Приложение МААМ

Научно исследовательская работа ученика 2 класса «Как вежливые слова проявляют своё волшебство на людей»

Альбина Газзаева
Научно исследовательская работа ученика 2 класса «Как вежливые слова проявляют своё волшебство на людей»
▼ Скачать + Заказать документы

Научно исследовательская работа

Тема : Как вежливые слова проявляют своё волшебство на людей.

Работу выполнила : ученица 2 А класса ГБОУ «гимназия «Диалог» Фардзинова Амага

Научные руководители : Газаева Альбина Резикоевна

Фардзинова Мадина Дзибусовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ.

Темочки:

1.1. Валентина Александровна Осеева. Краткая биография.

1.2. Краткое содержание рассказа «Волшебное слово».

1.3. Анализ и основная мысль произведения.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Модель проведения исследования.

2.2. Результаты проведенного анкетирования. Выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ВВЕДЕНИЕ

В любом месте, где бы ни находился человек, всегда принято вежливо обращаться к собеседнику. Мы каждый день здороваемся, благодарим, приносим извинения, предлагаем, что-либо просим, прощаемся. Речевой этикет – умение вежливо общаться с собеседником.

Можно сказать, что сегодня сложилась уже целая систем речевых формул, которые имеют еще и другие названия, например, «волшебные слова», «вежливое обращение» и т. д.

В любом случае, если человек использует их в повседневном общении, то это помогает ему выстроить хорошие и доверительные отношения с людьми.

Проблеме вежливого общения посвящены многие работы, даже научные. Не раз эта тема находила отражение и в произведениях детских писателей.

Нас заинтересовало творчество известной писательницы Валентины Осеевой. Мною были прочитаны такие рассказы, как: «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья», «Хорошее» и другие.

Данная работа посвящена удивительным словам и тому, как они проявляют свое волшебство на людей (на примере рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово»).

Цель работы : исследовать творчество известной в России писательницы Валентины Осеевой, провести анализ ее рассказа «Волшебное слово» на предмет того, как может одно волшебное слово изменить поведение ребенка к окружающим его близким людям.

Объектом исследования является творчество Валентины Осеевой.

Предметом исследования является рассказ «Волшебное слово».

Гипотеза работы : вежливые обращения (этикетные фразы) нужны и важны для культурного общения. Они являются главной частью в общении людей.

Задачи работы :

- изучить творчество Валентины Осеевой;

- проанализировать рассказ писательницы «Волшебное слово» (дать характеристики действиям главных героев);

- определить значение «волшебного слова» в рассказе, роль «волшебных слов» в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы исследования :

- анализ,

- сравнение,

- математическая обработка результатов анкеты.

Оборудование и материалы: карандаш, блокнот, компьютер, социальная сеть WhatsApp (платформа позволяет собрать мнения большого количества участников речевого общения).

Структура работы : исследование состоит из введения, двух глав (теоретической и практической, заключения, списка использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

1.1. Валентина Александровна Осеева. Краткая биография

Валентина Александровна Осеева родилась 28 апреля 1902 года в Киеве, в семье редактора газеты. С 1919 года обучалась актерскому мастерству в Киевском институте им. Н. В. Лысенко.

В 1923 года она вместе с семьей переезжает в Москву, после в Солнечногорск. Валентине пришлось отказаться от детской мечты о сцене. Своё истинное призвание, воспитание детей, Валентина Осеева нашла во время посещения трудовой коммуны для беспризорных детей.

В течение 16-ти лет Валентина Александровна (с 1924 по 1940 гг) работал воспитателем в государственных учреждениях для детей-сирот. В период Второй Мировой войны была эвакуирована в Башкирскую АССР, где работала воспитателем в детском саду.

Осеева очень любила работать с детьми. Это стало главной причиной того, что писательница полностью посвятила своё творчество детской литературе. Её первая книжка «Рыжий кот» была напечатана в 1940 году.

В 1952 году была награждена Сталинской премией третьей степени за повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи». В этом же году вместе с мужем, В. Д. Охотниковым, переезжает в Старый Крым поселок Изюмовка.

Повесть «Динка», написанная в 1957 году, во многом отражает жизнь писательницы. Главная героиня повести честная, добрая и смекалистая девчонка полюбилась многим детям.

Все произведения Осеевой имеют поучительный характер. Они учат детей доброте, смелости, чувству справедливости, любви к Родине и уважению к семье, показывают, как правильно поступить.

Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми.

Одно из замечательных детских произведений писательницы Валентины Осеевой — «Волшебное слово». На нем мы и остановимся более подробно.

