Елена Болычева
Консультация «Как вводить жетонную систему ребенку, который с ней еще не знаком?»
▼ Скачать + Заказать документы
Жетоны называют положительным условным усилителем. Чтобы он стал таковым, нам потребуется перенести свойства любимого мотивационного предмета на жетоны, то есть совместить приятный стимул с усилителем - жетонами. Чтобы это получилось, нужно действовать не торопясь.
Первый шаг: составьте список всего, что нравится ребенку, другими словами, список усилителей - пищи, предметов, активностей, игр. Чтобы составить такой список, понаблюдайте за ребенком в свободной среде, пообщайтесь с родителями, проведите несколько сессий, во время которых предлагайте малышу разнообразные предметы, пищу, активности, ничего не требуя взамен. Так вы сможете создать «банк поощрений» - тех самых усилителей, которые в будущем помогут вам успешно обучать ребенка.
Публикация «Консультация „Как вводить жетонную систему ребенку, который с ней еще не знаком?“» размещена в разделах
Второй шаг: возьмите желаемые стимулы под контроль. Для этого вам может пригодиться прозрачный контейнер, в котором будут лежать любимые предметы или их атрибуты. Так ребенок будет видеть усилители, но не сможет до них добраться без вашего разрешения.
Третий шаг: познакомьте ребенка с принципом «ты мне - я тебе». Попросите малыша сделать что-то, что он без проблем может выполнить.
Если он затрудняется, помогите ему физически. Поэтому лучше выбирать инструкцию, которую вы гарантированно сможете помочь выполнить. Например, хорошее действие - похлопать в ладоши. Дайте ребенку инструкцию и сразу после успешного выполнения действия наградите малыша любимым предметом.
Четвертый шаг: возьмите начальный набор жетонов и соберите его на глазах у ребенка, а после этого дайте ему приз. Сделайте так несколько раз, чтобы связать накладывание магнитиков и получение приза. Нам очень важно, чтобы ребенок воспринимал жетоны как что-то позитивное, ожидаемое и приятное. Поэтому мы «совмещаем» жетоны с призом, как бы ставим между ними знак равенства. Ведь мы хотим, чтобы в последствии каждый жетон сам по себе стал промежуточным поощрением для малыша.
Пятый шаг: соберите 4 жетона, а перед тем, как положить на поле 5 жетон, попросите ребенка выполнить элементарную инструкцию: "Постучи!" Если он не выполнил ее, помогите ему сделать это и сразу положите на поле последний жетон. Теперь покажите, что все жетоны собраны и выдайте малышу приз. Указывая на собранные жетоны, вы можете приговаривать какую-то фразу, например: «Все жетоны собрал - получаешь приз!». Дальше вам нужно очень плавно добавлять инструкции, чтобы аккуратно перейти к тому, чтобы давать жетон на каждую усиливаемую реакцию.