Надежда Агаева
Как правильно подготовиться к игре с аутичным ребенком
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Обычно дети любят играть. Но есть категории детей, которые имеют определенные трудности в развитии игровой деятельности. К их числу относятся дети с аутизмом и аутистическими проявлениями.
Отдельное внимание хочется посвятить теме подготовке к игре. Да, для особенных детей игра – это, к сожалению, не спонтанно и не естественно как для нормотипичных детей, когда любая мелочь превращается в сюжет, сами собой сочиняются диалоги и есть интерес, контакт. Именно поэтому важна подготовка.
Публикация «Как правильно подготовиться к игре с аутичным ребенком» размещена в разделах
Что необходимо учесть?
-Отвлекающие факторы
Другие игрушки, люди, домашние животные, излишне яркий ковёр, шум, телевизор, музыка и т. д. Чтобы сделать выводы об отвлекающих факторах, естественно начинаем с наблюдения. Убираем и исключаем всё, что мешает ребёнку сосредоточиться. Можно играть на полу, можно играть за столом. Лишь бы ребёнку было комфортно. Долой миф, что игра должна быть только на полу. Если ребёнок не может собраться и сосредоточить внимание на полу, то стол будет отличной альтернативой. Берём только нужные игрушки.
-Время
Не менее важно, чтобы ребёнок был сыт, не устал и не хотел бы спать. Перевозбужденный ребёнок - крайне плохой компаньон для игры. Взрослый тоже должен быть готов. Взрослый должен иметь возможность, желание, иначе все развалится, даже не начавшись.
-Удобная поза
Желательно сидеть напротив ребёнка и поддерживать зрительный контакт на том уровне, к которому готов ребёнок. Ребёнок должен сидеть комфортно. Особенно стоит обратить внимание на опору ног и тела, избегать нефизиологичных поз (с круглой спиной, сидеть на пятках). На полу идеальны позы змейка или по-турецки.
-Освещение
Свет не должен быть слишком ярким, чтобы не перевозбуждать. Для «полевых» детей первые попытки сосредоточить внимание могут быть в темноте с фонариком.
-Учёт сенсорных особенностей
Очень многие особенные дети гиперчувствительны. Для таких детей крайне важно подобрать комфортные текстуры и цвета, адекватный уровень звука, запахи.
–Ротация игрушек и порядок
Когда игрушки постоянно горами валяются под ногами, они теряют свою ценность и только провоцируют полевое поведение. Схватил, кинул, покрутил и снова бросил. В доступе достаточно иметь 3-4 игрушки, а остальные в коробках и контейнерах. Это еще и почва для развития навыка просьбы. После игры обязательно сразу приучать ребенка убирать за собой.
И отдельно хочется сказать про музыкальные игрушки. Зачастую они бесполезны –ярких цветов, имеют очень узкий функционал и сами создают почву для зацикленной недоигры.