Наталья Мамаева
Консультация «Как работать с чистоговоркой»
Способы работы с чистоговоркой :
1 Подбрасывая мяч, проговаривая чистоговорку (на слово, на слог).
2. Перебрасывая мяч из руки в руку.
3. Прихлопывая ритм ладошкой.
4. Проговорить 3 раза подряд не спеша и не сбиться.
5. Использовать как считалки
Учитель – логопед в постоянном поиске более эффективных методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Мотивация детей требует постоянной активизации для достижения максимального результата.
Публикация «Консультация „Как работать с чистоговоркой“» размещена в разделах
Поэтому необходимо искать приемы коррекционной работы с дошкольниками, которые могут заинтересовать ребенка, вовлечь его в логопедический процесс.
Один из таких приемов – это рифмование, проговаривание, договаривание и придумывание чистоговорок.
Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Работа с чистоговорками нацелена на отработку звукопроизносительной стороны речи, развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же коррекцию лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Виды заданий для работы с чистоговорками :
1. Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.
-произносим с различной интонацией;
-произносим голосом разным по тембру;
-произносим тихо или громко;
-произносим в разном темпе;
-произносим, меняя место логического ударения.
2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.
- добавляем слог с определё нным звуком:
Сы-со-са – на носу о… (са).
Су-са-сы – прилетели две о… (сы) и т. д.
-прошагаем по слогам:
Ла-ла-ла – Ми-ла в ло-доч-ке плы-ла.
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
-закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом) :
Са-са-са – … (каша, коза, коса? Са-са-са – коса.
Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно? Ро-ро-ро – ведро.
-повторяем без ошибок:
Су-шу, су-шу – я письмо пишу.
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
-поменяем звуки:
«л» на «р» : Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.
«ш» на «с» : Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.
3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
- изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за (лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т. д.
-отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия) :
Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора
- подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки) :
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
-отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки) :
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла
-называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т. д.
-называем слова «ласково» :
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т. д.
4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.
Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т. д.