Алина Долгушина
Консультация «Как рассказать ребёнку о его правах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Существует мнение, что детям не нужно разъяснять их права, чтобы не мешать правильному воспитанию. Некоторые родители считают, что в этом случае дети могут стать совсем неуправляемыми. Однако нужно помнить о том, что чувство собственного достоинства гораздо легче разрушить, чем создать. Дети должны знать о своих правах, это способствует становлению личности.
Публикация «Консультация „Как рассказать ребёнку о его правах?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
В 1989 году была принята Международная Конвенция о правах ребенка. Она признала права детей наравне с взрослыми. Россия присоединилась к Конвенции и приняла все ее положения. Основные положения Конвенции о правах ребенка : Государство принимает на себя обязательства по охране жизни, здоровья и благополучия детей. Они признаются объектом особой заботы. Права ребенка, продекларированные Конвенцией: право на семью; право на защиту и заботу государства, если у ребенка нет родителей или они не могут выполнять свои обязанности; право на равенство; право на образование; право на свободное выражение своих мыслей; право на собственное мнение; право на имя и на гражданство; право на получение информации; право на защиту от насилия и от жестокого обращения; право на медицинское обслуживание; право на отдых и на досуг; право на дополнительную защиту государства в случае особых потребностей, например, при инвалидности. Забота о выполнении прав ребенка и о наилучшем обеспечении его интересов ложится в первую очередь на родителей или на лиц, их заменяющих.
Так как же рассказать ребёнку о его правах?
Начинать разговор о правах ребенка можно, если в семье права ребенка не нарушаются. Однако родители могут и не осознавать, что своими действиями они препятствуют соблюдению прав своего ребенка.
Часто в поведении родителей появляются моменты, которые мешают общению с детьми и воспитанию в них самоуважения:
Преобладание приказов и предупреждений несет неуважение к ребенку;
Частые угрозы вызывают привыкание, и ребенок перестает на них реагировать;
Мораль, нравоучения и проповеди в сложных ситуациях вызывают у детей скуку и неприятие;
Готовые решения, навязываемые родителями, показывают, что ребенок не способен справиться с ситуацией сам, демонстрируют неуважение;
Постоянные нотации и лекции перестают действовать на детей;
Критика и обвинения вызывают у ребенка неуверенность в своих силах; Догадки и интерпретации поведения ребенка заставляют его уходить
от контакта; Постоянные вопросительные предложения не дают почувствовать
самостоятельность, нарушают личное пространство;
Сочувствие на словах, уговоры, применение одинаковых речевых конструкций в разных ситуациях заставляют ребенка почувствовать безразличие родителей. В общении с детьми следует воздержаться от окриков, оскорблений, ругательств, демонстраций власти, пророчеств и угроз. Старая истина, что с людьми нужно обращаться так же, как хочется, чтобы обращались с вами, совершенно справедлива и в общении с детьми.
Хорошей помощью родителям будет опыт человечества, сохраненный в сказках. Ведь они – замечательная иллюстрация нарушения прав человека и последующего восстановления справедливости. Нужно не только читать сказки, но и обсуждать их с ребенком. Чудесные истории помогут удержать внимание малыша, а приключения героев — хороший материал для понимания правильности или неправильности их поступков. Сказки, наглядно демонстрирующие нарушения прав : «Золушка» — нарушено право на досуг и отдых; «Три поросенка» — нарушение права на неприкосновенность жилища; «Красная Шапочка» — нарушено право на неприкосновенность жизни. Список можно продолжить. Вековая мудрость, заключенная в сказках, поможет в ненавязчивой форме объяснить ребенку его основные права.
Еще одно действенное средство воспитания – рисование. Психологи советуют прибегать к этому средству как можно чаще. При помощи детских рисунков можно узнать о проблемах, о настроении, о переживаниях ребенка.
Ролевые игры являются одним из основных видов деятельности дошкольника. При помощи игры дети воспринимают и изучают окружающий мир, учатся общаться, решать возникающие проблемы. Игра имеет большое значение и для правового воспитания детей. В игровой форме ребенку можно рассказать о его правах и обязанностях. Родители должны твердо знать, что они хотят добиться в итоге. Игра – это очень серьезно. Беседы и убеждения влияют на детей меньше, чем игры.
Мы, педагоги, тоже ведём работу в данном направлении. Например, в группе среднего дошкольного возраста «Ласточка» 17 декабря 2018 года было проведено занятие, где воспитанники узнали о «Конвенции о правах ребёнка», посредством игр и беседы вспомнили о своих правах и обязанностях. Дети сами пришли к выводу, что необходимо уважать доброжелательно относиться друг к другу, независимо от расовой принадлежности. Аппликация «Медальончик дружбы» сплотила их ещё больше. Ребята с радостью забрали результаты своего творчества домой.
Нужно четко обозначить круг обязанностей всех членов семьи,
начиная с взрослых и заканчивая малышами. Это поможет вырастить людей, уважающих себя и окружающих. В первый раз заговорив о правах и обязанностях ребенка, важно не прекращать обсуждение темы. Поводов
может быть бесконечно много: каждый поступок ребенка – это почва для воспитательного воздействия.