Тамара Павловна Исаева
Конспект занятия «Как все живое растет» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как всё живое растет».
Программное содержание: Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих, развивать наблюдательность, логическое мышление. Воспитывать доброту и любовь ко всему живому.
Публикация «Конспект занятия „Как все живое растет“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
Методические приемы: Беседа, загадка, схемы развития человека, котенка, цыпленка. Игра «Наседка и цыплята», «Психогимнастика», «Зернышко», шкатулка с сюрпризом. Посадка в землю фасолинок.
Словарная работа
Малыши, грудные дети, юноша, мужчина, росток, прорастает.
Предварительная работа.
Рассматривание семейных альбомов, сюжетно-ролевая игра «Семья», рисование «как я дарю цветы маме на праздник». Чтение рассказов В. Сутеева «Три котёнка», «Цыпленок и утенок». Е. И. Чарушина «На нашем дворе», конструирование из ваты «Цыпленок», беседа «О вкусной и здоровой пище», детские игры «Этикет», «Кто кем был», строительство деревенского дворика из строительного материала и обыгрывание построек.
Материал, картинки с изображением маленьких детей, грудного ребенка, дошкольника, юноши, мужчины. Картинки: слепой котенок, маленький, подрастающий, большая кошка; яйцо, цыпленок, молодой петушок, большой петух; бабочка на палочке, конверты с карточками-схемами, шкатулка, фасолинки, торфяные горшочки с землей, влажные салфетки, лейки.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии маленьких детей. Кто изображен на этих фотографиях?
Дети. Малыш, ребенок.
Воспитатель. А вы сейчас похожи на этих детей?
Дети. Нет.
Воспитатель. Как вы изменились?
Дети. Мы стали больше, у нас одежда, обувь большого размера, у девочек стали длинные волосы, мы носим вместо ползунков колготки, джинсы. Раньше мы не умели ходить, а теперь бегаем, прыгаем, катаемся на велосипеде.
Воспитатель. А чему вы научились еще?
Дети. Считать, рисовать, танцевать, читать, писать, играть в разные игры.
Воспитатель. Ребята, пока вы росли, кто о вас заботился?
Дети. Мама, папа, бабушка и дедушка.
Воспитатель. А что еще нужно было кроме любви ласки взрослых?
Дети. Надо было детей кормить, поить.
Воспитатель. А чем вас кормили?
Дети. Кашей, кефиром, молоком, рыбой, мясом, супом, соками, фруктами, творогом.
Воспитатель. А что еще нужно ребенку, чтобы он рос здоровым?
Дети. Гулять на свежем воздухе, греться на солнышке, купать ребенка, закалять.
Воспитатель. Кто все это делал?
Дети. Мама, папа.
Воспитатель. Правильно, ребята, самое главное – это любовь ваших близких, она очень необходима всем детям.
Вывод: (выкладывается схема) ГРУДНОЙ РЕБЕНОК – РЕБЕНОК – ДОШКОЛЬНИК – ЮНОША – МУЖЧИНА.
Воспитатель. Ребята, оказывается, для роста человека и его развития необходимо: (выкладывается схема) ТЕПЛО+ПИТАНИЕ+ВОДА+ВОЗДУХ+ЛЮБОВЬ БЛИЗКИХ.
Воспитатель. Так развивается и растет человек. Посмотрите какими вы были. Какими стали. Какими будете.
Воспитатель. Ребята, а у кого дома живет кошка? Какая кошка – большая или маленькая?
Дети. Маленькая, большая.
Воспитатель. А что необходимо, чтобы котенок рос и превратился в большую кошку?
Дети. Кормить молоком, мясом, рыбой, гулять с кошкой на улице, чтобы грелась на солнышке, не обижать ее, не дразнить, любить кошку, заботиться о ней купать кошку, расчесывать шерсть.
Воспитатель. Давайте посмотрим (выкладывается схема) СЛЕПОЙ КОТЕНОК – МАЛЕНЬКИЙ КОТЕНОК – ПОДРАСТАЮЩИЙ КОТЕНОК – БОЛЬШАЯ КОШКА.
Воспитатель. Ребята, оказывается кошке необходимо для роста и развития то же самое, что и человеку. ТЕПЛО+ПИТАНИЕ+ВОДА+ВОЗДУХ+ЛЮБОВЬ БЛИЗКИХ. (возвращаемся к выложенной схеме).
Воспитатель. А теперь отгадайте загадку.
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это?
Петушок.
Воспитатель. Выставляется на мольберт картинка.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, петушок всегда был таким большим и красивым?
Дети. Нет.
Воспитатель. Кто знает каким петушок был раньше?
Дети. Маленьким цыпленком.
Воспитатель. Правильно. Цыпленок вылупился из яйца и был вот таким. (выкладывается схема). Потом он немного подрос.
Воспитатель. Что нужно было для роста цыпленка?
Дети. Надо было кормить его зерном, гулять на улице, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под крылом своей мамы.
Воспитатель. Все правильно, цыпленок постепенно рос и превратился в большого красивого петуха.
Вывод: Оказывается, для роста и развития цыпленка необходимо то же самое, что и человеку, и животному : ТЕПЛО+ПИТАНИЕ+ВОДА+ВОЗДУХ+ЛЮБОВЬ БЛИЗКИХ. (возвращаемся к выложенной схеме).
Воспитатель. А кто же заботиться о маленьком цыпленке? Чья любовь из близких нужна ему больше всех?
Дети. Любовь и забота мамы курицы, она греет его под своим крылом, оберегает от врагов, учит искать корм.
Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наседка и цыплята». Вы будете маленькими цыплятами. А я вашей мамой – курицей. Я вас очень люблю и буду учить добывать корм – ловить бабочку. Надо прыгать высоко, быть ловким, помогать крыльями и хвостиком. (Дети под музыку прыгают, бегают, ловят бабочку, закрепленную на палочке).
Воспитатель. Вот какие молодцы, мои цыплятки, были маленькие, а погуляли на свежем воздухе, на солнышке погрелись, в лужице водицы напились и превратились в больших красивых курочек и петушков. (Дети имитируют курочек и петушков).
Воспитатель. Ребята посмотрите, что еще растет у нас в группе вместе с нами?
Дети. Комнатные растения.
Воспитатель. Да, ребята, и люди, и птицы, и растения – все мы жители земли. И всем нам необходимо одно и тоже для роста и развития: чистый воздух, прозрачная вода, тепло, питание, любовь окружающих. А теперь отгадайте загадку, что у меня лежит в коробке? (Определите по звуку.) (В коробке фасоль).
Дети. Высказывают предположения, что там лежит.
Воспитатель. А как вы думаете там лежит живое или неживое? Закройте глаза и попробуйте руками. Что это? Воспитатель раздает в руки фасолинки. Откройте глаза и посмотрите.
Воспитатель. Что нужно делать, чтобы твердая фасолинка стала живой?
Дети. Посадить в землю, полить, поставить на окно к солнцу.
Воспитатель. Правильно, если мы хотим, чтобы оно росло, мы оживим его. Росток прорастает и растет. А вы хотите быть зернышками?
Психогимнастика «Зернышко».
Представь, что ты маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Вдруг ты почувствовал, что стало теплее. Ты потянулся вверх, земля расступилась и ты оказался на воле. Солнышко нежно потянуло тебя вверх. Теплые лучи коснулись твоего стебелька, ветерок качнул тебя в одну и в другую сторону. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно потянуло тебя вверх, и ты стал расти все выше и выше. Вдруг брызнул дождик, ты стал пить дождевую воду, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И ты счастлив, что живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось быть зернышком? Спросите у своей фасолинки хочет ли она расти? (дети разговаривают с фасолинками).
Воспитатель. Ребята, давайте посадим их в землю. Мы будем их любить, за ними ухаживать, поливать, а они будут расти. (дети сажают фасолинки).
Итог: Похвалить детей.
Литература:
1. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология». Воронеж, 2005г.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» №7 2005г.