наталия строкова
Как сделать физкультуру в детском саду интересной
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
Публикация «Как сделать физкультуру в детском саду интересной» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Педагоги детского сада реализуют следующие здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:
Игротерапия
Точечный массаж, как средство профилактики и укрепления здоровья
Кто с закалкой дружит, никогда не тужит
Фитотерапия и ароматерапия детей
Тайная сила рук (пальчиковая гимнастика)
Проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста.
Оздоровительно-игровой «час»
Упражнений на развитие мелкой моторики
Гимнастика для глаз
Дыхательная гимнастика
Физкультминутки
Минуты тишины
Минуты музыки
Контрастное воздушное закаливание
Хождение босиком
Полоскание горла
Экология питания
Новое спортивное оборудование-это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно ли без особых затрат обновить игровой инвентарь? Конечно! Немного фантазии и… можно что-то изготовить своими руками.
В групповых комнатах имеются спортивные уголки, оснащенные не только традиционным спортивным инвентарем. Можно обновить ярким нетрадиционным оборудованием и пособиями, изготовленными из бросового материала, привлекающими глаз ребенка для того, чтобы он хотел с ним заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого рекомендуем изготовить: большие и малые массажеры, сделанные из пробок и коробочек «киндер-сюрпризов»; поролоновые ласты, массажные коврики из пуговиц, пробок, веревок, фломастеров, кусочков меха и мн. др.
Такие снаряды научат детей сохранять равновесие, развивают координацию движений, быстроту реакции, ловкость, глазомер, меткость; способствуют активизации биологически активных зон, оказывают тонизирующее действие, а так же используются для профилактики и коррекции плоскостопия.
В последние годы широкое применение в работе с детьми получили нетрадиционные здоровьесберегающие технологии : фитотерапия, аромотерапия,арт-терапия,игровая терапия и другие. В педагогической практике используют арт-тераию в качестве фактора социализации детей оптимизирующие педагогические условия формирования личности. Всего 1-1,5 часа занятий арт –терапией в неделю достаточно, чтобы дошкольник снял накопившееся напряжение, выплеснул негативные эмоции и приобрел новые знания об окружающем мире. В процессе арт-терапии снимаются детские глубинные страхи : страх темноты, боязнь воды и собак, отвращение к паукообразным и другим насекомым. Дошкольник на занятиях учится искать компромиссы между своим внутренним миром и требованиями общества, приобретает веру в свои силы, ощущает свою значимость. Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе обеспечивает положительные результаты как в области учебно-воспитательной деятельности, так и в целом психическом развитии ребенка.
Движения и физические упражнения считаются специфическими средствами физического воспитания. Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Игротерапия (технология работы с игрушками) –где место ведущего занимает педагог, а роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале педагога также: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире ребенка. Использование «игрушек» в работе дает возможность рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того, что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество.
С помощью игротерапии проводятся занятия на расслабление («Снеговик тает», речь и выход негативных эмоций («Ругаться овощами»).
Таким образом, игра, наравне со сказкотерапией, стала лучшей «практикой развития» для всех детей. В игре ребенок начинает гибче мыслить, учится принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими.
Использование в оздоровительной работе детского сада средств физического воспитания, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.
Актуальным совершенствованием старых и поиском новых форм являются сюжетные занятия по физической культуре. Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Морское царство» применяются упражнения дыхательной гимнастики «Парус», «Волны шипят» и др., общеразвивающие упражнения «Рыбка», «Русалочка», «Медуза» и др., подвижные игры «Цунами», «Невод», «Водяной» и др., танец «Раки», круговая тренировка «Матросы на корабле в шторм» и т. п.).
Очень интересны игры – имитации. В играх дети представляют себя в различных образах: животных, растений, предметов. Всё это выражается в движении. Во время этих игр дети отдыхают, получают радость. Тематика разнообразна, например, после лета часто предлагают тему моря. Фантазия ребят безгранична – ракушка, камень, дельфин, волна… Ребёнок показывает характерное движение для того или иного образа, а остальные отгадывают. Хочу подчеркнуть, что дети занимаются босиком, после болезни – в носках и это тоже один из нетрадиционных методов. Во время занятия ребята всё время в движении. Движение – это здоровье и полноценная жизнь.
Одной из оздоровительной формы работы с детьми дошкольного возраста является самомассаж.
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.
Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждадающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты. Точечный массаж, как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Приемы точечного массажа надо выполнять по порядку, массируя точку за точкой.
Для того, чтобы точечный массаж не выполнялся детьми чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой.
Фитотерапия -метод оздоровления с использованием лекарственных трав и препаратов из них, соков и фруктов и овощей. В ДОУ из лекарственных растений готовят фиточай (фитококтейль). Часто болеющих детей целесообразно "погружать" в систему комплексной фитореабилитации. Система предполагает поэтапное использование лекарственных растений различными способами (внутрь, местно, ингаляционно, в виде ванн) до достижения необходимого лечебного эффекта.
Использование фитотерапевтических методов оздоровления и реабилитации детей в дошкольных учреждениях должно осуществляться строго по показаниям, под медицинским контролем, с учетом противопоказаний и возможных побочных эффектов.
Используя нетрадиционные методы в физической подготовленности детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъёма, снижения заболеваемости, подарить детям радость в движении. Не нужно навязывать своё мнение, свою форму ведения занятия. Здесь как палочка – выручалочка помогают нетрадиционные методы и приёмы.
Список литературы.
1. Физкультура – это радость. Библиотека программы “Детство” / Под редакцией Л. Н. Сивачёва – Детство – Пресс, Санкт – Петербург 2003 г.
2. Козырева О. В. Лечебная физкультура М. - Просвещение. 2003 г.
3. Научно – практический сборник инновационного опыта. Программа “Здоровый ребёнок” в рамках реализации программы “Здоровьесберегающие технологии”. Чупаха И. В. Ставрополь “Народное образование” 2003 г.
4. Здоровьесберегающие технологии в образовании. Козина О. Б. “Весёлая физкультура для детей и их родителей”. Ярославль -Академия развития. 2005
5. Утробина К. К. Занимательная физкультура для дошкольников. Москва – Гном Д 2003 г.
6. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении. Москва – Скрипторий 2006 г.