Юлия Пигарева
Как ребёнку адаптироваться в сиротском учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитанники, которые длительный период времени проживают в сиротских учреждениях, формируют особую группу, у которой есть свои отличительные особенности.
В таком коллективе у детей специфически формируется феномен «МЫ» : возникает своеобразная идентификация друг с другом, при этом они могут с недоверием, резко и агрессивно реагировать на людей, не относящихся к их ближайшему кругу. Вновь поступивший ребёнок может восприниматься ими как «не свой, а чужой». Дети в сиротском учреждении находятся в постоянном контакте с другими детьми и педагогами, у них практически нет времени и места для уединения. Отсутствие этих условий может стать фрустрирующим фактором для вновь поступившего ребёнка (особенно если он много времени проводил один дома, не привык к такому общению). В детском доме существует свой распорядок дня, который все воспитанники должны соблюдать. Воспитатели не всегда могут уделить достаточное время для каждого воспитанника, т. к. дети постоянно находятся в кругу одной группы, что не дает им возможности разнообразить общение. Дети в сиротских учреждениях психологически отделены от всего общества, круг их интересов сосредоточен в основном в рамках учреждения. У них отсутствует бережливое отношение к вещам, они придерживаются позиции «нам должны», вещи в группе для них являются общими.
Публикация «Как ребёнку адаптироваться в сиротском учреждении» размещена в разделах
Адаптация детей младшего школьного возраста в сиротском Учреждении должна проходить с учётом особенностей уже сложившегося коллектива воспитанников, а также в соответствии с особенностями развития (психологическими, эмоциональными, когнитивными) вновь поступившего ребёнка.
Основная задача всего педагогического коллектива - помочь вновь поступившему ребёнку благополучно пройти процесс адаптации его в Учреждении, только слаженная работа всех сотрудников учреждения - воспитателей, педагогов, медицинских работников, по организации комплексного сопровождения воспитанника в первые дни пребывания его в Учреждении позволит ему благополучно адаптироваться к новым условиях.
Не маловажна в этой работе и роль педагога-психолога.
Роль педагога-психолога в адаптации вновь поступивших детей младшего школьного возраста.
В среднем период адаптации к учреждению у детей занимает 6 месяцев. После знакомства с вновь поступившим ребёнком, диагностики его психоэмоционального состояния и развития когнитивных процессов, педагогом-психологом разрабатывается план сопровождения, который учитывает специфику развития конкретного ребёнка и его особенности.
Работу педагога-психолога по адаптации вновь поступившего ребёнка условно можно разделить на несколько этапов:
1. Первичный этап включает в себя установление доверительных отношений с ребёнком; сбор диагностических даны. Для оценки психо-эмоционального состояния вновь поступивших детей, используются стандартизированные методики - методика диагностики уровня тревожности, методика на выявление личностной и ситуативной тревожности, Hand-тест, цветовой тест Люшера, а также проективные методики (методики «Домики», «Дом-Дерево-Человек»). Для диагностики когнитивного развития и познавательных процессов используются стандартизированные методики для диагностика памяти, внимания, мышления. Разрабатывается индивидуальный плана психологического сопровождения сроком на 6 месяцев.
2. Этап первоначальной интеграции подразумевает ознакомление и принятие ребёнком новых правил и обязанностей; происходит знакомство ребёнка с группой, другими воспитанниками, воспитателями и педагогами, новой школой; развитие навыков коммуникации; обучение навыкам самоконтроля и саморегуляции;, оказывается помощь в решении конфликтных ситуаций; осуществляется психологическая поддержка. На данном этапе осуществляется помощь в адаптации к новой школе.
3. На третьем этапе проводится индивидуальная психо-коррекционная работа – прорабатываются негативный опыт и психологические травмы; проводится коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств; прорабатывается отказ от деструктивных моделей поведения; проводится коррекция самооценки и оказывается помощь в раскрытие ресурсов личности. Психолог проводит оценку адаптации воспитанника в учреждении, консультирует воспитателей и педагогов о ходе его адаптации.
4. Заключительный этап подразумевает закрепление и активное использование полученных навыков эффективной коммуникации и саморегуляции, поддерживается эмоционально стабильное состояния ребёнка, повышается уровень его доверия и эмоциональной привязанности к воспитателям, поддерживается и укрепляется его самооценка, происходит приобщение ребёнка к общественной деятельности и полная его интеграция в коллектив.
Работа на каждом этапе проводится по трё м основным направлениям:
1. Личностный блок (работа с самооценкой, эмоциональным состоянием, проработка прошлого негативного опыта, поиск ресурсов для дальнейшего развития личности).
2. Коммуникативный блок (обучение навыкам коммуникации и решения конфликтов, адаптация в коллективе, социуме).
3. Групповая работа (отработка и закрепление полученных навыков, моделирование ситуаций, интеграция вновь поступившего ребёнка в группу, сплочение коллектива, участие в кружках дополнительного образования, совместная трудовая деятельность, активные спортивные и выездные мероприятия.).
Основными методами и формами работы с детьми младшего школьного возраста по их адаптации являются беседы, консультации, развивающие занятия, мини-тренинги, релаксационные техники, игровая терапия, арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Также используется метод наблюдения, опросы и анкетирование воспитателей, ведётся «Карта наблюдения за ходом адаптации воспитанника».
Работа по адаптации воспитанника должна проводится в едином ключе всеми участниками образовательного процесса.
Результатом благополучной адаптации вновь поступившего воспитанника будет являться:
- стабилизация общего эмоционального фона;
- формирование самосознания и устойчивой адекватной самооценки;
- установление доверительных отношений с воспитателями и другими воспитанниками,
- овладение ребёнком элементарными навыками эффективной коммуникации и конструктивными способами решения конфликтных ситуаций;
- овладение способами саморегуляции, и контролю своего поведения и эмоций;
- формирование навыков к обучению, положительное отношение к школе и процессу обучения;
- усвоение ребёнком и соблюдение им правил Учреждения;
- формирование у ребёнка способности к организации своей деятельности, досуга, соблюдение им режима и распорядка дня
- сформированное у ребёнка чувство защищённости, безопасности и доверия.
Поэтому так важно своевременно решать проблемы, возникающих в адаптационный период, подключать для их решения педагогов, медицинских работников, психологов, всех специалистов, причастных к адаптации ребенка в детском доме. Благополучно пройденный этап адаптации в сиротском учреждении способствует созданию доверительных и доброжелательных отношений ребёнка с социумом, дальнейшей его благоприятной социализации и минимизации психологических травм и негативного опыта.