Ольга Плужникова
Как в младшем дошкольном возрасте развивать внимание
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе продуктивных видов деятельности ребенку 3-4 лет недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются именно в этом возрасте и развиваются по этапам :
1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;
2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
3) развитие навыков самоконтроля;
Публикация «Как в младшем дошкольном возрасте развивать внимание» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Важной задачей развития внимания является формирование способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. Проявляется при самостоятельной работе детей. С этой целью в группе необходимо организовать уголки для развития продуктивных видов деятельности, где наряду с известными произведениями искусств выставляются продукты творческой деятельности ребенка. В этом случае у ребенка всегда есть возможность рассмотреть более детально работы своих друзей, сравнить со своей и сделать определенные выводы. И, конечно, все это невозможно без целенаправленного обращения внимания детей к новой экспозиции, к стремлению создать что-то новое, красивое, полезное и т. д.
Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:
отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;
привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;
возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;
создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т. д.). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;
тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых.
Очень важен организационный момент проведения занятия. Если он проходит спокойно и быстро, все необходимое приготовлено заранее и у воспитателя есть время обратить особое внимание на тех, у которых замедлен переход от игры к «рабочему состоянию», то, как правило, отмечается быстрое сосредоточение детей. Важно, чтобы сообщаемое на занятии вызывало у детей живой интерес и любознательность, привлекало их внимание к словам воспитателя. Иногда целесообразно и прямо указать на трудности в работе. Можно сказать, что предстоящее занятие трудное, его могут выполнить только дети второй младшей группы, им надо быть внимательными и аккуратным.
Для поддержания активного внимания на разных этапах занятия можно использовать следующие методические приемы:
* Организационный момент. Объяснение задания должно быть немногословным, нацеливать детей на главное. Дети выполняют его самостоятельно или с помощью воспитателя. При этом можно использовать метод поэтапной инструкции.
Во второй младшей группе для привлечения внимания детей в начале занятий целесообразнее использовать, например, следующие игровые приемы:
1 Загадки (тесно связанные с темой занятий)
2 Игра «Найди спрятанный предмет»
В разных частях комнаты развешиваем изображения птиц, зверей и т. д. (в зависимости от темы занятия). Задание также можно варьировать в зависимости от возраста и целей занятия. Например, найти все предметы круглой формы или красного цвета и т. д., найти только домашних птиц (для детей от 2 лет) и т. д
3 Игра «Покажи, как у меня»
Каждому ребенку выдается набор картинок или предметов. Педагог показывает карточку или предмет, ребенку нужно найти такую же картинку или предмет и поднять.
4 Игра «Правда – неправда»
Педагог показывает картинку с изображением предмета или предмет и описывает его. Если описание правильное и совпадает с увиденным, дети сидят тихо, если описание неверное – топают ногами.
5 Игра «Путаница»
Эта игра является вариацией предыдущей. Можно проводить на различном материале в зависимости от темы занятия. Игра может быть как подвижной (особенно подходит для детей младшего возраста, так и словесно-логической. Приведем пример такой игры по теме «Посуда». Детям дается задание внимательно слушать педагога, который называет различные предметы. Если называемый объект относится к посуде, дети должны хлопнуть в ладоши.
6 Игра «Разведчики»
Будем наблюдать за природой или местностью вокруг нас. Кто больше найдет: а) все зеленое; б) все круглое; в) все мягкое и т. д. (в зависимости от темы занятия).
7. Потешки
Они обыгрываются вместе с педагогом и обязательно связаны с тематикой занятия.
8. Подвижные игры и упражнения
Например, с мячами при знакомстве с круглой формой. Это может быть прокатывание, бросание двумя руками снизу и от груди, передача из рук в руки, рассматривание и обследование разных мячей для тактильного ощущения, восприятия формы и цвета.
* Практический этап. Особенно важно направлять деятельность детей в процессе занятия. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание, как можно сделать по –другому, воспитатель тем самым активизирует детей. Неумение воспитателя организовать работу всех детей обязательно приведет к ослаблению их внимания.
Для поддержания и активизации внимания детей во время выполнения задания можно использовать следующие приемы:
1 Подвижные игры и упражнения
2 Дидактическая игра «Сложи узор из полосок».
3 Игра «Найди пару»
4. Дидактическая игра «Соотнеси предметы по цвету (форме, размеру)»
5. Игра «Собираем урожай»
6. Пальчиковые игры
7. Потешки.
* Подведение итогов. К концу занятия утомление нарастает. У одних это сказывается в повышенной возбудимости, у других замечается вялость, пассивное ожидание конца занятия. И в том и в другом случае внимание детей снижается. Целесообразно использование разных форм выбора и оценки работ, ответов в том числе и игровая форма анализа:
1. Поход в музей или картинную галерею
2. Использование театра как способа снятия эмоционального напряжения
В дальнейшем у младших дошкольников при надлежащей организации воспитательной работы появляется умение более самостоятельно организовывать своё внимание, без ежеминутной помощи со стороны взрослого.