1.2. Краткое содержание рассказа «Волшебное слово»

Мальчик Павлик всегда очень грубо разговаривал со своими родными. Из-за этого сестра Лена не давала ему свои краски, бабушка не угостила морковкой и выгнала из кухни прямо тряпкой, а старший брат отказывался взять его с собой покататься на лодке. Разругавшись с родными, мальчик убежал в парк, где присел на скамейку. Там сидел старик с седой бородой и зонтиком чертил что-то на песке.

Старик спросил у Павлика, что случилось. Когда тот с ним поделился, он сказал, что научит мальчика волшебному слову, только его нужно произносить тихо, глядя в глаза человеку, с которым говоришь. Само слово он прошептал ему на ухо.

Павлик решил сейчас же применить этот совет и побежал обратно домой. Лена рисовала за столом, а разноцветные краски стояли перед ней. Увидев брата, она сердито накрыла их рукой. Сначала он решил, что старик обманул его: такая точно не поймёт никаких слов! Но всё же обратился к ней, глядя в глаза: «Можно мне краску, пожалуйста…». Девочка так удивилась, что только спросила, какого цвета краску он хочет, и дала ему синюю.

Походив с баночкой краски по комнате, Павлик отдал её обратно. Ему не нужна была краска, теперь он думал о том, что этот способ действует. Он решил пойти к бабушке, которая как раз стряпала на кухне. Повернув к себе её лицо, он посмотрел ей в глаза и попросил: «Дай мне пирожок… пожалуйста». Старушка буквально засияла и выбрала для него самый румяный пирожок.

За обедом, когда старший брат заговорил о том, что поедет покататься на лодке и отдыхать у костра, Павлик положил ладонь ему на плечо и попросил: «Возьми меня с собой… пожалуйста». И снова это слово помогло : брат велел ему собираться.

После обеда Павлик сразу же побежал в сквер, чтобы поблагодарить загадочного старичка за науку. Но того в парке уже не было, только перед скамейкой остались нарисованные зонтиком непонятные знаки.

Характеристика главных героев

(выводы)

В произведении несколько главных героев. Их описание и характеристика:

1. Павлик — маленький мальчик, который сначала был грубым, нетерпеливым и невоспитанным, считал, что ему все должны. Однако после встречи со старичком он изменился в лучшую сторону, стал вежливым, добрым и хорошим.

2. Старичок — невысокий, с длинной седой бородой, похожий на настоящего волшебника загадочный человек, который сидел в парке на скамейке и чертил зонтом на песке какие-то странные символы. Участливый, умеет слушать и сочувствовать, давать советы. Научил Павлика слову «пожалуйста» бескорыстно, не потребовав за это никакой благодарности.

3. Сестра Павлика Лена — добрая и отзывчивая девочка, любящая рисовать красками. Не любит, когда её просят о чём-то грубо.

4. Бабушка — заботливая женщина, очень любит своих внуков, но не терпит, когда в кухне берут что-то без спроса и ведут себя невежливо. Поэтому часто прогоняла внука из кухни.

5. Старший брат Павлика — юноша, который также ценил вежливое обращение. Собирался отправиться кататься на лодке.

На примере каждого из героев можно понять, почему так важно быть вежливым.

1.3. Анализ и основная мысль произведения

Краткое содержание «Волшебного слова» Осеевой показывает, что жанр произведения — детский рассказ. В нём нет элементов волшебной сказки, но всё же для Павлика слово «пожалуйста» стало по-настоящему волшебным, да и сам старичок, подсказавший его, показался ему волшебником. Мальчик уверился в этом ещё больше, когда увидел оставленные им загадочные символы на песке.

Таким образом, главная мысль «Волшебного слова» Осеевой: вежливость открывает любые двери и сердца, делает людей добрее и может помочь в любой ситуации. Иногда слова, сказанные проникновенно и тихо, действуют намного лучше, чем любые громкие крики.

Рассказ учит быть вежливым с каждым человеком — именно на этом базируются человеческие отношения. Нужно быть воспитанным, уважать старших и своих близких, относиться к ним с любовью и заботой. Грубого и невоспитанного человека никто не будет любить, не говоря уже о том, чтобы выполнить какие-то его просьбы. Важно не забывать эти простые истины на протяжении всей жизни.

История, произошедшая с главным героем, является наглядной иллюстрацией того, что слова «пожалуйста», «спасибо», «извините» и т. д. являются настоящими помощниками в человеческом общении. Это следует знать детям с самого раннего возраста. Павлик ещё не разбирался в правилах, установленных в обществе, поэтому считал, что грубым отношением он быстрее добьётся желаемого. Но только когда он начал использовать вежливое слово, подсказанное ему стариком, у окружающих изменилось отношение к нему, а люди стали прислушиваться к его просьбам.

