Барашкова Елена
Консультация «Какая методика обучения чтению кажется наиболее оптимальной и почему?»
▼ Скачать + Заказать документы
Какая методика обучения чтению кажется наиболее оптимальной и почему?
Для большинства родителей и педагогов выбор методики обучения чтению - весьма актуальная тема. Если родителями не движет тщеславие, то многие задумываются: «Как сделать процесс обучения чтению увлекательным и интересным и, при этом, не требующим от родителей и детей огромных усилий»? «Как получить хороший результат и, по возможности, быстро»?
Публикация «Консультация „Какая методика обучения чтению кажется наиболее оптимальной и почему?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
На мой взгляд, чтобы ответить на эти «вечные» вопросы, необходимо отталкиваться от структуры языка, чтению на котором обучаем и самих физических возможностей ребёнка, возможностей взрослых уделять должное время, средства, и желание трудиться.
Для большинства взрослых людей чтение - это естественный процесс, а для ребёнка- это процесс, требующий упорства и значительных усилий. Ребёнку сложно произносить одну букву за другой, удерживать их последовательность в голове, пытаясь понять, что же за слово получилось? Ребёнку трудно читать, мало что из прочитанного запоминает, а поэтому читать не интересно. (И нужно заметить при том, что в русском языке правила чтения гораздо проще, чем в английском или французском, где существует обилие слов -исключений. Большинство слов в русском языке читаются так, как пишутся). Все предложенные методики обучения чтению, которые мне удалось изучить в данном курсе, на мой взгляд можно условно разделить на фонетические и «визуальные». (К «визуальным» я бы отнесла методику Глена Домана например). К фонетическим или звукобуквенным я отнесла методику Д. Б. Эльконина. Вспомним, что фонетический метод состоит из системы обучения чтению, которая строится на алфавитном принципе. Главным составляющим звеном является обучение соотношениям между буквами или группами букв и их произношением. В основе обучение произношению букв и звуков (фонетика). В процессе обучения ребёнок накапливает знания, затем переходит к чтению слогов, а потом целых слов. «Буква-Звук-Слог-Слово». Постижение звукобуквенных соответствий не сулит быстрых успехов и довольно скучное занятие. Но для ребёнка знание букв и способность выделять фонемы из устной речи являются платформой для успехов в чтении. До 1930-х годов было проведено около 8 исследований, направленных на то, чтобы понять, нужно ли вообще учить фонетике. В ходе исследований необходимость преподавать фонетику стала очевидной. (В России на это указывал ещё К. Д. Ушинский). После 1930-х годов исследования велись в плоскости: как и в каком количестве обучать фонетике.
По моему убеждению, обучение чтению должно быть основано на твёрдом понимании букв и звуков. Знание букв и знание звуков помогает обращать внимание ребёнка на напечатанный текст. Изучая литературу, касающуюся методик обучения чтению, можно сравнить методику звукобуквеного обучения чтению с методикой обучения чтению целыми словами.
Методика обучения чтению целыми словами дает быстрый результат в отличие от звукобуквенного способа обучения чтению. Дети осваивают чтение гораздо раньше, чтение беглое с пониманием прочитанного про себя. Но на мой взгляд есть один очень существенный минус- при этом способе не обращают внимание на звукобуквенное соотношение. Ребёнок в процессе чтения ассоциирует слово с определённым значением, но не точно. В 80-х годах исследования Элдера показали, что при обучении методом целых слов- дети прочитывают слово близкое по смыслу и далёкое по структуре, то есть угадывают при чтении. «Лев» вместо «Тигр», «Колёса» вместо «Машина», «Девочка» вместо «Дети». Дети испытывают трудности в прочтении слов, записанных разным шрифтом. А в школе испытывают сложности с грамотностью (пропуски букв и слогов, проглатывание окончаний, сложности с разбором слов). В этой связи хочу ещё раз обратить внимание на то, что хотя метод звукобуквенного обучения более долгий и даёт не быстрый результат, всё же в ходе исследований доказано, что дети обучающиеся таким способом лучше читают незнакомые слова, лучше читают про себя, лучше понимают прочитанное и имеют больший словарный запас, меньше проблем с грамотностью в школе.
Так какой же метод обучения чтению оптимальный? Из моего рассуждения можно сделать вывод, что фонетический, но я думаю, что обучение с помощью одной фонетики ведёт к снижению интереса к чтению вообще. Ведь не секрет, что то, что ребёнку трудно и не увлекает, не даёт ощущения успешности и результат не так очевиден, то это всё и не интересно. Поддерживать интерес к чтению можно в том случае, если ребёнок довольно быстро достигнет успехов. Например, можно научить ребёнка узнавать несколько десятков слов (подписать дома разные предметы, повесить под ними таблички, поиграть в «угадайку») и это принесёт уверенность в своих силах. Но при этом медленно, но уверенно учить фонетике, читать детям вслух.
Универсальных методик не существует. Однако есть ключевые элементы, из которых состоит чтение, их необходимо освоить (звукобуквенное соответствие). Надо обязательно учитывать структуру языка, на котором учим читать и конечно же физические возможности ребёнка