Вейнберг Светлана
Как создать для детей младшего дошкольного возраста предметно-игровую среду в группе
Как создать для детей младшего дошкольного возраста предметно-игровую среду в группе
Игра как культурная форма деятельности ребёнка передаётся ему двумя путями – через живые образы деятельности взрослого и через игровой материал.
Чтобы подбирать материал для детской игры, необходимо определить, какие игрушки будут наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности на каждом возрастном этапе.
Игра ребёнка дошкольного возраста представляется в двух видах :
- сюжетная игра;
- игра с правилами.
Публикация «Как создать для детей младшего дошкольного возраста предметно-игровую среду в группе» размещена в разделах
Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев.
Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.
Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).
Главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребёнка» :
• среда должна быть гетерогенной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребёнка;
• среда должна быть связной, позволяющей ребёнку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;
• среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого;
• среда должна соответствовать эмоциональному благополучию малыша, среда как часть «Я» ребёнка («То, что меня согревает»). Содержание её определяется предметами и игрушками, которые ребёнок приносит из дома. Они являются носителями эмоционального благополучия для малыша, так как напоминают ему о близких людях, когда он испытывает грусть или одиночество.
Игровые средства и оборудование по основным направлениям раз-
вития ребё нка:
• оборудование для развития общих движений;
• игровые средства для развития мелкой моторики;
• игровые средства для развития сенсорного восприятия;
• игровые средства для развития мышления;
• игровые средства для развития речи и языка;
• игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
• игровые средства для социально-эмоционального развития;
• игровые средства и материалы для творческого развития;
• игровые средства и оборудование для организации сюжетной игры.
В пространстве группового помещения имеются 4 целостные тематические зоны. Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики:
1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;
2) кукольная кровать, шкафчик с “постельными принадлежностями”, диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети;
3) домик-теремок - ширма со скамеечкой или модулями внутри, где могут “жить” мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой “дом” дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок;
4) автобус-каркас с модулями-сиденьями внутри и рулем.
Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, переносных ящиках. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям.
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.