Собственное отношение

Больше всего мне понравился эпизод, в котором он, узнав от старичка секрет волшебных слов, просит свою сестру Лену дать ему краски. Девочка так удивилась, что сразу же отдала ему краску нужного цвета, перестав быть в его глазах вредной жадиной. А эпизод с бабушкой показался мне самым трогательным: оказалось, что она вовсе не такая строгая, а наоборот — добрая и заботливая. Вежливость внука настолько изменила и порадовала её, что волшебное слово засияло в её глазах, морщинках и улыбке.

Краткий вывод: таким образом, вежливость не только упрощает взаимоотношения между людьми, но и делает самих людей и весь этот мир лучше и добрее.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Модель проведения исследования

1. В течение одной недели мы наблюдали за речью ваших родных и знакомых. Запоминали или записывали вежливые слова, которые мы услышали или произнесли сами.

2. Далее участники опроса выбирали одно из записанных вежливых слов и отвечали на вопросы анкеты. Можно было заполнить несколько анкет для нескольких вежливых слов.

После проведенного анкетирования мы проанализировали, какой речевой ситуации каждое из этих слов соответствует.

Затем мы их сгруппировали по смысловому признаку. У нас получились следующие группы слов :

Приветствие

Прощание

Благодарность

Просьба

Знакомство

Просьба

Приглашение

Поздравление

Анкета участника опроса

Уважаемый участник. Поделитесь вашим мнением о значении этикетных фраз в речи человека.

1. Сколько вам лет? Выберите один вариант ответа

o 5-7 лет

o 8-11 лет

o 12-17 лет

o 18 лет и старше

2. Кто кому говорит вежливые слова? Выберите несколько вариантов ответа

o сверстники

o ребенок взрослому

o взрослый ребенку

o старший младшему

o младший старшему

3. Запишите вежливое слово или выражение, которое вы выбрали для исследования. Запишите свой вариант ответа

4. К какой речевой ситуации относится выбранное вами вежливое слово или выражение? Выберите один вариант ответа

o приветствие

o прощание

o благодарность

o знакомство

o извинение

o просьба

o приглашение

o поздравление

5. С какой целью говорящий употребил вежливое слово или выражение? Выберите один вариант ответа

o показать свою речевую культуру

o сделать приятное собеседнику

o добиться своей цели

6. Часто ли вы употребляете в своей речи вежливые слова? Выберите один вариант ответа

o всегда

o часто

o иногда

o редко

7. Считаете ли вы себя вежливым человеком? Выберите один вариант ответа

o да

o нет

8. По отношению к кому вы чаще всего употребляете вежливые слова? Выберите несколько вариантов ответа

o родные и близкие

o друзья

o взрослые

o сверстники

9. Зачем нам нужны вежливые слова? Сформулируйте свой вариант ответа

10. Почему вежливые слова называют волшебными? Сформулируйте свой вариант ответа

2.2. Результаты проведенного анкетирования. Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская речь наполнена вежливыми (волшебными) словами, несущими добро, радость, надежду человечеству. Произношение полезных фраз делает людей отзывчивее, мягче, культурнее. Допустим отсутствие вежливых выражений русского языка. Моментально последуют значимые изменения. Достойный поступок окажется незамеченным, простая просьба станет приказом, обычная речь покажется дерзкой, вызовет недовольство, испортит настроение… Обученные волшебным словам дети, взрослые, осознают силу разговорной речи, подкрепляя личный, деловой успех. Важно уметь своевременно, искренне говорить добрые слова.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]/ В. И. Даль. - Спб. : 4-е, под редакцией И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2003. - 912 с.

2. Мулярчик Н. Н. Ступенька к познанию, что такое хорошо и что такое плохо [Текст]/ Н. Н. Мулярчик// Начальная школа. - 2011. - №10. - С. 8-10.

3. Осеева В. А. Волшебное слово / В. А. Осеева; рис. А. Пахомов. – М. : Детская литература, 1967. – 16 с. – (Мои первые книжки).

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

Прижизненные издания книг В. А. Осеевой

• Осеева В. А. Васек Трубачев и его товарищи / В. А. Осеева. – М. : Детгиз, 1953. – 464 с.

• Осеева В. А. Васек Трубачев и его товарищи. Книга 2 / В. А. Осеева; рис. Г. Фипингоф. – М. -Л. : Детгиз, 1953. – 383 с.

• Осеева В. А. Васек Трубачев и его товарищи: повесть / В. А. Осеева. – М. : Детгиз, 1961. – 863 с.

• Осеева В. А. Волшебное слово / В. А. Осеева; рис. А. Пахомов. – М. : Детская литература, 1967. – 16 с. – (Мои первые книжки).

• Осеева В. А. Динка: повесть / В. А. Осеева; рис. А. Ермолаев. – М. : Детгиз, 1959. – 479 с.

