Елена Д
Консультация для родителей «Как справиться с детским страхом»
▼ Скачать
Дрождина Е. Н.
Педагог-психолог Службы ранней помощи ГБУ ЦСПР «Семь-Я»
Морина Е. Ю.
Руководитель Службы ранней помощи ГБУ ЦСПР «Семь-Я»
Ваш ребенок боится идти ко врачу/ собак/ темноты и пр. пр. Как же помочь ему справиться с этим состоянием?
Большинство мам совершают ошибки, говоря: «Не бойся!» - это еще больше пугает малышей. Ведь они, так же как и взрослые, имеет полное право на выражение любых своих чувств, в том числе тревоги и страха.
Как же правильно действовать в ситуации таких негативных переживаний?
Публикация «Консультация для родителей „Как справиться с детским страхом“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Не игнорируйте страх ребенка, наоборот, возьмите его крепко за руку, обнимите или прижмите к себе, чтобы он почувствовал вашу защиту.
Затем расскажите ему про то, чего он боится, дайте ему элементарные научные сведения об этом. Ведь всему можно найти рациональное объяснение: почему шумят канализационные трубы, почему так страшно работает дрель, почему лает собака…
Так, если он боится собаки, покажите картинки в энциклопедии и расскажите, что лай собаки – это ее способ общения, и если она прыгает на человека и при этом машет хвостом – она, скорее всего, рада видеть его и хочет играть! А вот если собака оскалилась, значит она не хочет дружить, и лучше не подходить к ней*.
Кроме научных сведений, показывайте ребенку забавные видеоистории из жизни маленьких щенят.
Потом отведите малыша в зоомагазин, чтобы он мог понаблюдать за животными, не трогая их.
А дальше, организуйте для ребенка реальную встречу с небольшой собакой. Дайте ему увидеть, как вы ее гладите, кормите с руки, играете. Положите руку малыша поверх своей, чтобы он сам непосредственно не касался шерсти животного, но взаимодействовал с ним пока через вас. Предложи ему самому взять поводок, чтобы почувствовать, как собака его слушается. Только не принуждайте, не торопите, оставьте время, чтобы постепенно ребенок мог справиться со своим страхом. И, в конце концов, он очень скоро попросит купить домой собаку.
Бывают случаи, когда страх нужно проиграть. Например, если малыш боится идти ко врачу, заранее начните играть в игру «Доктор»**, дайте ему главную роль, где он будет действовать так, как настоящий врач на приеме: спрашивать больного «На что жалуетесь?», записывать жалобы больного в карту, осматривать горло, слушать спину и грудь трубочкой со словами: «Дышите, не дышите», выписывать рецепт на лекарство, делать укол (если требуется, хвалить пациента за то, что сумел вытерпеть укол. Главное, чтобы самое страшное для ребенка– укол – был одной из частей большого процесса приема у врача, который бы обязательно закончился чем-то позитивным, например - витаминкой.
Также можно включить в игру любого игрушечного персонажа – мишку, клоуна, куклу, наделив его страхом, который испытывает ваш ребенок. А ему отведите роль разумного взрослого, помогающего преодолеть свой страх.
Иногда эффективно смоделировать ситуацию, в которой ребенок вынужден будет взять на себя ответственность за другого человека, тем самым, преодолевая собственный страх. Например, ребенок боится высоких лестниц. Возьмите его крепко за руку, поднимитесь с ним только на одну-две ступеньки и сразу спустись обратно. Отметь его смелость. В другой раз пусть ступеньки будет три и т. д. А потом, поднимаясь по высокой лестнице и сообщите, что у вас кончились силы и вы просите его помочь подняться выше.
Другой метод - порисовать с малышом. Можно нарисовать страх юмористически, со смешными деталями. А можно нарисовать и то, чего боится сам страх. Например, изобразить «страшного» волка нелепо трусливым, а рядом - ребенка в роли охотника с огромным ружьем: пусть волк сам испугается!
Обратитесь к детской литературе, мультипликации и кинематографии, где герои решают подобные «страшные» проблемы. Это и мультфильм «Крошка Енот», и спектакль «Тигрик Петрик» или стихотворение С. Маршака с иллюстрациями В. Лебедева «Чего боялся Петя».
Расскажите малышу и о своем опыте переживаний, борьбы и победы над своими собственными детскими страхами.
И, наконец, хвалите его за любое, даже самое незначительное достижение в борьбе со страхом. Он должен знать, что он сильнее своего страха***
*Рассказывайте ребенку о положительных аспектах красочно, эмоционально, а о негативных, наоборот, вскользь, невзначай, монотонно, как бы не придавая этому значения.
**Важно, чтобы игровая ситуация была эмоционально насыщенной: например, чтобы пациент кричал: «Боюсь, боюсь!», а доктор уговаривал его и т. д.
***Вышеперечисленные методы эффективно используются для компенсации почти любого страха.