Татьяна Кириченко
Как развивается речь ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить- правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, падеже, числе, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью- сложный, многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка, достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, нужна речевая среда. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Публикация «Как развивается речь ребенка» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
В общении с окружающими малыш сначала подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. В овладении речью важна языковая способность ребенка.
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики, изменяет слова, строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. Ну а точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если артикуляционный аппарат в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука. В момент произнесения звука происходит сближение или смыкание языка, губ, мягкого неба с неподвижными частями артикуляционного аппарата: зубами, альвеолами, твердым небом. Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш усваивает сначала те звуки, которые легче произносить, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В оформлении звучащей речи принимают участие и голосовой аппарат, и органы дыхания. Произнесение гласных звуков, звонких согласных, сонорных (р, л, м, н) осуществляется благодаря колебанию голосовых связок. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков. Так, например, в зависимости оот того, куда направляется воздушная струя- в ротовую или носовую полость, при одинаковом положении органов артикуляционного аппарата звуки будут звучать по- разному: при произнесении м, мь, н, нь воздух проходит через носовую полость. Звуков б, бь, д, дь- воздушная струя выходит через рот.