Буренкова Наталия
Консультация «Как же работать со сказкой, используя ее во благо ребенку?»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Сказка должна соответствовать возрасту. Важно, чтобы ребенок в принципе понимал, что существует сказочная реальность, отличная от настоящей. Совсем малышам, до 2,5 - 3 лет нужны простые сказки, особенно любимы ими сказки с животными и повторяющимися сюжетными ходами, набирающим раз от разу «оборот» - «Репка», «Колобок» и т. д. в этом возрасте для лучшего понимания, происходящего малышу нужны картинки, иллюстрации к сказке.
Публикация «Консультация „Как же работать со сказкой, используя ее во благо ребенку?“» размещена в разделах
Взрослея, дети становятся готовы к восприятию волшебных сказок - Андерсена, Перро, Братьев Гримм и т. д. Однако животные в качестве действующих персонажей по-прежнему в фаворе, и жизненный опыт лучше передавать через такие сказки.
Для более старших детей, от 6 и до 11-12 лет открыто все многообразие литературного мира – дети уже готовы усваивать символическое содержание практически любой сказки – теперь главное определиться с тем, что и по какому поводу читать. В подростковом возрасте хорошо идут притчи и мифы.
2. Как работать с народными и авторскими сказками? Человечество оставило нам такое наследие сказочной литературы, что практически под каждый запрос можно найти сказку. Смелая и любящая Герда спасает любимого, находчивый, но не желающий поначалу учится Буратино в конце концов обретает свой путь, Машенька находит способ выбраться из практически безвыходной ситуации – заточения в доме медведя, жадная старуха получает по заслугам от золотой рыбки и т. д.
Задача взрослых – найти сказку, которая касается проблемы малыша, в чем-то с ней идентична, выражает ее символически, но не полностью ей аналогична. Важно, чтобы сказка предлагала позитивный, успешный выход из проблемной ситуации, который малыш мог бы присвоить себе для использования в реальности.
При чтении сказки не нужно указывать на сходство ситуации или героя с ребенком, но просто обсудить происходившее - очень желательно. Можно поговорить с малышом о героях, причинах их поступков, реакции на поступки окружения и т. д. («Как ты думаешь, почему герой так поступил? А что подумали про него его друзья? А что, как ты думаешь, будет происходить с ним дальше) Как правило, отвечая на подобные вопросы, делая предположения, прогнозируя, малыш, проецируя свой внутренний мир на героев, «выдает» много важной информации о себе.
Со сказкой можно работать и после прочтения – например, нарисовать сюжет, понравившегося ребенку героя, свои впечатления от сказки или наиболее значимый для малыша отрывок. Сказку можно разыграть по ролям, использовать в постановке готовый настольный театр или игрушки, придумать продолжение и т. д. Таким образом, ребенок еще глубже, больше усваивает полученный опыт и урок.
3. Как сочинить сказку? Как и найденная в книге, сказка, сочиняемая вами, должна быть посвящена некоей проблеме, с которой вы хотели бы поработать, некоему изменению, которого вы бы хотели добиться. Проблема с поведением, исцеление после травматической ситуации, работа с негативными чувствами, тревогой, самоконтролем и т. д.
Каждая сказка уникальна. Однако использование сказки как воспитательной системы предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.
1. Принцип осознанности.
Основной акцент делается на осознании причинно – следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача взрослого - показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.
2. Принцип множественности (понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов). В этом случае задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.
3. Принцип реальности (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок). Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1. Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2. Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка.
3. Драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Каждый этап обсуждается, т. к. важны чувства ребенка.