Папки-передвижки

Как слушать и слышать ребенка: советы родителям

Анна Кругликова
Как слушать и слышать ребенка: советы родителям
▼ Скачать + Заказать документы

Психологи часто отмечают, что родители в общении с детьми прежде всего центрируются на своих проблемах, а не на проблемах ребенка. Это во многом мешает слушанию своего ребенка, а следовательно, пониманию его потребностей и чувств. Опыт показывает, что родители иногда жалуются на то, что ребенок не внимателен, делает им назло или не справляется с чем-то. А на самом деле ребенок просто нуждается в другой форме изложения требований, его что-то беспокоит и от этого он раздражается, или он испытывает значительные затруднения и хочет от родителей поддержки.

Публикация «Как слушать и слышать ребенка: советы родителям» размещена в разделах

Получается, родители часто не замечают «очевидные» вещи, поэтому многие детские проблемы и переживания чаще всего остаются за гранью родительского внимания. Для решения совместных проблем важно владеть методами, используемыми в трудных или конфликтных ситуациях.

Один из методов – это активное слушание. Задумывались ли родители над тем, что для меня (не для ребенка) значит хорошо слушать? Слышать и слушать — это различные понятия. Слышать — значит различать, воспринимать что-то слухом. Слушать — направлять слух на что-то. В данном случае – на понимание своего ребенка. Слушание может быть пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание— минимизация ответных реакций (Да, да, Я тебя слушаю, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия.

Активное слушание предполагает значительно большие усилия родителей. Вместе с тем активное слушание создает отношения теплоты; родители могут «влезть в шкуру» ребенка; помочь в решении проблем ребенка. А у детей появляется желание прислушиваться к мнению родителей. Активное слушание также помогает воспитывать самоконтроль и ответственность.

Чтобы активно слушать, важно овладеть некоторыми его приемами: пересказ (полный и краткий, отражение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов). Пересказ — изложение своими словами того, что сказал собеседник, он может быть более полным в начале, а в дальнейшем — более кратким, с выделением наиболее важного. Ключевые слова: «Ты говоришь.», «Как я понимаю.», «Другими словами, ты хочешь.». Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в собственных чувствах и мыслях. Повторение должно носить эмпатический (прочувствованный) характер, то есть использоваться тогда, когда это необходимо, и отвечать потребностям ребенка. Пересказ — это своеобразная обратная связь ребенку : «Я тебя слышу, слушаю и понимаю». Часто именно из-за отсутствия такой реакции со стороны своих родителей дети по нескольку раз повторяют отдельную фразу или слово, как бы не надеясь, что взрослые могут услышать их с первого раза. Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключившись от своих, а слова других обычно вызывают в нас собственные воспоминания, ассоциации. Умение распределять внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыслей и ход рассуждений другого человека, — это признак сформированности навыков активного слушания.

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит ребенок. Уточнение может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо («Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?», Ты именно сейчас не хочешь надеть это платье или оно вообще тебе не нравится?»). Уточнение также

Отражение чувств — проговаривание чувств, которые испытывает ребенок в конкретном случае («Мне кажется, ты обижен (злишься)», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным», или «Ты волнуешься»). Последствия: дети меньше боятся негативных чувств; видят, что родители понимают их. Лучше называть чувства в утвердительной форме, так как вопрос меньше выражает сочувствие. Этот прием способствует установлению контакта и повышает желание ребенка рассказывать о себе, но в том случае, если тот не пытается скрывать свои чувства. Родители не должны заниматься выпытыванием тех переживаний, которые ребенок хочет оставить при себе. Очень часто дети отвечают на вопрос расплывчато и неопределенно, и очень важна роль родителя в том, чтобы помочь ребенку выразить свои чувства и мысли.

Проговаривание подтекста — проговаривание того, о чем хотел бы сказать ребенок, дальнейшее развитие его мыслей. Родители часто хорошо понимают, что стоит за словами ребенка, какой закадровый перевод можно осуществить. Например, у фразы «Мама, а ты заметила, что я убрал игрушки?» подтекст может быть таким: «Ты бы меня похвалила». Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопонимания и дальнейшего продвижения в беседе, а не для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий родитель знает ребенка. Нельзя использовать знание для манипуляции, в конечном итоге это разрушает благоприятные взаимоотношения. И уж, конечно, проговаривание не должно превращаться в оценивание, что иногда очень хочется сделать родителю в разговоре с ребенком (например, «Вижу, что убрал, но ты и должен это делать»). Оценивание у любого человека блокирует желание рассказывать о проблеме.

Резюмирование используется в продолжительных беседах или после серьезных поступков («Итак, мы договорились с тобой, что.», «Я поняла, что на самом деле ты хочешь…»). Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли.

Правила хорошего слушания :

слушайте ребенка внимательно, обращая внимание не только на слова, но и на невербальные проявления ребенка (мимика, позы, жестикуляция, действия);

• проверяйте, правильно ли Вы поняли слова или просьбу ребенка;

• не старайтесь сразу запретить или дать совет, переспросите, уточните, поймите чувства ребенка;

• не давайте резких оценок, поразмышляйте вместе с ребенком о последствиях его просьбы или поведения.

Дорогие родители! Если Вы начнете активно слушать ребенка, Вы научитесь его понимать так, что общение и воспитание в целом будет доставлять Вам радость.

Публикации по теме:

Агитация для родителей «Слушать и слышать» Ведущим видом музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства является ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ. Слышать, воспринимать.

Консультация «Советы ответственным родителям. Психологический портрет ребенка 3–4 лет»Консультация «Советы ответственным родителям. Психологический портрет ребенка 3–4 лет» Психологический портрет В период от 2,5 лет до 3,5 лет ребёнок переживает - кризис трёх лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческих.

Консультация для родителей «Научите ребенка слушать музыку» «Научите ребенка слушать музыку» Взаимодействие с родителями, приобщение их к процессу музыкального развития детей – важная составляющая.

Консультация для родителей «Учите ребенка слушать музыку». Учите ребёнка слушать музыку! Любителями и знатоками музыки не рождаются – ими становятся. Поэтому любого ребёнка необходимо учить слушать.

Памятка родителям, которые хотят научить детей слушать музыку. 1. Помните, что музыка начинается с тишины. 2. Музыку можно услышать везде и всегда! (песенка дождя, танец осенних листьев, летняя песенка,.

Полезные советы родителям в период адаптации ребенка к ДОУ Не волнуйтесь, не показывайте свою тревогу на кануне поступления ребенка в детский сад. • Резко не меняйте режим дня ребенка. • Обращайте.

Советы родителям гиперактивного ребенка Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?.

Советы родителям. Как научить ребенка слушать с первого раза? Многие дети замечательно научились избирательно слушать, следовательно, и слушаться, старших – и это достаточно серьёзная проблема для многих.

Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду Думаю, каждый согласится, что приход ребенка в детский сад, очень важное событие как в жизни ребенка, так и в жизни родителей. Поэтому и.

Выступление на родительском собрании «Как слушать ребенка» Как слушать ребенка? Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях лучше всего. его послушать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как слушать и слышать ребенка: советы родителям
Опубликовано: 26 декабря 2016 в 12:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как слушать и слышать ребенка: советы родителям» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кругликова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД