Валентина Ашканова
Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать успешным к школе?»
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Венгер Л. А.
Развитие детей, поступающих в школу, определяется как «готовность к школьному обучению» или «психологическая готовность». В это понятие входит несколько компонентов:
– интеллектуальная готовность;
– мотивационная готовность;
– эмоционально-волевая готовность;
– коммуникативная готовность.
Наиболее частый вопрос, который задают родители будущих первоклассников – что должен знать ребенок выходя из дошкольного образовательного учреждения? Главной целью дошкольного образования является не подготовка будущего дошкольника к школе, а приобщение к культурным ценностям, развитие мотивации к познанию и творчеству. При этом приобщение осуществляется через ведущий вид деятельности, присущий ребенку через игру. Я считаю, что это не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова принять ребенка. В ФГОС ДО приоритет от знаний и умений смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Прежде всего ребенок должен обладать личностными характеристиками (инициативностью, самостоятельностью, уверенностью в своих силах, развитым воображением и, любознательностью, добрым, толерантным к окружающим. Дети на выходе из детского сада должны быть готовы к школе так, чтобы можно было спокойно, без стрессов, адаптироваться к школьным условиям и успешно освоить школьную программу. Не надо забывать, что сегодняшние дети - это дети не те, что были вчера! Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь. Уметь читать - индивидуальный процесс. Если ребенку через игру интересно учить буквы и складывать их в слоги, слова – то конечно можно этим воспользоваться и научить ребенка читать. Но главное, не заставлять ребенка. Надо читать вместе с детьми и обсуждать прочитанное, учить детей последовательно выражать свои мысли, анализировать события. Задавать такие вопросы, как «Почему ты так думаешь?», «Как ты считаешь?», «А что было бы, если?» Необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных ещё до начала школьных занятий, не всегда является залогом успеха. Главное - психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Психологическая готовность к школе подразумевает умение дошкольника – общаться со сверстниками и взрослыми. В общении с взрослыми ребенок должен уметь признавать авторитет взрослого, легко вступать в контакт и находить выход из проблемных ситуаций. У ребенка должна быть сформирована мотивация к обучению, то есть желание идти в школу, понимание важности и необходимости обучения, проявлять интерес к получению знаний. Поощрять интерес к знаниям, а не навязывать учебную деятельность Родители - это первые люди, которые закладывают основу успешного ребенка, потому что ребенок приходит в этот мир, не имея представления о себе и окружающем мире. Кто- то может возразить, ведь родитель это не педагог. Соблюдая несколько советов, которые помогут родителям заложить основу успешного человека: - Ребенку необходимо чувствовать, что его любят и будут любить, что бы ни случилось. - Относитесь с уважением ко всему, что делает ребенок, если критикуете ребенка, критикуйте его действия, а не ребенка. - Учите ребенка в каждой ситуации видеть положительные моменты (быть оптимистом). Ребенок не победил в соревнованиях, очень расстроился, хотя очень готовился и был уверен, что победит. Объясните ребенку, что неудача послужит хорошим стимулом для достижения лучших результатов в будущем, а для победы надо еще лучше подготовиться. - Найдите «дело всей жизни» ребенка. Начинайте с самого раннего возраста. Давайте малышу задания и присматривайтесь, что ему нравится больше всего. Если какое-то определенное занятие его очень увлекает (рисование- что способствует развитию моторики, творческим способностям и воображению, пени- развивает интонационную выразительность речи, чтение стихов- развивает память, дикцию, танцы- развивает ритм, общую моторику, координацию) и он готов заниматься этим чаще и больше, это значит, что ребенка надо развивать в этом направление. - Поддерживайте желание ребенка больше общаться. Успех человека в жизни зависит от умения договариваться, находить общий язык и располагать к себе людей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в жизни, необходимо обязательно развивать навыки общения и хорошей речи (прочитали сказку, обсудите ее с ребенком, создайте домашний мини-театр обыграйте сказку по ролям). - Разговаривая с ребенком, спрашивайте его мнение и советы, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные мультфильмы. Учите ребенка иметь собственное мнение, а не навязывайте ему свое. - Приучайте с ранних лет самостоятельно одеваться (застегивать пуговицы, что развивает мелкую моторику, завязывать шнурки) и раздеваться, убирать на место вещи, аккуратно их складывать, убирать за собой игрушки. Наберитесь терпения помогите ребенку сделать то, что у него пока не очень получается, хвалите. - Развивайте у ребенка фантазию и воображение (пусть ребенок нарисует картину и расскажет, что он нарисовал, а не просто оставит лежать рисунок на столе, составляйте с ребенком рассказы и фантазируйте вместе. - С ранних лет учите ребенка ценить время. Приучайте к тому, чтобы постоянно быть занятым. Если ребенок не знает чем заняться, займите его чем-то интересным. Постепенно у ребенка выработается привычка постоянно быть занятым и закрепится в характере ребенка, а это необходимое качество успешного человека. - С ранних лет приучайте ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Если ребенок попросил собачку (попугайчика, рыбок, то заранее договоритесь с ребенком, какие обязанности по уходу за животным он будет выполнять. Развивайте в ребенке привычку держать свое слово. – Быть успешным человеком это значит иметь конкретную цель и стремится ее осуществить. Поэтому с ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить перед собой цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата. Соблюдая все эти советы, ребенок будет успешен не только в учебе, но и в жизни.