Анна Кругликова
Как слушать и слышать ребенка: советы родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Психологи часто отмечают, что родители в общении с детьми прежде всего центрируются на своих проблемах, а не на проблемах ребенка. Это во многом мешает слушанию своего ребенка, а следовательно, пониманию его потребностей и чувств. Опыт показывает, что родители иногда жалуются на то, что ребенок не внимателен, делает им назло или не справляется с чем-то. А на самом деле ребенок просто нуждается в другой форме изложения требований, его что-то беспокоит и от этого он раздражается, или он испытывает значительные затруднения и хочет от родителей поддержки.
Публикация «Как слушать и слышать ребенка: советы родителям» размещена в разделах
Получается, родители часто не замечают «очевидные» вещи, поэтому многие детские проблемы и переживания чаще всего остаются за гранью родительского внимания. Для решения совместных проблем важно владеть методами, используемыми в трудных или конфликтных ситуациях.
Один из методов – это активное слушание. Задумывались ли родители над тем, что для меня (не для ребенка) значит хорошо слушать? Слышать и слушать — это различные понятия. Слышать — значит различать, воспринимать что-то слухом. Слушать — направлять слух на что-то. В данном случае – на понимание своего ребенка. Слушание может быть пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание— минимизация ответных реакций (Да, да, Я тебя слушаю, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия.
Активное слушание предполагает значительно большие усилия родителей. Вместе с тем активное слушание создает отношения теплоты; родители могут «влезть в шкуру» ребенка; помочь в решении проблем ребенка. А у детей появляется желание прислушиваться к мнению родителей. Активное слушание также помогает воспитывать самоконтроль и ответственность.
Чтобы активно слушать, важно овладеть некоторыми его приемами: пересказ (полный и краткий, отражение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов). Пересказ — изложение своими словами того, что сказал собеседник, он может быть более полным в начале, а в дальнейшем — более кратким, с выделением наиболее важного. Ключевые слова: «Ты говоришь.», «Как я понимаю.», «Другими словами, ты хочешь.». Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в собственных чувствах и мыслях. Повторение должно носить эмпатический (прочувствованный) характер, то есть использоваться тогда, когда это необходимо, и отвечать потребностям ребенка. Пересказ — это своеобразная обратная связь ребенку : «Я тебя слышу, слушаю и понимаю». Часто именно из-за отсутствия такой реакции со стороны своих родителей дети по нескольку раз повторяют отдельную фразу или слово, как бы не надеясь, что взрослые могут услышать их с первого раза. Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключившись от своих, а слова других обычно вызывают в нас собственные воспоминания, ассоциации. Умение распределять внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыслей и ход рассуждений другого человека, — это признак сформированности навыков активного слушания.
Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит ребенок. Уточнение может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо («Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?», Ты именно сейчас не хочешь надеть это платье или оно вообще тебе не нравится?»). Уточнение также
Отражение чувств — проговаривание чувств, которые испытывает ребенок в конкретном случае («Мне кажется, ты обижен (злишься)», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным», или «Ты волнуешься»). Последствия: дети меньше боятся негативных чувств; видят, что родители понимают их. Лучше называть чувства в утвердительной форме, так как вопрос меньше выражает сочувствие. Этот прием способствует установлению контакта и повышает желание ребенка рассказывать о себе, но в том случае, если тот не пытается скрывать свои чувства. Родители не должны заниматься выпытыванием тех переживаний, которые ребенок хочет оставить при себе. Очень часто дети отвечают на вопрос расплывчато и неопределенно, и очень важна роль родителя в том, чтобы помочь ребенку выразить свои чувства и мысли.
Проговаривание подтекста — проговаривание того, о чем хотел бы сказать ребенок, дальнейшее развитие его мыслей. Родители часто хорошо понимают, что стоит за словами ребенка, какой закадровый перевод можно осуществить. Например, у фразы «Мама, а ты заметила, что я убрал игрушки?» подтекст может быть таким: «Ты бы меня похвалила». Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопонимания и дальнейшего продвижения в беседе, а не для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий родитель знает ребенка. Нельзя использовать знание для манипуляции, в конечном итоге это разрушает благоприятные взаимоотношения. И уж, конечно, проговаривание не должно превращаться в оценивание, что иногда очень хочется сделать родителю в разговоре с ребенком (например, «Вижу, что убрал, но ты и должен это делать»). Оценивание у любого человека блокирует желание рассказывать о проблеме.
Резюмирование используется в продолжительных беседах или после серьезных поступков («Итак, мы договорились с тобой, что.», «Я поняла, что на самом деле ты хочешь…»). Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли.
Правила хорошего слушания :
• слушайте ребенка внимательно, обращая внимание не только на слова, но и на невербальные проявления ребенка (мимика, позы, жестикуляция, действия);
• проверяйте, правильно ли Вы поняли слова или просьбу ребенка;
• не старайтесь сразу запретить или дать совет, переспросите, уточните, поймите чувства ребенка;
• не давайте резких оценок, поразмышляйте вместе с ребенком о последствиях его просьбы или поведения.
Дорогие родители! Если Вы начнете активно слушать ребенка, Вы научитесь его понимать так, что общение и воспитание в целом будет доставлять Вам радость.