Александр Огородников
Консультация «Как вылечить шахматные «зевки» у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Как вылечить шахматные зевки у дошкольников
К сожалению, тема зевков в шахматах не просто актуальна, а является одной и самых неразрешимых на настоящий момент. Почему так происходит?
Зевают все шахматисты. ВСЕ. от малышки- четырёхлетки до чемпиона мира. Здесь и усталость, и потеря концентрации, и отвлекающие какие-то вещи. Много чего.
Публикация «Консультация „Как вылечить шахматные „зевки“ у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Шахматы. Консультации
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Дети зевают не много, а ОЧЕНЬ много. Они не способны сконцентрироваться в течении всей игры, они не обладают объёмным видением всей шахматной доски, упираются взглядом только в самый по их мнению интересный участок поля, не желают смотреть за противником, его ходами. Много чего.
От этого и страдают. И если даже у одного дошкольника два ферзя и две лишних ладьи, то это ещё совсем не гарантирует ему или ей победы. Игра переворачивается иногда мгновенно.
Как я лечу шахматные зевки?
Методика опробована на группах ребят от 5 до 8 лет. Дети спокойно работают, без крайнего напряжения, после нескольких занятий уже легко считают варианты. Итак.
1. Рассаживаю своих детей за шахматными досками (если 4-6 человек, то по одному ребёнку, если больше, то за одной доской по два человека с двух сторон, за белых и чёрных).
2. Ребята расставляют фигуры в начальную позицию для игры, я подхожу и по очереди (сначала к самым слабым) расставляю на каждой доске какую-либо позицию.
К примеру
Вот такую. (В кодировке FEM b7/3ppnpk/5P1N/r2Q2pr/1BN2PB1/pp2b2R/RPP1PP1p/3qn2K w KQkq) на диаграмме это выглядит следующим образом
3. Расставляю таким образом, из головы, позиции на всех досках разные, и даю детям первое задание - сосчитать, сколько раз белые фигуры напали на чёрные фигуры.
Дети могут записывать в блокнотик, на бумажку, куда угодно, могут считать нападения в уме, главное,чтобы они не мешали друг другу, и вели себя тихо.
Кто-то первый тянет руку, говорит- к примеру- нашёл 12 нападений- не верьте. в такой позиции их гораздо больше,около двадцати всегда как минимум. Заставляйте снова и снова пересчитывать. ну вот кто-то сказал- всё. точно. сосчитал. Иду к нему и считаем вместе,начиная с какого-либо края, чтобы не ошибиться.
Правильно или почти правильно, хвалю и даю сразу же второе задание - Сосчитать,не переворачивая доску и не меняя своего положения, сколько раз чёрные нападают на белых. Это труднее, но довольно увлекательно.
Постепенно все показывают правильный результат, всем второе задание с переворотом фигур,и после того, как дети выполняют и второе задание,они пересаживаются за другие доски. и делают всё снова с другой позицией.
Так работаем не больше получаса,так как с непривычки они очень устают. Потом зарядка или побеситься несколько минут, и уже игра в шахматы.
Таким образом это занятие, которое является собственно первым этапом избавления от зевков, выполняется в течении 5-7 уроков. Детям будет всё легче и легче считать нападения, и постепенно в их головах отложится алгоритм поступков при игре в шахматы.
Я вижу это очень чётко по своим воспитанникам. Дети как обычно хватают свою фигуру и сначала пытаются поставить её на поле,которые бъётся противником, а потом,не отпуская руки от фигуры, ищут для неё место на шахматной доске, и обычно ставят её уже на безопасную клетку. Это очень интересно наблюдать. Они так делают все без исключений.
А что это значит? Это значит,что начало положено. Дети уже стараются НЕ ЗЕВАТЬ фигуры. (Есть ещё эффект интересный. Ребята с самого начала партии ставят крепости, то есть начинают играть очень осторожно,чтобы их не побили фигуры противника, и маневрируют за цепью своих пешек. Такая осторожность лечится просто, но сейчас, в данном случае она просто необходима.)
Если Будут вопросы, если материал понравится, я буду писать дальше, что нужно делать и какие задания давать детям.
А сейчас в виде бонуса- ещё одна позиция в подарок.
FEM - 2N5/b4n1k/4bPp1/1p2pBp1/rBNQ3P/1pp1R2r/RPP1PPp1/3qnK2 w KQkq (ищете любой шахматный редактор и подставляете эти значения, и диаграмма готова)
И точно такие же задания. Для белых нападения и нападения для чёрных.
Жду откликов,вопросов. Естественно на моём сайте гораздо больше всего интересного, но ссылку не ставлю здесь- запрещено, и наверное правильно. Но надо -найдёте)
С уважением- А. В. Огородников