Елена Киселёва
Как правильно составить картотеку подвижных игр для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является одним из наиболее важных периодов в жизни человека.
В этом возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия и всесторонней двигательной подготовленности (Набатникова М. Я., 1982; Талер Л. Я., 1989; Гуськов С. И., Дягтерева Е. И., 1996; Немсровский В. М., 2000; Горская И. Ю., 2008 и др.).
Е. А. Покровский замечает: «Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры».
Публикация «Как правильно составить картотеку подвижных игр для дошкольников» размещена в разделах
Воспитатели дошкольных учреждений всегда проводят в режиме детского сада подвижные игры. Однако чаще всего эти игры не совсем соответствуют возрастным возможностям детей и не способствуют их физическому развитию в полной мере.
Кроме того порой воспитатели не предполагают вариантов усложнения уже разученных
подвижных игр – это снижает интерес детей к самой игре и развитие функциональных возможностей детского организма.
Значительно облегчает работу воспитателя создание картотеки подвижных игр по каждой возрастной группе (в конце этих материалов приводится пример заполнения карточки
такой картотеки).
Не во всех комплексных программах есть рекомендации по подбору подвижных игр
в соответствии с возрастными возможностями.
Предлагаю обратить внимание на программы, соответствующие ФГОС ДО:
• ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ под редакцией М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, (М. Мозаика-Синтез 2015г. - раздел
Физическая культура в каждой возрастной группе);
• программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е.
(2015г – Приложение №7)
Ниже приводится перечень рекомендуемых программами подвижных игр для каждой группы дошкольного возраста. Обратите вимание, что все игры классифицируются по выполнению основного движения.
Примеры игр
Подготовительная группа.
С бегом. Быстро возьми, быстро положи, Перемени предмет, Ловишка,
бери ленту, Совушка, Чье звено скорее соберется, Кто скорее докатит обруч до флажка, Жмурки, Два Мороза, Догони свою пару, Краски, Горелки, Коршун и наседка.
С прыжками. Лягушки и цапля, Не попадись, Волк во рву.
С метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый
меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».
С ползанием и лазаньем. «Перелет птиц», «Ловля обезьян».
Эстафеты. «Веселые соревнования», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнования. «Кто скорее добежит через препятствия к
флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?».
Народные игры. «Гори, гори ясно!», Лапта.
Старшая группа
С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые
ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки»,
«Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники»,
«Бездомный заяц».
С прыжками. «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С
кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».
С лазаньем и ползанием. «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы»,
«Пожарные на ученье».
С метанием. «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч»,
«Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо». Эстафеты. «Эстафета парами»,
«Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?»,
«Кто быстрее?», «Кто выше?».
Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.
Средняя группа
С бегом. Самолеты, Цветные автомобили, У медведя во бору, Птичка и кошка,
Найди себе пару, Лошадки, Позвони в погремушку, Бездомный заяц, Ловишки.
С прыжками. Зайцы и волк, Лиса в курятнике, Зайка серый умывается.
С ползанием и лазаньем. Пастух и стадо, Перелет птиц, Котята и щенята.
С бросанием и ловлей. Подбрось — поймай, Сбей булаву, Мяч через сетку.
На ориентировку в пространстве, на внимание. Найди, где спрятано,
Найди и промолчи, Кто ушел, Прятки.
Народные игры. У медведя во бору и др.
Вторая младшая группа
С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите
к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес»,
«Птички в гнездышках».
С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробушки и
кот», «С кочки на кочку».
С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой»,
«Кролики».
С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг»,
«Сбей кеглю», «Береги предмет».
На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто и где
кричит», «Найди, что спрятано».
ПРИМЕР заполнения карточки подвижной игры
с прыжками для детей средней группы ДОУ, содержание которой соответствует рекомендациям программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е. (2015г).
«ЛИСА В КУРЯТНИКЕ»
Задачи: Упражнять в прыжках в глубину на расстояние - 20-25 см. Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием.
Описание: На одной стороне площадки очерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.
Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».
Сигналы:КУРЫ ВО ДВОР -для выхода на игровую площадку; ЛИСА - для возвращения кур на насест.
Варианты: 1-Увеличить число ловишек – две лисы.
2-Курам взбираться выше на гимнастическую стенку.