Аксёнова Ирина Александровна
Как развивать глухого ребёнка дома. Рекомендации для родителей детей с ОВЗ по слуху
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям от
учителя -дефектолога
Аксёновой Ирины Александровны
Давайте поиграем!
Игра – это самое интересное, увлекательное, а самое главное - полезное для ребёнка занятие. Игра бывает разной, но она всегда служит развитию, формирует способности ребёнка слушать, видеть, сравнивать, анализировать, думать, представлять, запоминать, а это в свою очередь является ключом к развитию речи. Любая игра служит речевому развитию.
Не ленитесь, вспомните детство и подарите ребёнку радость общения с вами.
Публикация «Как развивать глухого ребёнка дома, Рекомендации для родителей детей с ОВЗ по слуху» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Развиваем восприятие формы
«На что похожа эта форма?»
Рассмотрите с ребёнком геометрические формы. Обведите пальчиком контур круга, квадрата, овала, треугольника, подберите таблички с названием форм. Затем предложите найти на картинке предметы, похожие на данную форму. Например: арбуз и мяч похожи на круг, книга - на прямоугольник или квадрат, овал - на огурец и т. д. Если ребёнок ещё не овладел аналитическим чтением, т. е. не умеет устно-дактильно прочитать слово, то прочитайте названия форм и предметов глобально, подложите к ним таблички с их названием.
Развиваем восприятие величины.
Часто, говоря ребёнку о величине предмета, родители ограничиваются лишь двумя определениями: большой или маленький. А между тем существуют параметры величины: длина, высота, ширина, толщина. Необходимо научить ребёнка различать эти параметры.
«Перешагни верёвочку»
Натяните верё вочки на разной высоте: низко и высоко так, чтобы перешагнуть было тяжело. Попросите ребёнка перешагнуть через них. Ребёнок заметит разницу в высоте препятствия и вместе с тем свои возможности в его преодолении. Сделайте таблички: «низко» и «высоко».
Сравните по высоте дома, деревья, людей. «Этот дом высокий», «Этот дом низкий» и др.
Развиваем память и речь.
Для развития речи ребёнку с нарушением слуха, крайне важно иметь хорошую зрительную память. Зрительную память можно развивать с помощью игр :
«Подбери таблички»
На начальном этапе обучения для развития внимания, восприятия, памяти и речи детей развивают способность глобально воспринимать таблички, т. е. читать глобально. Сначала научите ребёнка находить одинаковые таблички. Затем рассмотрите несколько (3-5) картинок, назовите их, подложите к ним таблички вместе с ребёнком, а затем предложите ребёнку самостоятельно подобрать таблички к картинкам или наоборот картинки к табличкам. Учите, указывая на предмет, произносить короткую фразу: «Это мяч». «Это кукла» и т. д.
«Чего не стало?»
Положите перед ребёнком картинки с изображением куклы, мяча, мишки.
У вас такие же игрушки. Соотнесите игрушки с картинкой, назовите их, подберите таблички, прочитайте их. Затем попросите ребёнка закрыть глаза. Спрячьте одну игрушку. Ребёнок должен сказать чего не стало, показать картинку с изображением этой игрушки и прочитать её название.
«У кого?»
В игре участвует несколько человек. Ведущий, например папа. Он раздаёт всем разные картинки (3-4). Второй такой же набор картинок у него. Показывая одну из картинок, он спрашивает, используя табличку, например:
«У кого корова?». Тот, у кого корова отвечает: «У меня корова» и накладывает картинку на картинку. Все слова проговариваются и прочитываются с помощью табличек.
Развиваем внимание и речь.
«Парные картинки»
Положите перед ребёнком картинки, например: машина, телефон, вертолёт и др. Назовите картинки, подложите к ним таблички и прочитайте их глобально или аналитически, т. е. устно-дактильно. Предложите из ряда других любых картинок подобрать такие же одинаковые, и положить их рядом.
Развиваем тактильное восприятие
«Чудесный мешочек»
Рассмотрите с ребёнком натуральные овощи и фрукты. Назовите их, прочитайте таблички, дайте подержать в руке,«обследовать». Затем сложите их в мешочек из ткани. Покажите ребёнку картинку, например яблоко и попросите достать его на ощупь из мешка, не заглядывая в него:
«Дай мне яблоко». Что это? Это яблоко.
Точно так же можно играть с игрушками, геометрическими телами (куб, шар, предметами разной величины:
«Дай большой куб (шар). Дай маленький куб (шар).
Развиваем слуховое восприятие.
«Что звучит, угадай»
Для проведения этой игры приготовьте музыкальные игрушки и картинки с изображением этих игрушек.
Например: барабан, бубен, гармошку, дудку, пианино, свисток, металлофон и др. Дайте ребёнку возможность самостоятельно поиграть с ними, послушать звучание и найти соответствующие таблички с названием этих игрушек.
Затем посадите ребёнка за стол и дайте ему картинки. Спрячьте игрушки за ширмой и играйте на одной из них.
Задача ребёнка угадать, что звучит, показать вам картинку, назвать и показать движения игры на определённой игрушке, произнести звукоподражание:
Гармошка-ля ля ля, дудка - ууу, бубен –бум, барабан-та та, металлофон – па па па, пианино –ту ту ту.
«Чей голос?»
Для проведения этой игры используют игрушки -животные или картинки с их изображением. Предложите ребёнку назвать звукоподражание животным. Корова – МУ, собака – АФ, коза – МЕ, лошадь – ПРР, кошка – МЯУ, лягушка – КВА и др.
Аналогично первой игре, ребёнок должен узнать на слух звукоподражания, произносимые вами за экраном или ширмой, показывая вам в ответ картинку или игрушку, подражая голосам животных.
«Сколько?»
Спрячьте за ширмой музыкальные игрушки. Предложите ребёнку послушать, сколько раз вы ударили, например, в бубен или в барабан.
Количество звуков ребёнок показывает на пальцах, а если уже знает цифры, то можно показать и цифру.
«Где звучит?»
Цель этой игры определить направление звучания.
Завяжите ребёнку глаза платком. Возьмите любую музыкальную игрушку и издавайте по очереди звук слева от ребёнка, справа, спереди и сзади. Ребёнок указательным жестом - «Там» даёт ответ на вопрос «Где звучало?»
Когда ребёнок выучит название направления он должен отвечать словесно или показывать таблички: «Справа», «Сзади» и т. д.
«Угадай мелодию»
Учите детей прислушиваться к музыке разного характера.
Послушайте марш, вальс, польку. Во время марша – шагайте, под музыку вальса – плавно двигайтесь из стороны в сторону, а во время польки – весело танцуйте, передавая настроение танца. Затем предложите ребёнку послушать и угадать мелодию, выполняя соответствующие движения под музыку, подбирая речевой материал:«Это марш», «Это полька», «Это вальс».
Желаю успеха!