Ирина Колесниченко
Консультация «Как улучшить почерк у младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как улучшить почерк у младших школьников.»
Письменная речь неразрывно связана с почерком. Почерк – это графическая сторона письменной речи, характеризующаяся своеобразием написания букв: величиной, наклоном, пробелами, соединительными элементами и другими характеристиками.
Изучением данной проблемы занимались Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Агаркова, В. А. Ильюхина и другие.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
И. М. Сеченов утверждал, что формирование правильного почерка не является чисто механическим процессом, зависящим от простых движений рук, их размера или захвата пишущего прибора. Почерк – это тонкое психомоторное отражение процессов, происходящих в сознании, подсознании и нервной системе человека. В микродвижениях письма проявляются импульсы, приходящие из мозга в руку, служащую лишь инструментом.
Главная мысль трудов графолога Инессы Гольдберг заключается в том, что отмена рукописного письма способна нанести сокрушительный удар, по многим психическим механизмам, которые развиваются именно во время письма рукой, а так же письмо занимает центральное звено в развитии интеллекта.
Данной проблемой занимались и Карин Арман Джеймс, доцент кафедры Психологии и мозга Университета Индианы, Дэвид Сортино, доктор психологических наук Гарвордского Университета, которые уверены, что почерк – это не только работа руки, это работа мозга. Человек, который пишет разборчиво и чётко, и мыслит разборчиво и чётко.
Коррекция почерка у младших школьников.
Почерк — это мышечная память. Поэтому ежедневные простые упражнения по 10-15 минут в день в течение месяца помогут выработать полезную привычку и улучшат почерк вашего ребенка.
Как правильно держать ручку
Наиболее оптимальный способ держать ручку – он удобный и физиологически правильный.
Правильное положение для правшей
1) Ребенок держит пишущий инструмент между большим и указательным пальцами на расстоянии примерно 1,5 см от кончика
2) Средним пальцем придерживает ручку снизу
3) Безымянный палец и мизинец должны быть убраны в кулак
4) Не пишущий конец ручки должен быть направлен в сторону плеча ребенка
Правильное положение для левшей
1) Ребенок держит пишущий инструмент между большим и указательным пальцами на расстоянии примерно 2-2,5 см от кончика
2) Средним пальцем придерживает ручку снизу
3) Безымянный палец и мизинец должны быть убраны в кулак
4) Не пишущий конец ручки должен быть направлен в сторону плеча ребенка
Как правильно держать тетрадь
Ширина стандартной ученической тетради равна 17 см, нужно поднять угол тетради на 8 см относительно края стола, а затем отодвинуть тетрадь от края на удобное расстояние, сохраняя угол.
Как правильно сидеть
1) Обе ступни на полу
2) Ноги стоят под прямым углом (высота стула должна быть такой, чтоб ноги доставали до пола и стояли под прямым углом)
3) Руки лежат на столе
4) Тело чуть наклонено вперед
5) Столешница немного наклонена на ребенка
6) Источник света должен быть слева для правшей, справа – для левшей
Самые часто встречающиеся погрешности детского письма:
- неразборчивость;
- пространственная дезориентация на листе;
- замена одной буквы на другую;
- разные размеры букв;
- неровные строчки;
- разная высота и наклон букв;
- неправильный нажим.
Для всех вышеперечисленных погрешностей разработаны свои методы отработки. Но чаще всего они наблюдаются в комплексе. Главная задача состоит в том, чтобы своевременно начать занятия по исправлению почерка.
Часто, причиной плохого почерка может являться недостаточной развитие мелкой моторики рук. Мелкая моторика – это подвижность кистей, пальчиков. Над этим надо работать, это нормальный процесс. Чтобы снизить мышечную утомляемость, необходимо делать упражнения для рук и пальцев. Обычно в школе перед уроком письма учителя делают вместе с учениками гимнастику для пальцев.
Пальчиковые игры — это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.
Сиротюк А. Л.
“Коррекция развития интеллекта дошкольников. ”
Полезно выполнять графические диктанты: когда по заданному алгоритму, дети проводят линии по клеточкам и в итоге, если всё сделано правильно, получается забавный рисунок.
Начните с базовых упражнений по проработке руки, занятий су-джок терапии и прописей. Достаточно непродолжительных, но ежедневных и комплексных занятий: упражнения с шариком массажером Су – Джок + базовые упражнения для проработки руки + прописи (Пропись 1982г., В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько). Не забывайте следить за осанкой, положением тетради, руки, способом удержания ребенком, пишущего инструмента.
Сказка «Ежик на прогулке» (с шариками массажерами Су-Джок)
Упражнения с шариком массажером Су – Джок.
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок.
Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждым кончиком пальчика нажать шип шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
Базовые упражнения для проработки руки
Рисуем всей рукой:
1) Рисование окружности на одном месте
2) Рисование окружности со смещением, по спирали.
3) Рисование окружности с наложением друг на друга
Рисуем только кистью руки:
4) Рисование спирали слева направо
5) Рисование спирали справа налево
6) Рисование верхних и нижних петель узором
Уделите особое внимание выбору ручки для письма. Она не должна быть слишком короткой или длинной, иметь ребра, либо быть слишком украшенной разными выпуклыми деталями. Ручка должна быть примерно 15 см длиной, паста должна быть немаркой и писать при легком соприкосновении с бумагой. Лучше, когда на ручке имеется резиновое кольцо, чтоб она не скользила в руке. От выбора «правильной» ручки тоже зависит почерк ребенка.
Пишем красиво.
1. Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.
2. Все строчные буквы умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки. Высота заглавных букв в два раза больше.
3. Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция.
Ширина строчных букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».
Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв внимание на разметку в прописи.
Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «крючок» или половине этой ширины.
Ширина между словами равна ширине строчной «ш».
При соблюдении этих условий почерк уже выглядит красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.
Основные соединения букв в словах
Систематически выполняя упражнения, не перегружая ребенка, можно достичь желаемого результата.