Алена Лущеко
Как уменьшить стресс ребенка в период адаптации
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Детский сад является для ребенка новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями.
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Публикация «Как уменьшить стресс ребенка в период адаптации» размещена в разделах
Задача родителей - правильно подготовить ребёнка к посещению ДОУ, всячески поддерживать, поощрять его в период адаптации.
Задача воспитателей - помочь родителям легко адаптировать детей.
Резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям. Внутреннее благополучие ребенка, перешагнувшего порог новой группы детского сада в руках педагога. И здесь особого внимания требует психологическая атмосфера в группе: ощущение тепла, защиты, ласки, возможность приятного физического контакта, индивидуальный подход. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее простых и эффективных способов развития навыка общения у детей дошкольного возраста.
Основная часть игр дает детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Каждая игра повторяется по несколько раз, чтобы дети запомнили слова песенок, правила игры. Дети раннего возраста любят повторение. Знакомые игры воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают свой внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
В своей профессиональной деятельности я использую методы и технологии, которые направлены на успешное протекание адаптационного периода
1. Игра «Найди свою улыбочку» Цель: успокоить ребенка, переключить эмоции. Педагог говорит ребенку : «Тебе грустно? Ты наверно потерял свою улыбочку. Пойдем ее поищем». Подводит ребенка к зеркалу и предлагает улыбнуться, описывая при этом как он хорош, когда улыбается.
2. Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем» В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними: • взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую; • собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки; • приподнять как можно больше предметов на ладонях. После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.
3. Игра «Рисунки на песке» Рассыпьте песок или манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
4. Пластилинотерапия – один из методов арт - терапевтической работы, позволяющий проработать личностные проблемы ребенка. Это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять. Повышает адаптационные способности ребенка к детскому саду. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их про явления.
Пластилин является мягкой структурой, которую можно видоизменять, мять, растягивать, т е воздействовать на нее, что является хорошим методом в работе с эмоциональной сферой. Так же пластилин служит для развития мелкой моторики и является увлекательным занятием, на которое ребята всегда откликаются с удовольствием и интересом.
Адаптация к детскому саду – это нелегкий, но очень важный процесс. Но применение всех этих игр способствует успешной и безболезненной адаптации.