• Осеева В. А. Пионерам: стихотворение // Будь героем: рассказы и стихи. – М. : Детгиз,1941. – С. 3-4.

• Осеева В. А. Синие листья: рассказы и стихи / В. А. Осеева. – М. : Детская литература, 1965. – 11 с.

Литература о жизни и творчестве писательницы

• Валентина Александровна Осеева // Тимофеева, И. Н. 100 книг вашему ребенку: беседы для родителей / И. Н. Тимофеева. – М. : Книга,1987. – С. 163-165.

Валентина Александровна Осеева: к 70-летию со дня рождения // Книги – детям: сборник материалов в помощь учителям, библиотекарям и пионерским вожатым / сост. В. Я. Меерзон, Е. А. Ручимская. – М. : Детская литература, 1971. – С. 121-123.

• Кремянская, Н. И. В. А. Осеева // Детская литература, 1969: сборник статей / отв. ред. Е. С. Аксенова. – М. : Детская литература, 1969. – С. 175-194.

• Таратута, Е. А. Волшебное слово // Таратута, Е. А. Драгоценные автографы: книга воспоминаний / Е. А. Таратута. – М. : Советский писатель, 1986. – С. 216-219.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вежливые слова и благодарности. Список слов

«Базовый» список вежливых слов, которым необходимо научить ребенка, включает следующие слова :

Приветствие и прощание:

• Здравствуйте;

• Привет;

• Доброе утро или С добрым утром;

• Добрый день;

• Добрый вечер;

• До свидания;

• Спокойной ночи.

Слова благодарности :

• Спасибо;

• Благодарю;

• Признателен.

Слова прощения :

• Извините;

• Прошу прощенья;

• Простите, пожалуйста.

Слова-просьбы :

• Разрешите мне;

• Позвольте мне;

• Можно спросить у Вас;

• Пожалуйста.

Слова поддержки, напутствия, приглашения, поздравления:

• Браво;

• Доброго пути;

• Будьте здоровы;

• Добро пожаловать;

• Угощайтесь;

• Приятного Вам аппетита;

• Приятно познакомиться;

• Разрешите представиться;

• Только после Вас;

• Будьте так добры;

• Можно, я помогу Вам;

• Разрешите Вам помочь;

• Поздравляю.

Пословицы к произведению :

1. Доброе слово и кошке приятно.

2. От вежливых слов язык не отсохнет.

3. На добрый привет — добрый ответ.

4. Доброе слово и железные ворота отпирает.

5. Вежливость ничего не стоит, а приносит много.

Публикации по теме:

Досуг к проекту «Вежливые слова и добрые поступки» в старшей группе «Вежливость и доброта»Досуг к проекту «Вежливые слова и добрые поступки» в старшей группе «Вежливость и доброта» Досуг к проекту «Вежливые слова и добрые поступки» в старшей группе " Вежливость и доброта"Дети под музыку проходят в зал и садятся на стульчики.

Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детейИнтересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей Что же такое бумага и каковы ее свойства? Давайте поговорим об этом. Для человечества важно, распространение и передача различной информации.

Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детейИнтересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей Что же такое бумага и каковы ее свойства? Давайте поговорим об этом. Для человечества важно, распространение и передача различной информации.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Презентация «Исследовательская работа по русскому языку для учеников 6 класса» Работу можно использовать в русском языке при изучении разделов "Морфология" и "Лексика в 6 классе, а также при изучении творчества А. С.

Итоговое занятие по нравственному воспитанию. (средняя группа) «Вежливые слова» Цель: формировать у детей понимание необходимости выполнения норм и правил этического поведения. Программные задачи: Развивающие: развитие.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова» Цель: формировать потребность у детей о необходимости говорить вежливые слова. Активизировать использование в речи вежливых слов. Задачи:.

Занятие по театрализованной деятельности в подготовительной группе. Инсценировка стихотворения Э. Мошковской «Вежливые слова»Занятие по театрализованной деятельности в подготовительной группе. Инсценировка стихотворения Э. Мошковской «Вежливые слова» Цель: развитие актерских способностей детей. Задачи: -побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности.

Проект в старшей группе «Вежливые слова и добрые поступки»Проект в старшей группе «Вежливые слова и добрые поступки» Цель проекта: расширять знание детьми вежливых слов, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет.

Проект «Вежливые слова»Проект «Вежливые слова» Цель проекта - формирование у детей умение пользоваться словесными формами вежливости, анализировать свои поступки, налаживать дружеские.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научно исследовательская работа ученика 2 класса «Как вежливые слова проявляют своё волшебство на людей»
Опубликовано: 23 мая 2021 в 23:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Научно исследовательская работа ученика 2 класса «Как вежливые слова проявляют своё волшебство на людей»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Газзаева (УИ 1846128) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД