Белла Суюндукова
Консультация «Как с помощью познавательных вопросов развить исследовательскую активность дошкольников?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как с помощью познавательных вопросов развить исследовательскую активность дошкольников?
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему».
Самуил Яковлевич Маршак
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Одним из самых важных умений исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы. А если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.
В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, что познание начинается с вопроса. Термины «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация» обозначают нетождественные, но весьма близкие, тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Вопросы являются ярким показателем наличия познавательных интересов детей. Вопросы детей – показатель роста и развития детской мысли, являются также «проводником педагогического воздействия». Многие исследователи (Г. М. Кучинский, А. М. Матюшкин) считают старший дошкольный возраст сенситивным для развития любознательности ребенка, основной приметой которой является познавательный вопрос.
Если ребенок задает вопрос и действительно хочет получить новую информацию об окружающем мире, его событиях и явлениях, то такие вопросы являются познавательными. Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребенка. Любознательность – центральный, мотивационный компонент готовности дошкольника к обучению в школе. Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы уже в 3-4-летнем возрасте. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными. Чаще всего используются вопросы, начинающиеся со слов «что?.», «как?. " и «почему?», при этом ребенок может предпочитать один-два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочки вопросов», когда из одного вопроса следует другой.
Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребенка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет. Однако исследователи подчеркивают, что для решения задач познавательного развития необходимо формировать у дошкольников мотивацию к формулированию вопросов, освоению различных форм вопросительных высказываний.
Предлагаю вам методические рекомендации, которые помогут организовать эту работу с детьми пошагово.
Сначала обеспечим мотивацию детей к формулированию (постановке) вопросов. Ребенку важно знать, что умение задать вопрос – это социально ценное действие.
Мотивировать детей можно на развивающих занятиях.
Воспользовалась конспектом занятия «Задаем вопросы вместе с любопытным Слоненком Р. Киплинга». На этом занятии демонстрирую детям фрагмент из мультфильма, в котором Слоненок проявляет любопытство. Просмотрев фрагмент, мы сделали вывод: «Действительно, если мы задаем вопросы и получаем на них ответы, мы получаем новые знания об окружающем мире. Поэтому интересоваться тем, что происходит вокруг, и задавать вопросы – это хорошо!».
Игры на развитие умения детей задавать вопросы.
Игра «Кто я?»
Цель: формировать у детей умение задавать вопросы, угадывать предмет, опираясь на его описание, развивать воображение, умение слушать товарища не перебивая.
Оборудование для игры: ободок на голову с липучкой, картинки на липучках.
Ход игры:
Игра проводится в группе детей. Одному из детей на голову одевают ободок и вставляют картинку так, чтобы ребёнок не знал какая картинка у него. Чтобы ребёнку легче было задавать вопросы, картинки могут быть подобраны по темам: животные,
транспорт, профессии, овощи, фрукты и т. д. Ребёнок задается вопросы детям, пытаясь узнать кто он. Примерные вопросы : Я живой предмет или нет? Съедобный- не съедобный? Я животное? Я еда? Я умею говорить? И т. д.
Волшебный сундучок (мешочек, коробочка).
Материал:
Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла, мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.
Ход проведения.
«Дети, у меня в коробочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!». Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит. В конце игры подсчитывается число полученных фишек.
Игра «Вопрошайка»
Цель: развитие воображения, умения задавать вопросы.
Задачи: в процессе наблюдения отметить характер вопросов,
склонность к стереотипам, четкость.
Игровой материал: несколько сюжетных картинок.
Ход игры:
Группа детей разделена на команды. Ведущий проводит жеребьевку. Команда, которой выпало участвовать первой, начинает задавать соперникам вопросы обо всем, что хочет узнать по сюжетной картинке, предложенной ведущим. Если соперники не могут ответить, то «вопрошайки» победили. Если «вопрошайки» не могут задать вопрос, то наоборот, - победители соперники, и они становятся «вопрошайками». Вторым этапом
упражнения является сочинение каждой командой рассказа по картинке.