнок систематически отказывается от занятий, жалуется, что ему не нравится, не понимает ничего, боится, то точно пора. Помним, психика ребёнка важнее самого хваленого педагога. Личностный неконтакт никто не отменял.
Если вы увидели, что педагог разрешает или сам подписывает ребёнку как нужно читать английские слова русскими буквами, прощайтесь сразу без сожалений. Я лично видела тетрадь, где репетитор своей рукой написала : Sea (сиа) - море. Даже комментировать не буду
Если у ребёнка нет прогресса. Тут вопрос, конечно, сложный. Как этот самый прогресс определить? Скажу одно, что через 2 месяца занятий, например, дети первого года обучения вполне способны читать простые слова, знают буквы (не по порядку алфавит, как стишок), а именно буквы! Могут под диктовку написать). Если время идёт, а нового ничего в знаниях не появляется, повод задуматься. Как вариант, если вам трудно понять эффект от занятий, попросите продиагностировать ребёнка другого преподавателя, а может и двух. Это поможет сделать правильный вывод.
Отсутствие домашнего задания. Как ни печально, но оно должно быть обязательно! Для эффективного обучения языку ребёнок должен заниматься хотя бы 20 мин ежедневно. Для этого и нужно домашнее задание.
Если педагог постоянно жалуется на ребёнка. Не на лень, не на невыполненное домашнее задание, а именно на ребёнка. Что это значит? Если вас убеждают, что ребёнок у вас глуп и неадекватен (такое я тоже встречала, то смело даже не прощайтесь, а уходите по-английски. Помним про психику и нервную систему. Занятия должны быть комфортны как для ребёнка, так и для родителей. Иначе за что вы платите деньги?
Если я что-то упустила или вам есть, что добавить, пишите, обсудим!
Желаю всем плодотворного учебного года!